Организация занятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Шередина Екатерина Викторовна

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация занятий по сенсорному развитию в дошкольном возрасте

Сенсорный опыт ребенка, полученный им в дошкольном возрасте, является необходимой базой для успешного развития в дальнейшем. Именно поэтому очень важно обеспечить малышу все наиболее благоприятные условия для полноценного сенсорного развития.

Обычно из всего спектра сенсорных ощущений особое внимание уделяется зрительным ощущениям, а именно восприятию цвета, формы, величины предметов, а также их расположению в пространстве. Тем не менее, я придерживаюсь той точки зрения, что ребенку необходимо познать самые разные свойства предметов, материалов и явлений, узнать мир во всем его разнообразии. При этом основное внимание уделяется развитию зрительных, слуховых ощущений, осязательных ощущений, а занятия по развитию обоняния и вкуса могут проводиться по желанию, не являются обязательными.

Следует отметить, что в обычных общеобразовательных детских садах сенсорному развитию малышей обычно не посвящают отдельные занятия, оно является частью занятий по ознакомлению с окружающим, продуктивным видам деятельности, или частью предметной игры.

Однако правильно, когда сенсорное развитие стоит на первом месте, и весь процесс обучения построен на создании специальной предметной среды («специально подготовленной культурно-развивающей среды»). Итальянский педагог Мария Монтессори сделала настоящий прорыв в педагогике, разработав целый ряд специальных автодидактических пособий — игрушек, которые сами обучают ребенка. Манипулируя с такой игрушкой, малыш в конце концов постигает основной принцип, который лежит в ее основе (это может быть величина, или форма, и т.д.). Обучающие Монтессори-игры теперь с успехом используются педагогами всего мира.

Однако, следует отметить, что предметы стоят на первом месте в обучении детей, педагог играет лишь вспомогательную роль помощника, в отличие от нашей классической педагогики, в которой педагог в ходе обучения как бы ведет ребенка за собой, является главным звеном образовательного процесса.

Одна из целей сенсорного развития— избежать при подборе и проведении игр и заданий излишнего дидактизма. Необходимо приблизить сенсорное воспитание к жизни, а не создавать специальные «лабораторные условия».

При подборе и создании игр и заданий, направленных на сенсорное развитие, ставились следующие цели:

1. Добиться, чтобы сенсорный признак стал по-настоящему значимым для детей, чтобы дети научились выделять его среди остальных, и использовать знания о нем в разных ситуациях.

2. Дать наиболее полное представление о каждом из сенсорных свойств.

3. Дать возможность постепенного усложнения игр и заданий. Ход игры должен быть не однозначен, может меняться в зависимости от уровня сложности игры. Игры постепенно усложняются, учитывая опыт ребенка.

4. Игры и задания должны быть удобны в подготовке и просты в проведении.

5. Создать игровой мотив деятельности детей в ходе проведения описанных игр. Когда детям по-настоящему интересно играть, обучение происходит незаметно, ненавязчиво, так сказать, не прямым, а косвенным образом, что особенно важно в работе с дошкольниками

6. Подобрать игры, базирующиеся на опыте детей и расширяющие их представления об окружающем мире, формирующие полезные в повседневной жизни навыки. Педагоги и родители малышей могут использовать представленный материал довольно гибко. Почти каждую игру можно проводить в двух вариантах — индивидуально или в группе, либо сочетать индивидуальное обучение с групповым, а также дополнять и расширять материал.

Кроме этого, сами дети часто придумывают и предлагают свои интересные варианты проведения игры, которые также можно использовать.

Не забывайте, что занятия для малышей — это прежде всего игра, требующая эмоциональной вовлеченности, интересного сюжета.

Вместе с тем задачи, которые встают перед детьми в ходе выполнения заданий по сенсорному развитию, бывают достаточно сложны. Поэтому их выполнение требует терпения и упорства со стороны детей и настойчивости со стороны педагога, а также серьезной подготовки материала для занятий, разнообразия пособий, предметов и материалов, сюжетов для игр.

Также следует помнить, что ребенку требуется достаточно времени и необходимое число попыток для выполнения задания. Поэтому лучше планировать поначалу очень несложные задания, возможно также продолжение игры и выполнение начатого ранее задания на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (использование сенсорных коробок в работе с детьми)

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Огромную  роль в  работе с детьми играет сенсорное развитие.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формированиепредста...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...