Проект "Волшебница вода"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Майер Наталья Геннадьевна

Краткосрочный проект "Волшебница вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_sr_gr_volshebnitsa_voda.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад «Байр»

359010, Республика Калмыкия,

Яшалтинский район, с. Яшалта, ул.Ленина,8

8 (847 45)91230

e-mail: fa.s.67@mail.ru

http://yashaltabair.kalm.prosadiki.ru/ 

Проект на тему:

 «Волшебница вода»

Подготовила воспитатель: Майер Н.Г.

2023г

Проект в средней группе «Волшебница вода»

Тип проекта : исследовательский, творческий, игровой. 

По продолжительности: краткосрочный (с11.12 по 15.12. 2023года).  Участники: Дети, родители, воспитатель.

Цель: формирование представлений о свойствах воды; расширение знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитание бережного отношения к природным ресурсам нашей планеты.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях.

2. Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого.

3. Пополнить уголок материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др.

Актуальность:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.

Дети по природе своей являются исследователямиИсследовательская активность, поведение — естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.

Ожидаемый результат:

У детей расширяются знания о воде, её свойствах. Возникает понимание значимости воды в жизни человека и всего живого. Развитие у детей познавательных способностей в процессе экспериментирования. Расширение кругозора детей, развитие речевой активности.

Подготовительный этап:

-выбор темы;

-постановка проблемы;

-изучение методической литературы;

-обследования уровня развития познавательного интереса у детей;

-разработка плана мероприятий проекта.

Основной:

-наблюдения на прогулках;

-беседы;

-игры-эксперименты;

-чтение художественной литературы;

-работа с родителями.

Реализация проекта.

Беседа: "Что мы знаем о воде?", "Значение воды в жизни человека", " Бережем воду вместе".

Экспериментальная деятельность:

«Лавовая лампа," Цветные льдинки", «Капиллярный эффект. Превращаем зубочистки в звездочки», «Радужная вода», «Разноцветные льдинки».

Чтение художественной литературы: Е.Ульева «Почему идет дождь?»; С.Сахарнов «Кто в море живет»; Я.Акимов «Первый снег».

Наблюдение: Наблюдение за снегом, наблюдение за тающим снегом.

Подвижная игра: «Море волнуется»

Консультация для родителей: «Вода нужна для организма»

Заключительный этап:

Просмотр мультфильма «Путешествие капельки»

     Заключение:

В ходе реализации проекта «Волшебница вода» у детей сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи).

Беседа «Что мы знаем о воде?»

Цель: формировать у детей представления о воде и ее свойствах.

Задачи: 

Образовательные: 

1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

2.Уточнить значение воды для всего живого.

Развивающие:

  1. Активизировать словарь детей: океаническая, морская, речная, болотная, соленая, пресная, жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в

активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывающие: 

Воспитывать бережное отношение к воде, к окружающему миру.

                                          Ход беседы.

- Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Капельку. Она очень плакала. Капелька рассказала мне, что очень сильно стукнулась и потеряла память, все о себе забыла. Не помнит, кто она и откуда появилась. Я ее пригласила к нам в детский сад и сказала, что мы поможем все вспомнить. У нее с собой книга с загадками, но она не знает для чего. Ребята, а что нужно делать с загадками? Давайте поможем и отгадаем загадки. Отгадаете загадки? (Ответы детей)

Течет, течет, не вытечет

Бежит, бежит, не выбежит.

                             (Река)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним, прочь бегут.

                            (Дождь)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

На землю падает опять.

                              (Вода)

(Беседа о воде. Беседа сопровождается показом презентации «Вода на земле».)

Капелька: А что такое вода?

Воспитатель: Ребята, как помочь нашей капельке? Давайте расскажем ей, все что мы знаем о воде. Скажите пожалуйста, ребята, где в природе можно встретить воду? (в озере, океане, реке, море, роднике, ручье) Ребята, а вы знаете, что воду в океане называют океаническая. Давайте повторим. А воду в море называют? (морская) А воду в реке? (речная) А в болоте? (болотная) А вы знаете, что вода в море и океане соленая? Ее пить нельзя. А в реке и озере вода пресная.

Воспитатель: Ребята, подскажите Капельке, для чего людям нужна вода? (Ответы детей)

-А животным нужна вода? (Для того, чтобы пить)

-Рыбам нужна вода? (Это среда их обитания)

-Растениям нужна вода? (Чтобы расти)

Вот видите, как важна вода для всех. Поэтому воду нужно беречь.

-А в группе мы можем беречь воду? (Помыли руки, надо закрыть кран)

- Ребята, а что же такое вода? (Ответы детей). Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно наливать в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить .

Итог: Вода важна и нужна! Без воды прожить нельзя!

Тема беседы : « Бережём воду вместе!»

Цели:

Показать значение воды в жизни человека.

Познакомить с мерами охраны водоёмов от загрязнений.

Воспитывать бережное отношение к воде как к бесценному дару природы.

Задачи:

1. Привить навыки экономичного расходования воды в домашних условиях

2. Показать, насколько дорого стоят природные ресурсы (вода).

Ход беседы.

Воспитатель. Сегодня у нас необычное занятие. Мы поговорим с вами о природных ресурсах, а о каких , вы узнаете отгадав загадку.

Так много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем?

Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество.

Наш организм в основном состоит из воды; она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся.

Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? (Умываться, купаться, готовить еду, мыть посуду, стирать, мыть полы, окна, поливать цветы и т. д.)

Кто ещё нуждается в воде? (Животные, растения).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!

А много ли воды на нашей планете? Хватит ли её всем? ( Показываю детям глобус, напоминаю, что голубым цветом изображены моря и океаны ). Вода обладает очень важным свойством – давать жизнь всему живому.

Воспитатель: Вода может быть в твёрдом состоянии: это лёд. Если мы подержим кубик льда в руках, что произойдёт? (Растает, превратится в воду) . Вода может быть в жидком состоянии: это обыкновенная вода из крана, любой водоём. Вода может быть в газообразном состоянии: это пар. Где его можно увидеть? Все вы, наверное, замечали, что когда кипит чайник, то из его носика выделяется белый дымок. Это и есть пар. Что произойдёт, если вовремя не выключить чайник?

Ночью прошёл дождь, земля стала мокрой. Наступил день, выглянуло солнышко. Прошло какое-то время, и земля стала сухой. Как вы думаете, куда делась вода? (Испарилась).

Итак, мы узнали, что вода бывает в жидком, твёрдом, газообразном состоянии.

Но это ещё не все свойства воды, есть и другие.Какая вода на вкус? Сладкая? Горькая? Солёная? Кислая? (Безвкусная). Значит, ещё одно свойство – она не имеет вкуса.

Определение запаха воды. Дети нюхают воду.Есть ли запах у воды? (Нет) Значит, вода не имеет запаха.

Определение цвета воды.Имеет ли вода цвет? (Нет, она прозрачна) Итак, мы узнали, что вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.

Воспитатель: Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль: регулируют климат и сохраняют животный и растительный мир.

Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Давайте понаблюдаем, как мы пользуемся водой.

Оказывается неразумно: забываем закрывать краны, бросаем мусор в водоёмы, загрязняя его… А ведь именно мы с вами хозяева природы. И охранять её – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте её беречь.

Воспитатель. Чтобы сократить потери воды, надо:

не оставлять краны открытыми;

следить за исправностью кранов;

регулировать силу струи воды;

выключать воду, пока чистим зубы;

уменьшать напор, когда моем посуду.

Беседа «Значение воды в жизни человека»

Цель: уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека

Задачи: 1.Формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

           2.Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.

            3.Развивать познавательные способности, воображение, креативность, приобщать к элементарной поисковой деятельности.

ХОД БЕСЕДЫ:

Ребята, без чего не может жить человек, животные, растения? (Без воздуха, тепла и света, еды.) Сегодня мы поговорим с вами о воде, её роли в жизни человека.

- Без воды живые существа жить не могут. Мы пьём её ежедневно, по несколько раз в день в чистом виде или в виде чая, кофе, сока, киселя—основную часть этих напитков составляет вода. А для чего ещё люди используют воду?  (Для приготовления пищи, стирки белья, мытья посуды, обуви, уборки помещений и др.)

- А воду рек, озёр, морей как использует человек? Кто больше назовёт способов применения воды водоёмов? В воде можно купаться, мыться, заниматься изучением морского дна в научных целях, ловить рыбу, плавать на корабле, добывать морскую соль и др.

- Какие водные виды спорта вы знаете?(Синхронное плавание ,гребля на байдарках, водное поло, прыжки в воду с трамплина и др.)

- Человек издавна селился рядом с водоёмом, и сейчас все города и сёла

стоят на берегу рек, озёр и морей. Какие реки и озера  протекают в окрестностях нашего Яшалтинского района? (Маныч,о.Соленое)

А ещё о воде есть много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете, что они обозначают? (Вода камень точит. Где вода, там и верба. Где вода, там и беда.)

Вода имеет большую силу, капая по капле на одно место, она пробивает отверстие. Верба любит воду, чаще всего растёт у водоёмов. Весной бывают паводки, вода затопляет поля, дома, к людям может прийти беда. Или в квартире, если вы забыли закрыть кран, вода зальёт комнату, испортит вещи, мебель, обои. Поэтому нужно быть осторожными с водой, аккуратно пользоваться водопроводом и канализацией.

Итог:

- Вы знаете, почему вода в природе не заканчивается? Оказывается, она делает круг. Вода содержится, как мы говорили в морях, реках, озёрах, ручейках. Как только пригревает солнышко, вода испаряется превращается в пар и поднимается в небо в виде облаков. А когда становится прохладнее облака в виде капелек дождя или снега падают на землю и попадают в реки, озёра.

Консультация для родителей

«Вода нужна для организма»

      Питьевая вода — это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой.

       Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма.

Баланс воды, в свою очередь, подразумевает, что организм человека в процессе жизнедеятельности получает из вне и выделяет наружу одинаковое количество воды.

       При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности.

При отрицательном балансе, т. е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.

        С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом с потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс.

Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды.

С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима. Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки.

Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться. Для примера – нынешние школьники выглядят вялыми, быстро утомляются при небольших физических и умственных нагрузках. Это, прежде всего, свидетельствует о недостаточном водоснабжении к клеткам мозга ребенка.

Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание. Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо.

        Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека.

          Например, безопасный для взрослых процент содержания в воде нитратов у грудных детей может привести к болезни, при которой эритроциты крови не могут переносить кислород в организме. Рахит, задержка развития ребенка также могут быть последствиями употребления некачественной питьевой воды.

       Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться апатичным, раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется. В общем, и в целом, ничего хорошего!

      Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела.

Основные пути поступления воды в организм, следующие:

непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи);

остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи;

небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.

      Пути же выведения воды из организма, следующие:

в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения;

часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник.

      Необходимо ежедневно и пожизненно пить чистую, некипяченую воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...