Методическая разработка НОД Путешествие в прошлое часов
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Скудаева Ольга Павловна

Знакомство детей с прошлым предметного мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

Тема: Путешествие в прошлое часов.

 Цель: Формирование представлений детей о часах, истории создания часов. Задачи:  

  • Познакомить детей с историей создания часов.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления,
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Воспитывать интерес к предметному миру, бережное отношение к часам.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
  • Обогащать словарь детей («солнечные часы», «водяные часы», «живые часы», «механические часы», «электронные часы»).

Материал: мультимедийный проектор, экран.

 Картинки - птицы(воробей, зяблик, петух, жаворонок, соловей), солнце, цветы(одуванчик, календула), солнце. 

Макет солнечных часов, макет водяных часов, макет свеча с временными делениями, песочные часы;

 Механические часы, электронные часы.

Материалы на каждого ребенка: пластиковые бутылки (разделенные на две половины), крышки с отверстием скрепленные друг с другом, манная крупа в стакане, карандаши, секундомер, воронки.

Схема последовательности изготовления песочных часов.

 Иллюстрации с набором предметов к дидактической игре «Что лишнее»:

  • Петух, песочные часы, водяные часы,  шкаф.
  • Песочные часы, зяблик, одуванчик, календула, соловей.
  • Тарелка, чашка, ложка, нож, водяные часы.

.

На  одном столе лежат картинки: Птицы (воробей, зяблик, петух, жаворонок, соловей), солнце, цветы(одуванчик, календула).

На втором стоят макет солнечных часов, макет водяных часов, песочные часы, механические и электронные часы.

Дети играют. Звучит музыка (песня из мультфильма «Фиксики» ). Входит герой мультфильма «Фиксики» - Симка.  Дети обращают на неё внимание и подходят, встают в круг.

Симка: Здравствуйте ребята, вы меня узнаете? (предполагаемые ответы детей: Да, ты Симка из фиксиков;  нет не узнаем.)

Симка: Я Симка из мультфильма про фиксиков (и в это время звонит телефон.)

Симка: Ой, ребята, извините пожалуйста, это Дим –Димыч звонит, разрешите я отвечу.

Симка достает телефон на экране через мультимедийный экран появляется изображение Дим –Димыча и звучит его голос:

Дим-Димыч: Симка, привет!  Помоги, пожалуйста мне отгадать загадку!

Ног нет, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать, 
Когда работу начинать

Дим-Димыч: про кого загадка?  Никак не могу сам отгадать!

Симка: Это Дим –Димыч, не кто, а что! А вы ребята догадались, про что эта загадка? (предполагаемые ответы детей: это часы)

Симка: Правильно ребята, это часы!

Симка: Дим – Димыч, ребята говорят это часы.

Дим – Димыч: Вот спасибо вам ребята!

Симка: А как вы определили что это часы, вы можете назвать признаки часов?(предполагаемые ответы детей: часы тикают, есть числа, стрелки двигаются.)  А вы, ребята, знаете зачем человеку нужны часы? (предполагаемые ответы детей: чтобы определять сколько время)

Симка: Все верно, ребята, чтобы определять который час, или сколько времени прошло. А вы хотите узнать, как раньше люди определяли время? (предполагаемый ответ: да хотим). Давайте подойдем к этому столу (Стол №1) и рассмотрим, что здесь лежит.

Подходят к столу с иллюстрациями «живых часов»: Птицы (воробей, зяблик, петух, жаворонок, соловей), цветы(одуванчик, календула), солнце.  

Симка:  человек, ребята, наблюдал за природой в разное время года и обратил внимание что весной и летом  такие птицы как жаворонок, зяблик, соловей,  поют каждая в свой определенный час соловей примерно в два часа ночи, жаворонок примерно в три часа ночи, в 5 часов утра просыпается зяблик, и позже всех воробей в 6 часов. И их называют «живые часы».  Оказывается, петух – это тоже «часы».  Он всем сообщает, что уже наступило утро.  Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать.

Симка: Знали люди и другие живые часы – это цветы: например, календула и одуванчик.  Цветы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Одуванчик например открывает лепестки в 5-6 часов утра, а закрывает 14-15 часов дня. Календула, открывается в 9-10 часов утра, а закрывается 16-17 часов дня. Как вы думаете, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны?  (предполагаемые ответы детей: Плюсы – живые часы всем доступны - их не надо покупать в магазине, они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д. Минусы – живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов как петух, нет (петухи не живут в городе) и т.д.

Симка: (берет картинку солнце) Ребята, а почему здесь находится картинка солнце (предполагаемые ответы детей: они тоже относятся к часам).

Переходят ко второму столу на котором стоят: макет солнечных часов, макет водяных часов, песочные часы, механические и электронные часы.

Симка: Ребята, посмотрите на эти макеты кто нибудь  из вас знает как эти часы называются(предполагаемые ответы детей: водные часы, песочные и солнечные часы).  Предлагаю посмотреть, что фиксики могут рассказать про эти часы(показать фрагмент мультфильма про часы из «фиксиков»).

Симка: - Что придумали люди чтобы определять время?

 (предполагаемые ответы детей: чтобы определять время люди придумали часы).

- Как определяли время по солнечным часам? (предполагаемые ответы детей: при использовании солнечных часов время определяли по тени от палки поставленной в землю, эта тень в течении дня двигалась по кругу), (показать принцип работы солнечных часов с помощью макета и фонарика). Как вы думаете удобны ли были такие часы? (предполагаемые ответы детей: солнечные – неудобные, в пасмурную или дождливую  погоду  солнечные часы ничего не показывают. Их нельзя взять с собой в квартиру. Время они показывают не точно). 

- как определяли время в водных часах?( в водных часах определяли время по тому сколько воды вытекло из сосуда). Удобны ли такие часы? (предполагаемые ответы детей:  Водяные  неудобные, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду).

Симка: Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»)

Симка: Как работают песочные часы? (предполагаемые ответы детей: часы переворачивают и там начинает сыпаться песок). Чем удобны и чем неудобны? (предполагаемые ответы детей: удобны тем, что их можно переносить, держать в доме; неудобны тем, что нужно переворачивать их постоянно).

Симка: Потом человек придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. ( Показать часы механические и рассмотреть как устроены).

Симка: Внутрь их поставили пружину, закрутили ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Симка: давайте мы с вами покажем как идут часы.

 Физкультурная минутка            

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт. (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

(Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Вот и кончилась игра,

Нам присесть уже пора. (Дети садятся за парты.)

Дети присаживаются за столы для экспериментальной деятельности.

Симка: ребята,  а вы хотели бы сделать свои песочные часы? Ну  тогда давайте рассмотрим что нам для этого будет необходимо: Две половинки от пластиковой бутылки, крышка с отверстием,   ложка мерная, крупа манная, секундомер.

Симка: Работать вы будете в паре. Один из вас возьмите часть бутылки – горловину с накрученной крышкой, в которой уже есть отверстие, и закройте отверстие на крышке пальцем. Второй из вас возьмет стакан с манной крупой, и высыпит в эту часть бутылки. Руку держим над пустой второй половинкой от бутылки. Я засекаю время на одну минуту, и на счет раз, два, три - одновременно убираете палец, и пока крупа пересыпается вниз, вы ждете моего сигнала – стоп,  снова закрываете отверстие. Лишнюю крупу убираем. Отмеренное количество крупы пересыпаем в маленькую бутылочку, через воронку и соединяем их между собой крышками. Все, наши часы готовы. Теперь давайте попробуем наши часы в работе. Возьмите раскраску - часы, карандаши и переверните свои песочные часы, пока они пересыпаются вы раскрашиваете рисунок, как только песочек заканчивается, вы останавливаетесь и посмотрите что вы успели раскрасить за это время. (Дети переворачивают часы и раскрашивают пока не закончится песочек в их часах) 

Симка: Вот ребята мы с вами сегодня поговорили о разных видах часов, изготовили свои часы которые вы можете использовать в детском саду и дома для того чтоб засечь время на выполнение какого - либо действия. И чтобы закрепить ваши знания полученные о часах, предлагаю вам поиграть в игру «что лишнее?».

Дидактическая игра: детям предлагается набор картинок:

Посмотрите на картинки, найдите среди них лишнюю по отношению ко всем остальным, и определите к какой группе предметов она относится.

  • петух, песочные часы, водяные часы, свеча-часы, шкаф. (часы и мебель)
  • Песочные часы, зяблик, одуванчик, календула, соловей.(рукотворный мир и природный мир)
  •  Тарелка, чашка, ложка, нож, водяные часы. (посуда и часы)

Симка: ну вот ребята наша встреча подходит к концу, вы теперь знаете, что для того чтоб определять время человек придумал часы.  Что часы бывают разных видов: давайте еще раз их назовем: (предполагаемые ответы детей «живые часы», песочные, «водяные часы», «солнечные часы», «механические часы»). Через игру «что лишнее» мы закрепили, что предметы можно распределить по группам, например: часы, посуда, мебель, а также на группу по происхождению: рукотворный мир или природный мир. Спасибо вам ребята, мне было очень интересно с вами.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""

Информационно-практико-ориентированный  проект  "Путешествие в прошлое" - развивающая игра  Цель проекта:  Формирование у детей умения применять полученные в различных в...

Методическая разработка ПРОЕКТА "Путешествие в прошлое"

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Считаю, что необходимо по...

Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам....

Презентация музея часов , конспект досуга "Путешествие в прошлое часов".

Цель- создание условий для закрепления знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.Программные задачи: -Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями....

Методическая разработка: образовательное путешествие по квартире (или группе ДОУ) «В поисках часов»

Данное образовательное путешествие "В поисках часов" может быть предложенно родителям или проведено педагогом в группе дошкольного образовательного учреждения....

Методическая разработка занятия «Путешествие в прошлое книги»

Возрастная группа:подготовительная.Образовательная область:познавательное развитие.Цель:познакомитьдетей с историей создания книги....