Моё самообразование
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Михальченко Анна  Геннадьевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА"СОЛНЫШКО"

План самообразования

« Гендерное воспитание дошкольников детей  дошкольного возраста».

Воспитатель:

Михальченко Анна Геннадьевна

                                         

                                                  2020-2021 год

Цель:

Повысить свой профессиональный уровень по теме и  систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании детей в детском дошкольном учреждении.

Задачи:

 Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей

Формирование у родителей гендерной компетентности.

Знакомство  педагогов  с теоретическими знаниями о  психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

Направление: Социально-личностное.

Образовательная область: Социализация.

Перспективное планирование гендерное воспитание.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБДОУ «ДСОВ «Солнышко»

от 01 сентября 2022 года № 0109-07-од»

 ___________Е.В. Давыдова

         

Самообразование

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО  6 ЛЕТ

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Выполнила воспитатель:

1 квалификационной категории

Михальченко А.Г.

пгт. Октябрьское,

2022  год.

ВВЕДЕНИЕ

               Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).        

   В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: высоко - низко – далеко - близко, мягкий - твёрдый – тёплый - холодный  и прочее).

В  дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

Исследовательская деятельность дошкольников включает следующие этапы:

1. выделение и постановка проблемы;

2.поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);

3.сбор материала;

4.обобщение полученных данных, формулировка выводов.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Цель:

развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.

Актуальность .

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования:

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

1.изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

2.создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

3.поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

4.развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

5.развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

6.развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Принципы работы:

1.работа небольшими группами;

2.создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

3.включение игровых упражнений;

4.активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

5.выполнение нетрадиционных заданий;

6.решение проблемных ситуаций;

7.моделирование и анализ заданных ситуаций;

8.показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

9.инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

10.пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

11.вопросы к детям.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

1.представления о свойствах веществ;

2.умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

3.навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

4.расширять знания об объектах и их свойствах.

План реализации самообразования по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Информационно - аналитический

педагогический мониторинг развития детей по экспериментально – исследовательской деятельности;

 - изучение научно – методической литературы по проблеме, опыты работы;

ежегодно

ежегодно

Планово – прогностический

- разработка этапов работы и систематизация методического и наглядного материала по по экспериментально – исследовательской деятельности в соответствии с возрастной группой;

 -пополнение уголков экспериментирования - разработка картотеки экспериментов и опытов по возрастам;

- подбор диагностического инструментария по исследовательско – экспериментальной деятельности;

 -составление перспективного плана взаимодействия с родителями дошкольников;

- подбор и оформление информации для родительского уголка;

 - анкетирование родителей по проблеме;

 - взаимодействие с педагогами ДОУ, обмен опытом работы по проблеме.

ежегодно

ежегодно 

ежегодно

 ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Контрольнодиагностический

- проведение мониторинга с целью выявления знаний, умений и навыков по использованию экспериментальной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников;

- сравнение данных, внесение изменений, дополнений в перспективный план работы с детьми и родителями;

ежегодно

ежегодно

Коррекционно-регулятивный

- коррекция диагностического инструментария;

 - корректировка образовательной деятельности с учётом педагогического мониторинга;

 - внесение дополнений в перспективное планирование на основе анализа мониторинга.

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Обобщающий этап

- обобщение опыта работы по использованию экспериментальной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников;

- обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ результатов;

- оформление аналитического отчёта за межаттестационный период.

ежегодно

ежегодно

ежегодно

План работы на 2022-2023 учебный год

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Работа с родителями

I этап

Подготовительный  

Сентябрь

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Дыбина О. В    Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Сентябрь

Составление плана работы по самообразованию.

Наличие плана работы по самообразованию.

Сентябрь

Анкетирование родителей.

Проведение анкетирования

родителей.

Анкетирование родителей на тему: «Ваше отношение к детскому экспериментированию».

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Октябрь

Проведение экспериментов с детьми:  «Волшебница вода»:  - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”,

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования

Дополнение  развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов.

II этап

Основной

Ноябрь

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.    

Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.                                                              Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.:

Предложить родителям изготовить  книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты».

Консультация: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

Формирование картотеки.

Наличие  картотеки.

Проведение экспериментов с детьми:                                                 «Есть ли у воды вкус?»,                       «Тонет,

не тонет»,                                      «Чудесные спички».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Декабрь

Проведение занятия по теме: - «Удивительные свойства воздуха».

Наличие конспекта  и атрибутов для  детского экспериментирования.

Консультации для родителей  «Экспериментирование

путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

«Рекомендация для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово!»

Оформление и пополнение уголка юного исследователя.

Изготовление и пополнение  атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема;  набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.)

Проведение экспериментов с детьми: «Мы дышим воздухом», «Сколько весит воздух?», «Можно ли поймать воздух?»,

« Может ли воздух быть сильным?».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

Оформление папки «Мои открытия».

Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников.

Январь

Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой).

Пополнение  «Адвент – календаря» по теме:

 «Твори добро» с «Домашними заданиями»  для родителей.

Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка».

Наличие конспекта и атрибутов для  детского экспериментирования.

Проведение экспериментов с детьми:                                                             «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать».                                  «Узнай все о себе, воздушный шарик»,                                                           «Бывает   ли   воздуху           холодно»,                                                          «Упрямый воздух».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Февраль

Проведение экспериментов с детьми: «Мир  бумаги, её свойства», «Можно   ли  склеить  бумагу  водой», « Цветы лотоса»

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Консультация для родителей на тему:

«Экспериментируйте с детьми  дома». Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений».

Обновление уголка детского экспериментирования.

Консультация для родителей на

тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской  деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

«Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент».

Март

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Изучение пособия Е. В. Лосевой:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».

Изучение пособия Тугушевой  Г. П., Чистяковой  А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».  Методическое пособие. — Сбп.: «Детство -Пресс».

Проведение экспериментов с детьми: «В мире стекла», «Таинственные стекла», «Знакомство с лупой», «Солнечные зайчики.

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Создание фотоколлажа:

«Мы экспериментируем».

Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).

Проведение НОД по теме: «Жизнь растений. Растение – живой организм»

(Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;

уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);

определить алгоритм деятельности по посадке растения;

установить, как растение ищет свет;

выявить потребность растения в воздухе,  дыхании;

понять, как происходит процесс дыхания у растения).

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Апрель

Консультация для родителей.

Проведение консультации для родителей.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Апрель

«Мы – фокусник». (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); «Почему все падает на землю?».                                             «В мире пластмассы»,                                            «Могут ли животные жить в земле?».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской  деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

«Адвент – календаря» по теме:

 «Твори добро» с «Домашними заданиями»  для родителей.

III этап

Итоговый (Практический выход).

Май

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Изготовление картотеки.

Май

Отчет  по теме самообразования «Детское экспериментирование путь к познанию окружающего мира».

Родительское собрание на тему: Показ презентации «Юные экспериментаторы».

Список литературы.

1.Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2.Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».

4.Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез»,  2003 год.

5.М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».

6.Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».

7.Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей).

8.С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет).

9. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

10.« Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

11.«Ребенок в мире поиска»  Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

12.Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.

13.Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности  дошкольников» («Метод.рекомендации» издательство Арки 2005 год.

14.В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность».



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА"СОЛНЫШКО"

Самообразования

по теме: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

на 2021-2022 год

                                                                                                               

Воспитатель:

Михальченко А.Г.

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

 кто такой школы не прошел.

                    К.Е.Тимирязев

 

Пояснительная записка

Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Так же в 2017 – 2018 учебном году мы провели проект по теме насекомые «Пёстрая страна» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала  тема исследования живой природы.

Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и

экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих

опытов.

Из всего вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и

общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для

более углубленного изучения какого либо дополнительного материала.

Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более  углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и  методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Актуальность темы

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к  новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.  И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 в детских садах утверждены и введены в действие ФГОС. На современном этапе к выпускнику  - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Новизна данной темы заключается  в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции .

 Педагогическая целесообразность  заключается в том, что  детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности,  приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии.

Также служат источниками для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников программа О. В. Дыбиной, Н. Н. Поддьякова «Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», методические рекомендации Тугушевой Г. П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование». Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.

        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

-Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

 Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Задачи:        

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

- способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности

Методы и приёмы,

Приёмы организации детей в процессе обучения:

 - работа небольшими группами;

 - создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

 - включение игровых упражнений;

 - активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

 - решение проблемных ситуаций;

 - моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

 - показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

 - инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

 - пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

 - вопросы к детям.

Основные принципы, заложенные в основу работы:

 - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

 - динамичности (от простого к сложному);

 - интегративности (синтез искусств);

 - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

 - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

 - преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).

 - возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

 - наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

 - здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

Основными условиями детского экспериментирования являются:

 - взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

 - четкое определение содержания экологического воспитания;

 - использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

 - взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

 - создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

 - экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы,

Приёмы организации детей в процессе обучения:

 - работа небольшими группами;

 - создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

 - включение игровых упражнений;

 - активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

 - решение проблемных ситуаций;

 - моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

 - показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

 - инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

 - пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

 - вопросы к детям.

Основные принципы, заложенные в основу работы:

 - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

 - динамичности (от простого к сложному);

 - интегративности (синтез искусств);

 - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

 - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

 - преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).

 - возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

 - наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

 - здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

Для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:

  • проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
  • нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
  • объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
  • не оставлять вопрос без внимания;
  • радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

ППРС

С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности, стимулируемой взрослым (Н. Н. Поддъяков, я создала оптимальную развивающую предметно-пространственную в старшей разновозрастной группе.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1. безопасность для жизни и здоровья детей;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

- природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;

- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;

-оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;

-литература и карточки- схемы;

-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

    Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.        

План реализации:

 Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Организовать и обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В теч.

года

Организовать сбор природного и бросового материала в уголок.

Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным”

Сен-тябрь, октябрь.

Изучать педагогический опыт других педагогов.

В теч.года

2

Создать картотеку опытов и экспериментов

В теч. года

.Консультации:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч.

года

Просмотр занятия на РМО

ноябрь

3

«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

 В теч. года

 Просмотр занятия с элементами экспериментирования(видео)

Обсуждение.

Январь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

декабрь

4

Разработка серии конспектов с элементами экспериментирова-ния.

В теч. года

Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»

март

Содержание уголков эксперименталь-ной деятельности.»

февраль

5

Составление серии опытов для младших дошкольников.

В теч. года

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

 В теч.

года

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

апрель

Перспективно – тематический план по экспериментированию с детьми дошкольного возраста ( 4 -5 лет.)

Работа с детьми

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Ноябрь.

Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе.

Опыты с водой.

Январь

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Март

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом

Апрель

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с родителями.

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание

«Уголка экспериментирования»  

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка« Исследователи».

Предполагаемый результат:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

-желание улучшить образовательный процесс;

-разработка презентаций.

-разработка и внедрение дидактических материалов.

-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности

-доклады и выступления по распространению опыта работы.

Вывод:

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Список  литературы:

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 20045.

 4.Нищева Н.В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1,2.-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7.Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: Сфера, 2016.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

9.Интернет ресурсы.

  1. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
  2. http://www.maam.ru/ МААМ.ру.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА"СОЛНЫШКО"

Самообразование

«Познавательно-исследовательская деятельность»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО  7 ЛЕТ

Воспитатель:

Михальченко А.Г.

пгт. Октябрьское

2023-2024 год

           Введение

         Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

    Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Большую роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности, где задействованы все сферы жизни и деятельности детей, соответственно и  игровая деятельность.

Актуальность

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современное  время, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развивается детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

А так же в настоящее время в нашей большой стране идет становление новой системы дошкольного образования.

Цель современного воспитателя не идёт к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог должен подвести ребенка с помощью STEAM подхода к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, и его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую усовершенствовать присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

STEAM подход значительно отличается от традиционного подхода. Здесь дети учатся решать проблемы самостоятельно, они делятся между собой своими впечатлениями и знаниями, работают вместе над проектом, вместе решают проблему, если она возникает. 

STEAM подход – это не только метод обучения, но и способ мышления. В образовательной среде STEAM, дети получают знания и сразу же учатся их использовать. Поэтому, когда они вырастают и сталкиваются с жизненными проблемами в реальном мире, будь то загрязнение окружающей среды или глобальные изменения климата, они понимают, что решить такие сложные вопросы можно только опираясь на знания из разных областей и работая всем вместе.

В STEM обучении разработана и структура при проведении экспериментально- исследовательской деятельности.

 Основными этапами процесса исследования предмета или явления считаются: создание мотивации к исследовательской деятельности, выявление проблемы, формулирование гипотез, путей, способов исследования, наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение увиденных результатов, и сделанные на их основе выводы. В организации исследовательской деятельности важен принцип последовательности исследовательского поиска детей. Он основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной умственной и практической деятельности дошкольников. Любое исследование предполагает получение ответа ребёнком на поставленный вопрос, почему происходит то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие знания  и умения остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично участвовал в экспериментировании, эмоционально переживал, планировал свою деятельность, делал вывод.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;

объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

1.формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

2.расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

3.развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.

Предполагаемый результат:

переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.

Перспективное планирование.

Работа с детьми

Сентябрь

Мониторинг по

образовательной области «Познавательное развитие»

Выявление у детей уровня овладения необходимых

навыков и умений по разделу

экспериментирования

Эксперименты с камнями

Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней.

Октябрь

Путешествие за секретами  здоровья

Обобщение и закрепление

представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.

Приборы-помощники.

приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскопы, колбочки, спиртовка..)

Ноябрь

Наблюдение, исследование

свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Закрепление знаний

детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды.

Изучение свойств воздуха в

повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Развитие исследовательской

деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

Декабрь

Изучение свойств магнита в

Самостоятельной деятельности,

во время коллективных

 занятий, опытно -экспериментальной

 деятельности.

Повышение познавательной

активности детей, к  предметам

окружающего мира.

Познавательное занятие

«Льдинка и снежинка».

Путём практического

исследования (рассматривание

снежинок и льдинок через лупу,

изготовление и цветных

льдинок) побуждать детей делать выводы.

Умение называть сходства и различия снега и льда, делать

выводы и умозаключения

Январь

Проект «О чем поспорили Кока-кола и Вода?».

Презентация детского

исследовательского

проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно-

эксперимента льной

деятельности по проекту.

Инновационные технологии-ТРИЗ.

НОД : «Какая бывает вода» (жидкое, твёрдое и газообразное состояние).

использование элементов ТРИЗ при проведении опытов.

Февраль

Викторина «Моя малая Родина».

Закрепление знаний о

ХМАО, знаменитых людях, развитие интереса  к

исследованиям  исторических данных.

"Шаг за шагом".

проведение опытов на занятиях и в свободное время.

Март

Игра-путешествие в страну «Витаминка».

Формирование представлений детей о здоровье, как одном из

главных ценностей человеческой жизни,

закрепление знаний

детей о пользе витаминов,

оформление  «Витаминного» уголка в группе

Апрель

Интегрированное занятие

«Сахарно морожено на блюдечко положено».

Расширение знаний

детей о мороженом,

оформление выставки

поделок детей.

Май

Познавательный проект «Чудо пуговка».

Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе

познавательно-исследовательской

деятельности, выставка поделок детей из пуговиц.

Работа с  родителями.

Сентябрь

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному

развитию.

Знакомство родителей с условиями,

содержанием, методами

воспитания по

познавательному

развитию.

Привлечение родителей к

пополнению уголка «Познание и

экспериментирование

До оформление уголка.

Октябрь

Консультация для родителей на

тему «Организация детского

экспериментирования в домашних условиях».

Папка-передвижка

«Эксперименты на

Кухне».

Ноябрь

Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом.

Набор пособий для

опытов с воздухом.

Декабрь

Участие родителей в оформлении

прогулочного участка «Снежные  постройки».

Участие в конкурсе

Январь

Открытый показ образовательной

деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?».

Презентация детского

исследовательского

проекта «О чем

поспорили Кока-кола и Вода?».

Февраль

Консультация для родителей «Техника безопасности при

проведении опытов на кухне».

Информационный лист «Правила безопасности

при проведении опытов на кухне».

Март

Оказание помощи родителей для

организации игры-путешествия в

страну «Витаминки».

Оформление

«Витаминного» уголка

в группе.

Апрель

Распечатка фотографий с

экспериментальной деятельности для оформления альбома.

Фотоальбом «Юные

исследователи».

Самореализация.

Сентябрь-

май

Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Картотека опытов и

экспериментов для

детей 6-7 лет.

Октябрь

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Папка-передвижка

«Эксперименты на

кухне».

Февраль

Консультация для родителей «Техника безопасности при

проведении опытов на кухне».

Информационный лист «Правила безопасности

при проведении опытов на кухне».

Март

Методическая разработка

«Значение поисково-

исследовательской деятельности

в развитии ребенка».

Выступление на

семинаре. Публикация в социальной сети для

педагогов

Ноябрь-май

Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской

деятельности.

Публикации в

социальных сетях для

педагогов и на сайте

МБДОУ.

Май

Отчет о проделанной работе самообразования с

подготовкой презентации

Выступление на

Педсовете.

Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

2

Умение принимать и ставить цель

3

Умение решать проблемы

4

Умение анализировать объект или явление

5

Умение выделять существенные признаки и связи

6

Умение сопоставлять различные факты

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

8

Умение делать выводы

Вывод:

 

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. « Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно..

Самостоятельно

формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам .Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей.

Средний

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов.

Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи .

Низкий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

На начало года: Детей с высоким уровнем знаний - это 5%

                                          со средним уровнем знаний - это 80%

                                           с низким уровнем знаний - это 15%

Вывод:

На основании обследования и наблюдения воспитателя за степенью овладения экспериментальной деятельностью показали, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью.

Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание.

Ожидаемые результаты

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.

Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твёрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

Список  литературы:

1.Бондаренко Т.М.экологические занятия для детей 5-6 лет.

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц.Учитель. Воронеж, 2002

2.ВостроухинаТ.В., Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. Издательство «ТЦ Сфера»

3.Дыбина О.В.Неизведанное  рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников. М.,2005.

4.Зыкова О. А., Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «Элти- Кудиц», 2017г.- 104 с.  

5.Костюченко М.П. ,Деятельность дошкольников в детской  экспериментальной лаборатории.

Программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов Издадельство «Учитель»

Волгоград собственного познавательного.

6.Нищева Н. В., Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах- С- Пб: «Детство- Пресс» – 2015г.- 240 с.  

7.Нищева Н. В., Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры – С- Пб: «Детство- Пресс» – 2013г.- 235 с.  

8.Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...