Главные вкладки

    Методическая разработка ПРОЕКТА "Путешествие в прошлое"
    проект (подготовительная группа) на тему

    Большакова Надежда Владимировна

    27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Методическая разработка77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 14 общеразвивающего вида

    Кронштадтского района Санкт-Петербурга

    Методическая разработка

    ПРОЕКТА

    Путешествие в прошлое

     (с использованием современных образовательных технологий:

    игровые, информационно-компьютерных, здоровьесберегающие,

    личностно-ориентированные)

     Автор: Большакова Н.В.

                                                             музыкальный руководитель

    Санкт-Петербург

    2017 г.

    Цель проекта:

    - создание условий для развития духовно-нравственных ценностей детей посредством событий связанных с героической историей Ленинграда в годы Блокады.

    Задачи проекта:

    Образовательные:

    - Систематизировать знания о ВОВ;

    - Расширить представления детей об истории Родины.

    -  Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;

    -  Формировать любовь к родному городу.

    Развивающие:

    - Развивать устную речь, активизировать словарь;

    - Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма;

    - Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

    Воспитательные:

    - Прививать толерантное отношение к пожилым людям;

    - Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны;

    - Вызвать эмоциональный отклик;

    - Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город.

    Форма проекта: 

    Информационно-просветительский

    Участники проекта:

    Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

    Интеграция образовательных областей:

    Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    Срок проекта: 2 недели

    Предполагаемые результаты:

    - Приобретение знаний об истории Родины;

    - Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.

    Актуальность:

    Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в детском саду является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества,

    развивается достоинство личности. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

    27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады.

    Организация и этапы проведения проекта

    Этапы

    Основные направления реализации

    Ответственные

    I. Подго-
    товитель-
    ный (орг-й) этап
    .

    - разработка содержания проекта, составление плана работы;

    - разработка сценария мероприятия;

    - подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет).

    Музыкальный руководитель

    - оснащение РППС  атрибутами к сюжетно-ролевой игре на военную тематику;

    - подбор материала в информационную папку

     “900 дней” для родителей/

    Воспитатели

    - посещение мемориала «Малая дорога жизни»;

    - оформление художественной выставки «Блокада Ленинграда».

    Родители и дети

    II. Основной (деятельный) этап.

    1) Познавательное развитие

    - просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде;

    - рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ;

    - рассматривание детской художественной литературы: Крестинский А.А. “Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)”; Еремеев А.И. “В осажденном городе”; Миксон И.Л. “Жила-была” (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза “Дорога жизни” Н.Алексеевой "Дети Ленинграда;

    - рассматривание иллюстраций “Дорога жизни”,  “Разорванное кольцо блокады” на фоне прослушивание песен и музыки военных лет;

    - проведение бесед об истории города на тему “Блокада Ленинграда”, “Трудности осажденного города”, “Дети Ленинграда”;

    - дидактические игры: “Рода войск”, “Служу Росси”, “Моя Родина”, “Подбери форму солдату и моряку”, “Собери картинку” (разрезные картинки с изображением “Разорванное кольцо”, “Цветок жизни”)

    Музыкальный руководитель, воспитатели  и дети

    2) Речевое развитие

    Владимир Жуков «Блокадный хлеб», Наталья Алексеева «Люди Ленинграда, вы – герои!»;

    Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: “Герой - за Родину горой”.

    Воспитатели  и дети

    Художественно-эстетическое развитие

    - разучивание песни муз.И.Шварц сл. В.Коростылев «Ленинградцы»;

    - знакомство с 7 симфонией Д.Шостаковича/

    Музыкальный руководитель

    - рисование рисунков на тему;

    - прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э.Хиль “Медаль за оборону Ленинграда”, “Баллада о ледовой трассе”; В.Толкунова “Дети Ленинграда”; звучание метронома; Н.П.Бобковой “Мой город- герой”; Л.Шербенг,П. Крауберг “Эх, Ладога”;

    - конструирование (из крупных частей конструктора “Строитель”: здания, мосты, дороги.

    Воспитатели  и дети

    Социально-коммуникативное развитие

    - рассматривание и обсуждение: плакаты на темы “Гражданская оборона”, “Умей действовать при пожаре”, “Защитные сооружения”;

    - беседа: “Опасные участки на пешеходной части улицы”.

    III.Заключи-
    тельный этап.

    - тематическое мероприятие «Путешествие в прошлое» (театрализованное представление).

    Воспитатели, родители  и дети

    выставка детских рисунков на тему “Блокада Ленинграда”.

    Музыкальный руководитель

    Методическая разработка итогового тематического мероприятия, посвященное Дню снятия блокады

    «Путешествие в прошлое»

    Музыкальный зал оформлен как музей: сцены: 1 – блокадная комната, на табурете сидит мама м читает письмо, рядом стоит ребенок); 2 – очередь за хлебом; 3 – концертный зал. Каждая сцена закрыта ширмами. В зале полумрак.

    На дверях музыкального зала табличка: «Музей блокадного Ленинграда2

    Сл.1 Звучит метроном. К залу подходят дети.

    Ведущий: Добрый день. Я приветствую вас в музее истории блокадного Ленинграда.  

    Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Завтра, 27 января, в нашем городе особенный день. В этот день сняли блокаду Ленинграда. 

    Наш музей необычный, он интерактивный, а это значит, что мы сможем совершить путешествие в прошлое. Занимайте места. Мы отправляемся!

    Сл.2 Свет мигает. Открывается 1 ширма (сцена)

    На табурете сидит мама. Рядом стоит мальчик. Мама держит письмо и плачет.

    Ребенок: Мама, я очень хочу кушать. Дай мне хлеба.

    Мама. Сынок, у нас закончился хлеб. (продолжает плакать)

    Ребенок. А почему ты плачешь?

    Мама. Почтальон принес вот этот конверт (показывает)

    Ребенок. Это от папы?

    Мама. Папа наш пропал без вести (плачет)

    Ребенок. Мама, не плач! Он жив! Я это чувствую! Ты верь и надейся! (берет из рук мамы

    конверт и показывает ей) Здесь же не написано, что он погиб? А это значит, что он там, откуда невозможно подать  весточку. А пока его нет, я о тебе буду заботиться!

    Мама. (поднимается и обнимая сына говорит) Ты мой большой мужчина! Ты прав!

            Нужно верить и надеяться! Он – вернется!

    Звучит вступление песни «Ленинградцы» муз.И.Шварц сл. В.Коростылев 

    Выходит солист. В зале все подпевают.

    В далеком, тревожном военном году,

    Под гром батарей у страны на виду.

    Стояли со взрослыми рядом

    Мальчишки у стен Ленинграда.

    На парте осталась раскрытой тетрадь

    Не выпало им дописать, дочитать,

    Когда навалились на город

    Фугасные бомбы и голод.

    И мы никогда не забудем с тобой,

    Как наши ровесники приняли бой.

    Им было всего лишь тринадцать

    Но были они ленинградцы!

    Солист уходит и герои уходят.

    Сл.3 Свет мигает. Открывается 2 ширма (сцена)

    Очередь в магазин за хлебом.

    Девочка. Кто последний?

    Женщина. Я!

    Девочка. Вы не знаете, хлеба сегодня всем хватит?

    Женщина. Не уверена, сегодня норму хлеба опять уменьшили, до 125 грамм!

    Девочка подходит к продавцу. Протягивает карточки. Та дает ей кусочек хлеба. Девочка держит его в руках.

    Девочка (плачет) Как же можно разделить этот кусочек на целый день, чтобы накормить   маму и брата?

    Сл.4 Выходят ребенок с мамой. Мама садится на табурет.

    Ребенок и мама читают стихотворение:  (Владимир Жуков «Блокадный хлеб»)

    125 граммов блокадного хлеба.  

    Военное, хмурое, серое небо.  

    Улицей длинной, морозной зимой  

    Мальчишка один возвращался домой.  

    Откроет дверь в комнату:  

    «Милая мама! Смотри, для тебя 125 граммов  

    С завода принес половину пайка».  

    Мама погладит вихор у сынка:  

    «Мой мальчик! Какой же ты взрослый!  

    Только ты выглядишь грустным, серьезным».  

    «Боюсь за тебя, не случится беды?  

    Вставай же, скорей, принеси мне воды!»  

    В печурке открытой не гаснет огонь,  

    На сердце такая не детская боль!  

    Ему на завод возвращаться пора,  

    Смена начнется уже в 5 утра.  

    «Скажите мне, люди,  

    Ну почему?  

    Придумали взрослые эту войну?»  

    Чтицы и герои уходят.

    Сл. 5  Свет мигает. Открывается 3 ширма (сцена)

    Концертный зал. Входят зрители и занимают места. Выходит конферансье.

    Конферансье:  Сегодня,  9 августа 1942 года состоится Ленинградская, блокадная

            премьера Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

    Зрители аплодируют.

    Сл.6  Видео 9 симфонии

    Зрители аплодируют. Затем встают со своих мест и выстраиваются по всему залу. Читают стихотворение.

    Сл.7 (Наталья Смирнова «Ленинградская симфония)

    1. Была война, и голод, и блокада,
      Но в этот день в неистовой тиши
      Играл оркестр под небом Ленинграда,
      Все звуки остальные заглушив.
    2. Оттуда... из блокадного кольца,
      Торжественная музыка звучала,
      Она была поистине началом,
      Она была началом их конца!
    3. И, как подбитый зверь, почуял враг
      Тогда, в прохладный августовский вечер,
      Что не сломить Великий Ленинград,
      Что город ЖИВ, и жить он будет вечно!
    4. А в зале, позабыв про боль и страх,
      Сидели наши бабушки и деды.
      И в их войной измученных глазах
      Светилась вера в скорую Победу.
    5. Для них, познавших смерч блокадных дней,
      Была дороже всяческих сокровищ
      Симфония, что выковал в огне,
      Под бомбами великий Шостакович.

    Свет мигает.

    Сл.8  Звучит «Ладога». Кадры салюта.

    Ребенок читает стихотворение: (Наталья Алексеева «Люди Ленинграда, вы – герои!»)

     Люди Ленинграда,  вы - герои!
    Подвиг ваш бесценен на века!
    Пусть не будет больше горя.
    Никогда, никогда, никогда!
    Память о блокаде Ленинграда
    С трепетом в сердце храним.
    За мужество, силу, отвагу
    Ленинградцам спасибо говорим! 

    Конферансье:    И снова мир с восторгом слышит

         Салюта русского раскат.

         О, это полной грудью дышит

        Освобожденный Ленинград!

                           (О.Бергольц «Ленинградский салют»)

    В зале зажигается свет.

     Сл. 9 Ведущий: Вот мы и совершили с вами путешествие в прошлое нашего города. Никогда не забывайте страшные годы в истории Ленинграда!  Помните и рассказывайте об этом всем!

    Под музыку («Малая дорога» муз.В.Плешак, сл.М.Аминова )все расходятся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""

    Информационно-практико-ориентированный  проект  "Путешествие в прошлое" - развивающая игра  Цель проекта:  Формирование у детей умения применять полученные в различных в...

    Методическая разработка НОД Путешествие в прошлое часов

    Знакомство детей с прошлым предметного мира....

    Методическая разработка музейно-педагогического занятия: История одного предмета: «Путешествие в прошлое утюга»

    Пояснительная записка  Из цикла занятий: « История одного предмета»Для детей 6-7 лет.Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей вокруг данной темы. ...

    Методическая разработка "Путешествие в прошлое денег. Деньги всякие нужны"

    создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

    Методическая разработка "Путешествие в прошлое..."

    quot;Путешествие в прошлое Красносельского района"Формирование у детей устойчивого интереса к многобразию окружающего мира....

    Методическая разработка «Путешествие в прошлое. История осветительных приборов»

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга  Методическая разработка на тему: "Путешествие в прошл...