Экологическое воспитание
проект по окружающему миру

Чечель Таисья Юрьевна

Работа по экологическому воспитанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по экологическому воспитанию.

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему, это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.

В своей работе использую программу «Мы», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.

Даю детям понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат,пьют воду,растут,а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельностью.

При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти.

Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, построили свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные средства.

Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.

Мною накоплен педагогический опыт по теме«Экологическое воспитание дошкольников»Мой опыт оценен педагогами и используется в работе с детьми:

разработаны конспекты занятий по данной теме для разных возрастных групп;

накоплен методический материал;

картотека по темам «Деревья»«Домашние животные»«Дикие животные»«Птицы»«Растения»«Цветы».

иллюстрации, фотографии по теме:

оформлены дидактические игры по экологическому развитию;

конспекты этических бесед по экологии :» ключи от природы»;

собрана аудиотека «Звуки природы».

Детей с раннего возраста знакомлю с правилами поведения в природе:

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев!

3. Не рви в лесу, на лугу цветов.

4. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

5. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

6. Не разоряй муравейники.

7. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

8. Не подходи близко к гнездам птиц.

9. Не разоряй птичьи гнезда.

10. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, к не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить пра-вильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д.

Следующим этапом в работе по экологическому воспитанию стало пополнение развивающей среды. Так организован уголок экологической среды в группекоторый включает в себя:

• «зелёная зона» (комнатные растения, где проходит наблюдение за трудом взрослого по уходу за растениями;

• «огород» на окне;

• уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься зона библиотеки – это книги, энциклопедии экологической направленности;

• зона коллекций, предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.);

• выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки,сделанные взрослым в совместной деятельности с детьми.

• оформлены: календарь природы; календарь погод; коллажи; карты – схемы- «Кто, где живёт?»;

• собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);

• подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;

• подобраны подвижные игры и оформляется наглядный материал для их проведения;

• созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;

• имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);

• подобран дополнительный материал для работы с детьми на экологической тропе и в уголке леса;

• летом были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.

Игра – это ведущая деятельность в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в экологическом воспитании.

Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой.

На прогулках я провожу игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья,) Для таких игр на участке у нас есть оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка. Земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию»«Что где растет»«Узнай и назови»У меня собрана большая картотека игр:

Подвижные игры:

«Воробушки и кот»

Сюжетная игра.

«Вышли дети в сад зелёный»

«Зимний хоровод»

Игра: кто где плавает?

Игра «Достань камешек»

Игра «Теплый – холодный»

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Игра «Найди шарик»

Игра «Сад - огород»

«Угадай, что в руке»

«Что это такое?»

«Кто где живёт?»

Чтобы выявить как родители относятся к природе и интересует ли их проблема экологического воспитание дошкольника я провела анкетирование родителей. По итогам анкетирования я строила свою работу с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...