Консультация для педагогов "Декоративно-прикладное искусство России и его значение в нравственно -патриотическом развитии дошкольника"
консультация по окружающему миру

Конькова Елена Викторовна

Консультация для педагогов

Декоративно – прикладное искусство России и его значение в нравственно-патриотическом развитии  дошкольника

 

 

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

 М.И. Калинин

 

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.

Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников.

Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

 

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

О роли и значении народного декоративно- прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, а также говорили современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

 

Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы, но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы. В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, и тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства.

 

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо. Природа служила главным источником вдохновения народных умельцев, но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества вдохновляет профессиональных художников. Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова: «Возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности, но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре» [8, с. 5].

Ведущая творческая идея народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

 

                                          Виды народных промыслов

Городецкая роспись по дереву – это знаменитый народный промысел, появившийся в 40-х годах XIX века в деревнях, расположенных по реке Узола, близ города Городца. Росписью мастера украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и детские стульчики. Обязательной частью композиции городецкой росписи являются пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье, но главным «героем» городецкого промысла был и остается «конь-огонь». Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах. Современные мастера фабрики «Городецкая роспись» успешно продолжают развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению. В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. Знаменитый народный художественный промысел городецкой росписи известен не только в России, но и во многих странах мира [9].

 

Хохломская роспись по дереву. Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная расписная посуда, которая изготавливалась из липы или березы.

Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность последнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. Получается блестящая «серебряная» поверхность. Далее поверхность хохломского изделия расписывается масляными красками без предварительного рисунка. В хохломской росписи различают два вида орнамента - «травный» и «под фон». Наиболее древним являются «травные» узоры. Они выполняются в технике «верхового» письма. В нем цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, который после дальнейшего нанесения лака и закалки в печи становится «золотым». К «верховому» письму относятся росписи «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный орнамент». Орнамент «под фон» включает росписи: «фон», «древко» и «Кудрину», которая выполнялась следующим образом: на покрытую алюминиевым порошком поверхность изделия наносили черной краской контуры орнамента - стеблей растений, листьев, различных ягод и цветов [7].

 

Гжельская керамика. В селе Гжель Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень. Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарными изделиями, а в середине XVIII века гжельские мастера начали выпускать изделия с росписью по сырой эмали. На них изображались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены. Сосуды украшались также скульптурой: условно переданными человеческими фигурками, птицами, животными. Когда русским ученым Д.И. Виноградовым в середине XVIII века был открыт секрет состава фарфоровой массы, гжельские мастера начинают создавать изделия из фарфора: масленки, чашки, молочники, кружки, украшенные яркой росписью. Во второй половине XVIII века в росписи гжельских мастеров излюбленным материалом был кобальт. Сочетание белого фона с синей росписью стало типичным и для современных мастеров, работающих в производственном объединении «Гжель».Орнамент, украшающий гжельские изделия — растительный: цветы, травы, стебли с листьями, колосья переработаны в декоративные. Ручная роспись характеризуется непосредственностью рисунка, легко располагающегося на поверхности вещи. Живопись мазка зависит от движения руки. Мастерицы гжельского промысла, наносящие роспись вручную, постепенно создали свой творческий почерк. Этот один из наиболее известных фарфоровых промыслов России [15].

 

Дымковская игрушкаБольшую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ города Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение зимы мастерицы готовили свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался торговлей свистульками. Их яркая роспись соответствовала общему весеннему настроению. Лепились игрушки из местной красной глины, обжигались, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновыми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок поражают своей праздничностью. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание нескольких цветов в одном изделии требует от мастерицы особого умения. Образы дымковских игрушек отражают городской быт и отличаются яркостью красок, особой выразительностью и юмором. Со временем дымковская игрушка находит широкое применение в быту как декоративное украшение. Дымковская игрушка близка народу метким изображением характеров, остроумием, чувством радости. В этом ее ценность и уникальность [15].

 

Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду и игрушки: коней, оленей, баранов и т.д. В 1930 г. гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля, они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый [4].

 

Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области является центром традиционной русской глиняной игрушки. Зарождение промысла связано с давним производством гончарной посуды. С XIX в. филимоновская игрушка становится, широко известна. Это игрушки, в основном свистульки, в виде фигурок животных, украшенные геометрическим орнаментом. В 1967 г. в Филимонове была создана мастерская. Традиционная филимоновская игрушка основывается на пластических качествах жирной глины «синики». После высыхания глины игрушки трескаются; трещины на них заглаживаются, придавая фигуркам более вытянутую форму. При обжиге природный сине-черный цвет меняется на белый, поэтому фон у игрушки расписывается анилиновыми красками, разведенными на яйце: красной, желтой, зеленой, синей, фиолетовой. Геометрический орнамент состоит из полосок, солярных знаков. Нередко женские фигуры расписывают не только полосами, но и цветами, розетками, треугольниками. Современные мастера сохранили в своем творчестве традиционные формы сочетания цветов и орнамент [14].

 

Семеновская роспись. С давних времен в России была широко известна семеновская деревянная ложка с особым типом росписи. Именно на основе традиции ложечной росписи в 1930-е годы 20 века возникло производство семеновской матрешки. В настоящее время ее выпускает фабрика «Семеновская роспись», созданная в 1970 году на базе фабрики «Сувенир». Расписная многоместная матрешка, иногда состоящая из 15-18 кукол, стала символом русского народного искусства. Роспись матрешки выполняется анилиновыми красителями. Художники располагают цветы по всей поверхности изделия, добиваясь законченной композиции. Характерная деталь росписи - букетик цветов в руках у матрешки. Фабрика изготавливает также сувенирные игрушки, берестяные изделия, подставки, кадочки, ковши. Семеновская игрушка - один из наиболее известных русских сувениров. Изделия промысла неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, широко представлены во многих ведущих музеях страны [20].

Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. По мнению В.А. Сухомлинского: «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное» [15. с.57].

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

 

Основные направления работы с детьми:

  1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Обучение декоративному рисованию, лепке на основе подлинных предметов народного искусства.
  3. Формирование детского декоративного творчества.

Задачи обучения:

  1. Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
  2. Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное.
  3. Формировать умение различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.
  4. Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, фарфор).
  5. Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
  6. Учить составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства: народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Гжели.
  7. Формировать умение передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию: симметричную, ассиметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из соленого теста, готовые бумажные тарелки, деревянные заготовки посуды, досок, матрешек и др.).

 

Методы и приемы обучения во время непосредственной образовательной деятельности:

  1. Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ. Например: «одевание» дымковских игрушек – использование трафаретов с изображением игрушек;
  2. связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров;
  3. сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи и вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;
  4. использование движения руки – очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;
  5. упражнения в начале занятия при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания;
  6. показ способов изображения новых элементов;
  7. использование магнитной доски для обучения композиции, расположению узора, поисков вариантов построения;
  8. называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании, аппликации («завиток ведем вверх, потом вниз…»);
  9. взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по декоративной деятельности.

 

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Декоративно-прикладное творчество является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Знакомство детей с декоративно – прикладным позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Декоративно – прикладное искусство России и его значение в нравственно-патриотическом развитии  дошкольника

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

 М.И. Калинин

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.

Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников.

Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

О роли и значении народного декоративно- прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, а также говорили современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы, но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы. В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, и тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо. Природа служила главным источником вдохновения народных умельцев, но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества вдохновляет профессиональных художников. Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова: «Возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности, но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре» [8, с. 5].

Ведущая творческая идея народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

                                          Виды народных промыслов

Городецкая роспись по дереву – это знаменитый народный промысел, появившийся в 40-х годах XIX века в деревнях, расположенных по реке Узола, близ города Городца. Росписью мастера украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и детские стульчики. Обязательной частью композиции городецкой росписи являются пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье, но главным «героем» городецкого промысла был и остается «конь-огонь». Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах. Современные мастера фабрики «Городецкая роспись» успешно продолжают развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению. В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. Знаменитый народный художественный промысел городецкой росписи известен не только в России, но и во многих странах мира [9].

Хохломская роспись по дереву. Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная расписная посуда, которая изготавливалась из липы или березы.

Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность последнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. Получается блестящая «серебряная» поверхность. Далее поверхность хохломского изделия расписывается масляными красками без предварительного рисунка. В хохломской росписи различают два вида орнамента - «травный» и «под фон». Наиболее древним являются «травные» узоры. Они выполняются в технике «верхового» письма. В нем цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, который после дальнейшего нанесения лака и закалки в печи становится «золотым». К «верховому» письму относятся росписи «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный орнамент». Орнамент «под фон» включает росписи: «фон», «древко» и «Кудрину», которая выполнялась следующим образом: на покрытую алюминиевым порошком поверхность изделия наносили черной краской контуры орнамента - стеблей растений, листьев, различных ягод и цветов [7].

Гжельская керамика. В селе Гжель Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень. Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарными изделиями, а в середине XVIII века гжельские мастера начали выпускать изделия с росписью по сырой эмали. На них изображались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены. Сосуды украшались также скульптурой: условно переданными человеческими фигурками, птицами, животными. Когда русским ученым Д.И. Виноградовым в середине XVIII века был открыт секрет состава фарфоровой массы, гжельские мастера начинают создавать изделия из фарфора: масленки, чашки, молочники, кружки, украшенные яркой росписью. Во второй половине XVIII века в росписи гжельских мастеров излюбленным материалом был кобальт. Сочетание белого фона с синей росписью стало типичным и для современных мастеров, работающих в производственном объединении «Гжель».Орнамент, украшающий гжельские изделия — растительный: цветы, травы, стебли с листьями, колосья переработаны в декоративные. Ручная роспись характеризуется непосредственностью рисунка, легко располагающегося на поверхности вещи. Живопись мазка зависит от движения руки. Мастерицы гжельского промысла, наносящие роспись вручную, постепенно создали свой творческий почерк. Этот один из наиболее известных фарфоровых промыслов России [15].

Дымковская игрушкаБольшую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ города Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение зимы мастерицы готовили свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался торговлей свистульками. Их яркая роспись соответствовала общему весеннему настроению. Лепились игрушки из местной красной глины, обжигались, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновыми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок поражают своей праздничностью. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание нескольких цветов в одном изделии требует от мастерицы особого умения. Образы дымковских игрушек отражают городской быт и отличаются яркостью красок, особой выразительностью и юмором. Со временем дымковская игрушка находит широкое применение в быту как декоративное украшение. Дымковская игрушка близка народу метким изображением характеров, остроумием, чувством радости. В этом ее ценность и уникальность [15].

Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду и игрушки: коней, оленей, баранов и т.д. В 1930 г. гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля, они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый [4].

Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области является центром традиционной русской глиняной игрушки. Зарождение промысла связано с давним производством гончарной посуды. С XIX в. филимоновская игрушка становится, широко известна. Это игрушки, в основном свистульки, в виде фигурок животных, украшенные геометрическим орнаментом. В 1967 г. в Филимонове была создана мастерская. Традиционная филимоновская игрушка основывается на пластических качествах жирной глины «синики». После высыхания глины игрушки трескаются; трещины на них заглаживаются, придавая фигуркам более вытянутую форму. При обжиге природный сине-черный цвет меняется на белый, поэтому фон у игрушки расписывается анилиновыми красками, разведенными на яйце: красной, желтой, зеленой, синей, фиолетовой. Геометрический орнамент состоит из полосок, солярных знаков. Нередко женские фигуры расписывают не только полосами, но и цветами, розетками, треугольниками. Современные мастера сохранили в своем творчестве традиционные формы сочетания цветов и орнамент [14].

Семеновская роспись. С давних времен в России была широко известна семеновская деревянная ложка с особым типом росписи. Именно на основе традиции ложечной росписи в 1930-е годы 20 века возникло производство семеновской матрешки. В настоящее время ее выпускает фабрика «Семеновская роспись», созданная в 1970 году на базе фабрики «Сувенир». Расписная многоместная матрешка, иногда состоящая из 15-18 кукол, стала символом русского народного искусства. Роспись матрешки выполняется анилиновыми красителями. Художники располагают цветы по всей поверхности изделия, добиваясь законченной композиции. Характерная деталь росписи - букетик цветов в руках у матрешки. Фабрика изготавливает также сувенирные игрушки, берестяные изделия, подставки, кадочки, ковши. Семеновская игрушка - один из наиболее известных русских сувениров. Изделия промысла неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, широко представлены во многих ведущих музеях страны [20].

Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. По мнению В.А. Сухомлинского: «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное» [15. с.57].

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

Основные направления работы с детьми:

  1. Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Обучение декоративному рисованию, лепке на основе подлинных предметов народного искусства.
  3. Формирование детского декоративного творчества.

Задачи обучения:

  1. Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
  2. Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное.
  3. Формировать умение различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.
  4. Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, фарфор).
  5. Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
  6. Учить составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства: народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Гжели.
  7. Формировать умение передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию: симметричную, ассиметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из соленого теста, готовые бумажные тарелки, деревянные заготовки посуды, досок, матрешек и др.).

Методы и приемы обучения во время непосредственной образовательной деятельности:

  1. Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ. Например: «одевание» дымковских игрушек – использование трафаретов с изображением игрушек;
  2. связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров;
  3. сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи и вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;
  4. использование движения руки – очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;
  5. упражнения в начале занятия при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания;
  6. показ способов изображения новых элементов;
  7. использование магнитной доски для обучения композиции, расположению узора, поисков вариантов построения;
  8. называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании, аппликации («завиток ведем вверх, потом вниз…»);
  9. взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по декоративной деятельности.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Декоративно-прикладное творчество является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Знакомство детей с декоративно – прикладным позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Ознакомление детей дошкольного возраста с народно-декоративным искусством России. »

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслужи...

Консультация "Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей"

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность....

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.

Актуальность  В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...

Консультация для родителей «Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей»

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его деятельность....

Консультация для родителей на тему "Как объяснить ребёнку значение праздника День России"

Воспитание маленького патриота - важное занятие. Но иногда очень трудно объяснить детям казалось бы обычные вещи. Небольшая консультация поможет объяснить ребёнку значение такого праздника как День Ро...

Доклад: «Народное искусство и его воспитательное значение для детей дошкольного возраста»

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из главных его функций – воспитательная.  Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное...