Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Биоценоз пруда»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: формировать представления детей о пруде как о самостоятельном природном сообществе.

          Задачи:

          Образовательные:

-  Расширить представления детей о пруде, как о сообществе, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и тесно связаны друг с другом;

- Познакомить детей со способами очистки воды.
- Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире.

          Развивающие:

-Содействовать развитию у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышление, память, внимание);

-Обеспечение условий для развития зрительного восприятия.

          Воспитательные:

- Создание условий для положительного эмоционального настроя детей;

- Воспитывать у детей чувство единства с природой, любви, бережное отношение к ней;

- Воспитывать культуру поведения у детей, дисциплинированность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biotsenoz_pruda.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему:

«Биоценоз пруда»

Цель: формировать представления детей о пруде как о самостоятельном природном сообществе.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить представления детей о пруде, как о сообществе, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и тесно связаны друг с другом;

- Познакомить детей со способами очистки воды.
- Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире.

Развивающие:

-Содействовать развитию у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышление, память, внимание);

-Обеспечение условий для развития зрительного восприятия.

Воспитательные:

- Создание условий для положительного эмоционального настроя детей;

- Воспитывать у детей чувство единства с природой, любви, бережное отношение к ней;

- Воспитывать культуру поведения у детей, дисциплинированность.

Возраст детей: 5-6 лет.

Оборудование: волшебная музыка, письмо, фото загрязненного и очищенного пруда, фото: еж, водомерка, корова, утка, попугай, белка, хомяк, бобр, муравей, омар, рыба, собака, лягушка, стрекоза; воронка, вата, ватные диски, стакан, стакан с мутной водой, дидактический наглядный материал: комар, лягушка, цапля, водоросли, головастики, утка, водомерка, карась, щука, клей.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседа о том, как вести в уголке экспериментирования, беседа о насекомых.

Ход НОД:

Вводная часть (3 мин)

- Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Прочитаем?

«Здравствуйте ребята, пишет вам Водяной. У нас случилась беда. Злая колдунья взбаламутила весь наш пруд, теперь он все время мутный, нам тяжело дышать и невозможно найти себе пищу. Помогите нам! Спасите наш пруд! Чтобы вам к нам попасть скажите волшебные слова:

Вокруг себя повернись,
Вправо, влево оглядись.
Страна чудная явись,
Нашим деткам покажись!»
.

- Ну что ребята, нужно помочь, как вы думаете? (Ответы детей).

- Давайте повторим волшебные слова. (Дети повторяют волшебные слова. Перед ними появляется иллюстрация загрязненного пруда).

Вокруг себя повернись,
Вправо, влево оглядись.
Страна чудная явись,
Нашим деткам покажись!

Основная часть (19 мин)

(фото загрязненного пруда)

- Ой, ребята смотрите, какой неприятный вид, ничего не видно. Что же делать? (Дети предлагают очистить воду).
- Давайте пройдем к столу для экспериментирования.

- Для начала вспомним правила безопасного поведения во время проведения опытов:

- Не пробовать материалы для опытов на вкус.

- Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину.

- Для устранения разлитых или рассыпанных материалов воспользоваться

специальной салфеткой.

- Двигаться осторожно.

-Брать только нужные для работы материалы.

-Класть на место все материалы по окончании работы.

Опыт «Очисти воду»
- Что нам понадобится?

- Нам понадобится стакан с мутной водой, воронка, вата, бумажный диск, влажные салфетки.

- Мы берем воронку и делаем фильтр с помощью ваты и ватных дисков. А теперь давайте перельем воду из одного стакана в другой с помощью нашего фильтра.

- Посмотрите, вся грязь осталась на фильтре, а профильтрованная вода стала чище.
- Мы с вами очищали небольшое количество воды, а на реках строят огромные очистные сооружения, которые могут очищать большие количества воды. А зачем это делать? (Ответы детей.)

- Без чистой воды жизнь на нашей планете невозможна, жизнь в водоемах замирает, нет красивых водных цветов и растений, рыба уплывает в более чистые водоемы, а те животные, которые не могут перебраться гибнут. Очень важно соблюдать чистоту и порядок, не загрязнять водоемы: не бросать фантики и бутылки, не кидать в воду мусор и палки, не сливать бензин и грязную воду – этим мы убиваем все живое в водоемах. Люди должны понимать, что без чистой воды и сам человек не выживет.
- Давайте, подумаем, кто живет в водоеме? Для этого сыграем в игру.
Дидактическая игра: «Кто живет в нашем пруду». (фото)
- Ежик, водомерка, корова.
Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.

- Утка, попугай.
Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.
- Белка, хомяк, бобр.
Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.
- Муравей, комар.

Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.
- Рыба, собака.
Рыбы, как и животные, бывают хищники и травоядные. Щука - хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням. Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.

- Лягушка, стрекоза.
Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник. Она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.
Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А в воде живут личинки стрекоз.
- Давайте с вами представим, что мы стрекозы.
Физминутка.

Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

- Ребята, кто из обитателей пруда является санитарами? (Раки, рачки, моллюски прудовики, лужанки питаются падалью. Личинки комара - питаются гниющими растениями.
- Где раки зимуют? (На дне в иле, в норах по берегам рек, озер, прудов.)
- Что такое ил? (Вязкая масса на дне водоема. Его населяют черви, личинки и пиявки).
- Вот и вода очистилась в пруду, смотрите. Ребята, вы большие молодцы! Вы ответили на все вопросы, провели эксперимент и очистили водоем, Водяной говорит нам большое спасибо. Но сейчас нам пора возвращаться домой. Давайте повторим волшебные слова:

Вокруг себя повернись,
Вправо, влево оглядись.
И в детском саду появись.

- Давайте присядем за столы.
- У каждого из вас есть картинки с жителями пруда, которые иллюстрируют пищевые цепи, кто кем или чем питается. Но некоторые картинки пропущены, давайте найдем каждой картинке свое место. (комар-лягушка-цапля; водоросли-головастики-утка; водомерка-карась-щука).

- Молодцы! Все в пруду важны и не могут существовать друг без друга.
Заключительная часть (2 минуты)

- Понравилось Вам занятие?

-Что мы делали на занятии?

-Молодцы ребята, а теперь давайте отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Таинственный воздух"

Конспект составлен с использованием таких форм и методов организации совместной деятельности, как решение проблемных ситуаций, экспериментирование, наблюдение....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Детство опалённое войной", посвящённый 70-летию Победы в ВОВ.

При проведении данного занятия  воспитатель расширяет знания детей о героическом прошлом народа,знакомит детей с героями Великой Отечественной Войны, формирует у детей патриотические качества и ч...

конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия разработан для сташего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»I. Программное содержание:Обучающие задачи:1.     Закреплять знания о  зимующих п...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «День Космонавтики».

Формировать у детей представление о космосе. Рассказать детям о полете первого человека в космос. Рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются в реаль...