Занятие по ознакомлению с окружающей действительностью с детьми старшего дошкольного возраста «Страна, в которой мы живем».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Юлия Александровна

Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний о стране, познавательную активность. Воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства, любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_v_kotoroy_my_zhivem.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающей действительностью с детьми старшего дошкольного возраста «Страна, в которой мы живем».

Задачи:

  1. Уточнить и углубить знания и представления детей о России как стране, в которой они живут.
  2. Познакомить детей с географической картой, учить «читать» ее.
  3. Дать детям представление  о богатстве России, воспитывать стремление беречь и приумножать их.
  4. Обогащать и активизировать словарный запас детей.
  5. Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний о стране, познавательную активность.
  6. Воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства, любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Материал и оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор, степи и пустыни, а так же иллюстрации видов разных русских городов.

Обогащение словаря: карта, ископаемые, россияне

Ход занятия.

Воспитатель  вывешивает физическую карту России.

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это карта. Сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (ответы детей)

Воспитатель: На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (ответы детей)

Воспитатель: Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Воспитатель обводит границу России, а затем предлагает это сделать двум-трем детям)

Воспитатель: Большую территорию занимает наша страна? Я обведу территорию других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше территории России. (Обводит границы Польши, Румынии, Чехии и др.)

Воспитатель: Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что же может еще рассказать карта? Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это города. Посмотрите, как много городов в России! Назовите, какие города вы знаете, и мы попробуем найти их на карте. (Дети называют города, а воспитатель находит  их на карте).

Воспитатель: Давайте я вам прочитаю названия еще нескольких городов. (Воспитатель читает названия разных городов России. Затем выставляет на стенд иллюстрации с изображением видов этих русских городов)

Воспитатель:  Карта нам рассказала, что в России очень много городов. Что же еще нам может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это за синие волнистые линии, которых очень много? (ответы детей)

 Воспитатель: Это реки. Рек в России тоже очень много. Какие реки вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Название рек тоже написаны на карте, давайте прочитаем их. (Воспитатель читает названия самых известных рек – Волга, Ока, Лена, Енисей и др., при этом обязательно проводит указкой от истока до устья реки и предлагает это сделать нескольким детям. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением рек).

Воспитатель: Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Вставайте в круг, поиграем. Физкультминутка:

Здравствуй, мир! (руки на верх)

Это я! (на грудь)

А вокруг страна моя. (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля вокруг – лежит! (наклон)

Там – леса, (замок вправо)

А там – поля, (замок влево)

Здесь друзья (поворот головы вправо)

И здесь друзья! (поворот головы влево)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй мир,

Встречай меня!

Воспитатель: Немного отдохнули? Продолжаем. А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря). Да, это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает им показать моря и сам читает название морей. Обращает внимание детей на то, что есть и океаны, они больше морей. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением моря).

Воспитатель: Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много? (Зеленый). А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (ответы детей). Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса). В России самый огромный лес на земле – тайга. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально).

Воспитатель: Ребята, а что нам дают леса? (ответы детей). Лес – это и дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; и бумага, на которой печатают книги, делают тетради, альбомы и многое другое; и ягоды, и грибы, и различные животные. Помните, что мы с вами говорили, что хлеб – это богатство России. Но хлеб – это богатство, которое человек добывает своими руками. А лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относится очень бережно.

- Еще какой цвет вы видите на карте? (Коричневый). Что он обозначает? (предположения детей).

Воспитатель: Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте я вам прочитаю названия некоторых из них. (Воспитатель показывает горы на карте – Уральские горы, Кавказские горы и др.)

Воспитатель: А что дают нам горы? (Предположения детей). Ребята, в горах добывают полезные ископаемые. А вы знаете, что такое полезные ископаемые? Ископаемые – это значит, что приходиться много земли ископать. А полезные – значит, что нужно добыть из земли то, что для нас полезно. Так вот, полезные ископаемые находятся глубоко в земле и это очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые необходимы для изготовления различных металлов; золото, алмазы, нефть. Полезные ископаемые тоже составляют богатство страны.

Воспитатель: Еще на карте мы можем видеть темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – травы и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Выставляет иллюстрации с изображением степи, пустыни).

Воспитатель: Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое звучное имя.  

Воспитатель: Как называется страна, где мы живём? (ответы детей)

Воспитатель: Наша страна самая большая. Чтобы её пересечь с востока на запад, надо ехать  на скором поезде целую неделю, а на самолёте лететь 15 часов. Вот

она, какая Россия – широкая и великая! И везде живут люди, и мы с вами

тоже. И все мы – россияне. Давайте повторим вместе – РОССИЯНЕ (Повторяют хором и индивидуально)

- Много русский народ сложил поговорок и пословиц о Родине:

«Нет земли краше, чем Родина наша»

«Береги землю Родимую, как мать любимую»

«Кто за Родину горой – тот и герой»

- Вот и я очень надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы наша любимая страна Россия стала еще краше, еще богаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»...

Интегрированная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Город, в котором я живу»

Данный конспект позволяет: расширить представление детей о родном городе, о достопримечательностях и  главных природных богатствах родного края; закрепить знания детей об историческом прошлом и н...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Дом в котором я живу"

Назови свой адрес? В каком доме ты живёшь? На каком этаже? Сколько в квартире комнат? Какие комнаты есть в квартире? ...

Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...

Опыт работы: "Применение многогранника "Додекаэдр" на занятиях по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Применение многогранника "Додекаэдр" на занятиях по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшего дошкольного возраста....