Методическая разработка Проект «Путешествие хлеба от зернышка до каравая» по экологическому воспитанию в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Родченко Галина Викторовна

 Методическая разработка. Проект "Путешествие хлеба от зернышка до каравая."

РазработалаРодченко Галина Викторовна

воспитатель МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН с углубленным изучением отдельных предметов

Хлеб - это символ благополучия и достатка! Хлеб стоит не дорого, но достается нелегким трудом. Еще с древних времен принято было встречать гостей хлебом солью. На древней Руси считалось большим грехом уронить хлеб, а еще страшнее - наступить!.Проблема нынешнего времени состоит в том, что  многие дети не знают как тяжело выращивают хлеб, и поэтому крошат его, лепят фигурки, выбрасывают недоеденые кусочки хлеба.  Поэтому данный прект направлен на  формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста  о труде людей, выращивающих хлеб., воспитание бережного отношения к хлебу.

 

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

 

В. Кожевников

Актуальность

Хлеб - это символ благополучия и достатка! Человек нуждается в хлебе

каждый день. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один прием пищи. ХЛЕБ - это гениальное изобретение человечества Он сопровождает нас от рождения до старости. Имя его мы произносим с любовью и теплотой – ХЛЕБ Его ценность ничем нельзя измерить. Недаром народ создал пословицы: «Хлеб – кормилец», «Хлеб – всему голова».

 Хлеб стоит не дорого, но достаётся нам нелёгким трудом. И поэтому русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Еще с давних времен принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство. Самым страшным грехом  на Руси считалось уронить хлеб, а ещё страшнее – наступить на него!

Проблема нынешнего времени состоит в том, что многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и поэтому относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Кто его выращивает, кто перерабатывает? Может быть, булки растут на дереве? С помощью  экологического проекта  мы сможем подробно узнать об этом

Проект направлен на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде людей, которые выращивают, обрабатывают, убирают, перерабатывают хлеб; воспитание бережного отношения к хлебу и уважительного отношения к этим людям.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

 - художественно-эстетическое развитие;

 - физическое развитие

Направление проекта: ознакомление с работой людей связанных с выращиванием хлеба, уборкой хлеба, производством хлеба.

Цель проекта:

проект направлен на формирование у детей экологического представления о ценности хлеба; на воспитание уважительного отношения к нему и людям, вырастившим его; на формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности воспитанников; представлений детей об истории возникновения хлеба на столе; на создание условий для познавательных и творческих способностей детей; на формирование на основе полученных знаний нравственного отношения к процессу и результату труда взрослых.

Задачи проекта:

- изучить историю возникновения хлеба;

- познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.

- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

- формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;

- развивать познавательно - исследовательскую деятельность и экологическое воспитание;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда

- воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Целевые ориентиры:

- формирование у детей представления о ценности хлеба;

- получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб - это итог большой работы многих людей;

- воспитание интереса к профессиям и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

- воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно - исследовательская.

Материалы оборудование для работы по экологическому воспитанию:

библиотека детской художественной литературы; дидактический материал; презентация; картотека народных и хороводных, подвижных игр; конспекты НОД, книжный уголок; уголок творчества; уголок художественно - эстетического развития; помещение группы; ноутбук, интерактивная доска; интернет ресурсы.

Тип проекта: экологический, познавательно-исследовательский.

Срок проекта:  краткосрочный  (16.10.2023г. – 20.10.2023г.).

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители.

Гипотеза исследования: Если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будет бережнее относиться к нему.

Предмет исследования: отношение людей к хлебу.

Методы исследования: анализ, сбор информации из разных источников. Предварительная работа:

1. Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;

2. Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, призентация, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;

3. Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, , стихи.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Система и последовательность работы детей: детский сад; семья.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный.

 - Разработка плана работы по проекту «Путешествие хлеба от зернышка до каравая»;

- изучение методической, научно-популярной литературы, подборка иллюстрированного материала, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности по теме данного проекта;

- доведение до сведения родителей воспитанников цели и содержания проекта;

- привлечение родителей к подборке материала и изготовлению книжек – малышек  «Хлеб – всему голова» по проекту «Путешествие хлеба от зернышка до каравая»:

- подбор детской художественной литературы для чтения детям.

- создание презентации «Хлеб вчера, сегодня и завтра».

- Подготовка материала для экспериментирования и исследовательской деятельности.

2 этап. Основной.

Работа с детьми:

- Чтение произведений: С. Погореловский «Слава хлебу»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб»;  В.А. Осеев «Печенье»; А. С. Маршака «Лиса рожью шла». «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х. Андерсена; чтение стихотворений о хлебе.

- Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

- Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Продукты питания»; «Хлебобулочные изделия»; « Уборка урожая».

- Рассматривание хлебоуборочной техники; рассматривание образцов зёрен и колосков различных зерновых культур, их сравнение

- Беседы с детьми: «Что ты знаешь о хлебе, «Как появился хлеб»«Знакомство со специальными машинами убирающие зерна на полях». «О тех, кто растит хлеб» «Знакомство с профессиями, связанными с хлебом».

- Игровая деятельность: сюжетно-ролевая «Булочная», «Хлебозавод», С/и «Кто больше назовет пословиц о хлебе»

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Секреты о  хлебе»

- Образовательная деятельность: продуктивная деятельность (рисование, лепка по теме).

- Образовательная деятельность: речевое развитие - чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

- Дидактическая игры «Узнай и назови»; «Что сначала, что потом», «Как превратить муку в тесто?», «Назови профессию», «Что из какой муки испекли?»

- Пальчиковый театр «Колобок»

- Просмотр мультфильмов «Петушок и бобовое зѐрнышко», «Чудо - мельница!» 

Работа с родителями:

Консультации: «Хлеб - всему голова»,  

Памятка для родителей: «Берегите хлеб от огня»

Выставка литературы по теме.

Работа с родителями: домашнее задание посетить хлебный магазин и совместно с детьми изготовить книжки - малышки

3 этап. Заключительный. (Результаты проекта)

Сформированы представления

У детей:

- имеют представление об особенностях выращивания зерновых растений; находят признаки сходства и отличия зерновых культур.

- знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий;  люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают муку.

- проявляют познавательные способности.

- демонстрируют предпосылки исследовательской, поисковой деятельности.

- способность определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.

- пополнение и активизация словарного запаса.

- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности.

- совершенствуют мелкую моторику рук.

У родителей:

- положительное отношение к знакомству детей с производством хлеба и кондитерских изделий;

- принимают участие в совместных мероприятиях с детьми;

- установились теплые неформальные отношения между родителями, а также родителями и педагогами.

Продукт проектной деятельности.

Выставка детских работ по теме проекта «Путешествие хлеба от зернышка до каравая»: продуктивная деятельность: пластилинография «Золотой колосок», рисование «Пшеничное поле».

Оформлена подборка наглядного материала, художественной литературы для детей.

Проведено экспериментирование «Превращение зерна в муку (кофемолка ручная, электрическая)», Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы)».

Итоговое мероприятие по теме проекта: изготовление книжек – малышек «Хлеб всему – голова», лэпбука «Хлеб – всему голова»

 

№ п/п

Тема

Мероприятия

Срок реализации

1.

«Откуда пришел хлеб»

1. Беседа: «Что ты знаешь о хлебе

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Продукты питания»; «Хлебобулочные изделия»;

З. Пальчиковая гимнастика «Дождик», «Хлеб»

4. Д/и: «Что сначала, что потом».

5. Чтение художественной литературы:

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»;  К. Паустовский  «Теплый хлеб» чтение стихотворений о хлебе

6. Просмотр мультфильма «Чудо - мельница!»  по мотивам русской  народной  сказки.

7. Работа с родителями: вместе с детьми выучить загадки и пословицы о хлебе

Неделя с (16.10 по 20.102023г).16.10 23г

 

2.

«Хлеб – всему голова!»

1. Беседы «Как появился хлеб»; «Знакомство со специальными машинами убирающие зерна на полях» «Знакомство с профессиями, связанными с хлебом».

2.  С-р игра «Ждем гостей, печем пироги»

3  ОД Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Секреты о  хлебе»

5   Чтение художественной литературчы:.«История про девочку, которая наступила на хлеб» по мотивом сказки Г.Х Андерсена., В.А. Осеев «Печенье»

6. Просмотр иллюстраций на тему «Продукты питания», «Хлебобулочные изделия».

7. Д\и «Как превратить муку в тесто?»

8. Обсуждение ранее прочитанного рассказа К Паустовского «Тёплый хлеб»

9. Совместная работа родителей с детьми: изготовление книжек – малышек «Хлеб всему голова

 

17.10.202

 

3.

«Кто растит хлеб?»

1 Беседа «О тех, кто растит хлеб»

2. Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба».

3 Д/и «Назови профессии».

4. Продуктивная деятельность: рисование «Разные виды хлеба».

5. С-р игра «Хлебозавод

6. Просмотр мультфильма  «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки

Г. Х. Андерсена.

7. Пальчиковый театр «Колобок»

8. Работа с родителями: домашнее задание посетить хлебный магазин.

 

18.10 2023г.

4.

«Хлеб на нашем столе»

 

 

1«Знакомство с профессиями, связанными с хлебом».

2. Пальчиковая гимнастика: « Месим тесто», «Отличные пшеничные» (Шведская песенка)

(Шведская песенка)

3. Рассматривание картин, иллюстраций « Уборка урожая»

4. Чтение художественной литературы: Чтение А. С. Маршака «Лиса рожью шла»

5.ОД Речевое развитие Лексико – грамматические упражнения Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

6. Д\и «Узнай и назови».

7. Пластилинография « Золотой колосок»

8. Сюжетно - ролевая игра «Хлебный магазин».

9. Работа с родителями: консультация «Хлеб - всему голова».

19.10.2023г.

 

5.

«От зернышка до каравая

1. Беседа «Все о хлебе», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

2. Рассматривание образцов зёрен и колосков различных зерновых культур, их сравнение.

3. Чтение художественной литературы: С. Погореловский «Слава хлебу»;

4 С/и «Кто больше назовет пословиц о хлебе»

5. Сюжетно-ролевая  игра «Булочная»

6. Д/и «Что из какой муки испекли?»

7. Памятка для родителей: «Берегите хлеб от огня»

8. Просмотр мультфильма «Петушок и бобовое зѐрнышко».  

9. Работа с родителями: памятка «Берегите хлеб от огня»

20.10.2023г.

Итоговое мероприятие проекта

Выставка книжек – малышек «Хлеб всему голова, лэпбука «Хлеб – всему голова»

19.10.2023г.

 

Заключение:

На основе проделанной работы, с детьми пришли к следующим выводам:

Для того чтобы на полях посеять зерно и собрать урожай зерновых, днём и ночью трудятся тысячи людей. И поэтому хлеб с древности был для людей священным даром Богов и ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями.

Многие русские художники и поэты воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и итог этого труда - хлеб. Так же дети узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас столе, как дорого он достаётся, каким нелёгким трудом выращивается. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. А самое главное дети поняли, почему так - говорят: «Хлеб – всему голова» (потому что Хлеб занимает главное место на столе, без него не обходиться ни один приём пищи) Роль хлеба в жизни человека неоценима: это и богатый полезными веществами продукт, который ничем невозможно заменить, и часть истории всего человечества.

В процессе работы над данным проектом У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество. Все это способствует не только познанию природы, но и утверждению в самом себе человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.

Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Путешествие хлеба от зернышка до каравая», привлечению родителей к образовательному процессу. А также использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса.

 «Хлеб - всему голова», потому что он является самым главным продуктом, источником жизни для человека. Люди его очень любят, бережно к нему относятся. Хлеб - душа народа, душа нашей родной земли, судьба многих людей, их труд.

 

 

 

Список литературы

 

1. Николаева С.Н.  «Комплексные занятия по экологии», для дошкольников. Методическое пособие/Под. ред. С.Н. Нколаевой. – М.: Педагогическое общество России, 2007

2. Владимирская Л.А. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах). Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. Волгоград: Учитель, 2014.

3. Воронкевич О,А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет). – СПб.: «ДЕТСТВО _ ПРЕСС», 2018 г

4. Ивин М. Хлеб сегодня, хлеб завтра. - М.: Детская литература, 2015.

5. Киселева Л.С., Данилина Т.А.,Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. 4-е изд., - М : АРКТИ, 2016.

6. Коломина Н.В. - Занятия по экологии в детском саду. - М  : ТЦ Сфера, 2014 .

7. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с..

8. Соломенникова О.А. - Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.:  Мозаика - Синтез, 2016.

9. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М  : Школьная Пресса, 2018.

10. Федоров М.А. Юному хлеборобу.- М.: Россельхозиздательство, 2013.

11. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез 2018г.

12 Интернет ресурсы.

                                                                   

    

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Памятка для родителей. «Хлеб – всему голова»   

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова!» - В поле, в доме, в державе!

Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью.

Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом. Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души. «Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина. Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности. Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством. Хлеб – это символ благополучия и достатка. Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.

Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодожёнов встречали караваем и солью. Да и сейчас, в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.

 

 

Приложение 3

 

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ХЛЕБ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Хлеб — всему голова. Без хлеба куска везде тоска. Без хлеба сыт не будешь. Будет день — будет и хлеб. Была бы мука да сито, и сама б я была сыта. Горькая работа, зато сладок хлеб. Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Доплясались, что без хлеба остались. Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска. Из одной муки хлеба не испечешь. Калач приестся, а хлеб никогда. Не хлебом единым жив человек. Покуда есть хлеб да вода все не беда. Пот по спине — так и хлеб на столе. Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе. У кого хлебушко, у того и счастье. Хлеб — батюшко, вода — матушка. Хлеб в человеке — воин. Хлеб вскормит, вода вспоит. Хлеб да вода — молодецкая еда. Хлеб — кормилец. Хлеб на стол, и стол — престол. Хлеба ни куска, и стол — доска. Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный. Хлеб ногами топтать — народу голодать. Хлебом люди не шутят

 

Пальчиковые игры

«Хлеб»

Рос сперва на воле в поле,                Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился.        Выполняют упражнение

«Пальчики здороваются»

Из зерна – в муку и тесто,                Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место.                  Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом,           Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх

 

«Хлебные изделия»

 

Бублик

(Большой и указательный пальцы 

образуют круг.)

Баранку,

(Большой и средний пальцы

 образуют круг.)

Батон

(Большой и безымянный пальцы  

образуют круг)

И буханку

(Большой и мизинец образуют круг.)

Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

(Имитация лепки хлеба.)

 

«Месим тесто»

пальцами обеих рук имитировать движения согласно текста)

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.        

 

« Дождик»

- Дождик, дождик, поливай Указательным пальцем постукивать по ладони другой

- Будет хлеба каравай, образовать перед собой круг руками

- Будут булки, будут сушки, похлопывать поочередно одной ладонью другую

- Будут вкусные ватрушки. соединить большой и увказательный пальцы рук

вместе,образовывая большой круг

 

«Хлебушек»

 

Раз – два – три – четыре – пять Поочередно разгибаем пальчики.

Вышел хлебушек гулять. Гуляем пальчиками.

Рядом зубки поджидают – Пасть из пальчиков

В прятки с хлебушком играют: Прячем глаза.

- Хруст – хруст… Щелкаем пастью из пальчиков.

Ай-яй-яй! Грозим пальчиком.

По столу растекся чай! Разводим руками во круг себя.

Народился каравай.

 

«Отличные пшеничные»

(Шведская песенка)

Мы печем пшеничные

Пироги отличные. «пекут пироги»

Кто придет к нам разводят руки в стороны,

пробовать Пироги пшеничные? пожимают плечами

Мама, папа, брат, сестра, поочередно загибают

Пес лохматый со двора пальцы на обеих руках

одновременно

И другие, все, кто может, делают манящие

Пусть приходят с ними тоже. движения руками

Тесто замесили мы, «месят тесто»

Сахар не забыли мы, «посыпают сахар»

Пироги пшеничные пекут пироги»

В печку посадили мы. разворачивают руки

ладонями вверх

Печка весело горит, попеременно ударяют

кулак о кулак и ладонь о ладонь

Наша мама говорит: грозят указательным пальцем

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся. «посыпают крошки

 

Приложение 4

 

Конспект занятия  по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 «Секреты хлеба»

 

Цель: В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.

Задачи: развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения; познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать радость от процесса получения новой информации.

Подготовка к исследованию, материалы: карандаш; блокнотик  сделанный своими руками, картинки -  зерна пшеницы, ржи; колосья; мука ржаная и пшеничная; картинки «от зерна до хлеба», разные виды хлеба и хлебобулочных изделий; карточки последовательности исследования.

Проведение исследования.

Воспитатель: Ребята,  что у меня в руках Ответ детей : Хлеб.

Вы хотите узнать, откуда же пришел хлеб?

Дети: Да.

Воспитатель:

Вот он – хлебушек душистый.

Вот он – теплый, золотистый,

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Чтобы узнать, откуда хлеб пришел, мы проведем небольшое исследование. Потом наша задача подготовить сообщение или по научному – доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать, и какими способами?

Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.

Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?

Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.

Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?

Дети: Мы должны подумать.

Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о хлебе, а затем прочитать в литературе.

Воспитатель выставляет на магнитную доску  карточку с символом, обозначающим действие – «подумать самостоятельно», а затем – «посмотреть в книгах».

Воспитатель: Где мы еще можем узнать о хлебе?

Дети: Еще мы можем узнать у родителей, взрослых, воспитателей.

Воспитатель: Верно!

Выставляется карточка «спросить у другого человека».

Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?

Дети: Мы можем спросить у человека, который знает все о хлебе.

Воспитатель: Такой человек называется агроном.

Выставляется карточка «связаться со специалистами».

Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?

Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

На полотно выставляются карточки «посмотреть по телевизору», «получить информацию у компьютера».

Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.

Выставляют карточку «понаблюдать».

Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?

Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать, спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

Сбор материала.

Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?

Дети: Полученные сведения можно записать.

Воспитатель: Но мы еще не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо?

Дети: Мы умеем рисовать.

Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения. И еще что-то все-таки можно запомнить.

Этапы исследовательской работы.

Подумать самостоятельно.

Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе? Где мы покупаем хлеб?

Дети: Хлеб покупаем в магазине. Он бывает белый и темный.

Воспитатель: Почему хлеб разного цвета мы узнаем в ходе нашего исследования. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Дети: Батон, баранки, сушки, плюшка, пирожки, пирожное, печенье.

Воспитатель: Сделайте свои зарисовки. (Дети делают зарисовки).

Воспитатель: У меня в руках «Энциклопедия для дошкольников». Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Люди научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научились выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным, как сейчас. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А, вы, знаете пословицы о хлебе?

Дети: Хлеб – всему голова; Без хлеба – нет обеда»;. Будет хлеб – будет и песня; «Без хлеба не вкусно и не сытно».

Воспитатель: Делаем зарисовки, что узнали из книги. (Дети делают зарисовки). Какой следующий этап исследования?

Воспитатель: Связаться со специалистом. - агрономом

Воспитатель рассказывает, что хлеб выращивают из зерна. Сажать зерно нужно вовремя, во влажную, теплую землю. Отгадайте загадку, кто в этом помогает: «Какой конь землю пашет, а сена не ест?»(Трактор) Человека, работающего на тракторе, называют тракторист. С началом весны трактора готовят землю для посева зерна. Они землю пашут, боронуют, потом при помощи сеялки сеют зерно. Зерно прорастает, всходы растут, появляются колосья. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над полем кружит

Следом вьюга вьет и кружит

Летчик сверху всюду – всюду

Сыпет белый порошок.

Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, пшеница созрела, пора ее убирать. Отгадайте загадку, кто помогает в этом: «Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?»

Дети: Комбайн.

Воспитатель: Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель:  Зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные).

Физкультминутка.

Дети изображают росток, а затем колосок.

Колоски золоченые

На ветру качаются

На ветру качаются

Низко наклоняются.

Воспитатель: Какой метод исследования мы не использовали?

Дети: Наблюдение.

Наблюдение.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?

Дети: На одних колосьях есть усы, на других нет.

Воспитатель: Колосья с усами – это пшеница, а это рожь. Теперь рассмотрим зерна пшеницы, ржи. Чем они отличаются?

Дети: Зерна пшеницы овальной формы, а зерна ржи удлиненные.

Воспитатель: Ребята, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую пшеничную муку, из ржи – ржаную темную( картинки с изображением муки); У вас на столах стоят тарелочки с хлебом. Посмотрите и скажите, из  какой муки испекли этот хлеб ? (Дети исследуют ломтики хлеба, пробуют на вкус, определяют какой хлеб пшеничный а какой  ржаной) Верно, поэтому и хлеб получается белым и темным. Давайте сделаем зарисовки, что еще вы узнали. (Дети делают зарисовки.)

Вопросы детей: Куда зерно поступает дальше?

Гости: Зерно везут на элеватор.

Вопросы детей: Что там с зерном делают?

Гости: Его там сушат, чтобы оно долго хранилось, просеивают от мусора, калибруют.

Вопросы детей: Что дальше происходит с зерном?

Гости: Затем его везут на мельницу, делают муку.

Ребенок:

Здесь такое с ним твориться,

В оборот его берут,

В порошок его сотрут!

Воспитатель: Что это за порошок?

Дети: Мука.

Воспитатель: Человек, который работает на мельнице, называется мельник или мукомол. Что делают с мукой?

Ответы детей

Воспитатель Дальше муку везут в пекарню. Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.

Воспитатель: Ребята, зарисуйте, то, что вы узнали. (Дети делают зарисовки). У нас осталось еще два этапа, какие?

Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера.

Воспитатель: Давайте посмотрим картинки, как убирают хлеб с полей и видеоролик «На хлебозаводе», как мука превращается в тесто, а потом в хлеб. Внимательно смотрите, потом зафиксируете информацию.

Дети смотрят картинки, после просмотра делают зарисовки в блокноте.

Воспитатель: С хлебозавода хлеб попадает в магазин, а затем к нам домой. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола.

Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас несколько детей по желанию, глядя на свои записи, зарисовки сделают доклад.

2–3 ребенка по своим зарисовкам пробуют делать доклад. Затем воспитатель подводит итоги исследования, обобщая записи детей.

Игра «Цепочка».

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

Воспитатель: Наше исследование подходит к завершению. Ребята, посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?

Дети: Пшеничный, ржаной, пышный, мягкий, душистый, аппетитный, хрустящий.

Воспитатель: Много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, а одним словом – хлеборобы.

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

С огурцами ли, с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""

Информационно-практико-ориентированный  проект  "Путешествие в прошлое" - развивающая игра  Цель проекта:  Формирование у детей умения применять полученные в различных в...

Методическая разработка ПРОЕКТА "Путешествие в прошлое"

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Считаю, что необходимо по...

Методическая разработка - Проект "Путешествие в мир одежды"

Цель: Развитие познавательной активности, воображения и творческих способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Формы работы:Беседа «Как пришла одежда»Ознакомление с...

Методическая разработка проекта «Путешествие по Франции – стране участнице чемпионата мира по футболу 2018 года»

Педагогический проект «Путешествие по Франции – стране участнице чемпионата мира по футболу 2018 года», для воспитанников подготовительной группы к школе....

Методическая разработка проекта «Путешествие в сказку» (творчество А. С. Пушкина)»

Образовательные задачи:1.Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.2.Приобретение опыта продуктивной деятельности – творческой.3.Развитие познавательной активности детей, по...

Методическая разработка. Проект "Откуда хлеб пришел"

Проект расширяет представления детей о производстве хлеба, его пользе, знакомит с профессиями...