Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе « Страна Кукляндия. Прошлое куклы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Виниченко Юлия Владимировна

     Цель:

раскрыть перед детьми удивительный, многообразный         рукотворный мир.

   Задачи:

       развивать связную речь детей:

       продолжать учить составлять  рассказы об игрушках

       развивать навыки творческого рассказывания.

       упражнять в умении образовывать прилагательные

        помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем

        куклы

        побудить детей понимать назначение куклы                           

закреплять умение определять материал: дерево, ткань, солома, глина, пластмасса, резина, фарфор;

помочь детям осознать, что люди заботятся о них, создавая игрушки.

воспитывать уважение к людям труда.

закреплять умение создавать в рисовании образ куклы, передавая форму и пропорции частей

продолжать учить детей самостоятельно выбирать материал для рисования: карандаши, фломастеры, восковые мелки.

 

Материал: разные куклы – от деревянной до «шагающей» и   

                   «говорящей»

                   Выставка кукол - страна «Кукляндия»

                   Лист А-4, карандаши, фломастеры, восковые мелки

 

Образовательные области: познание, здоровье, труд, коммуникация,

          чтение художественной литературы, художественное

          творчество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_kuklyandiya._proshloe_kukly.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

             

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром  в подготовительной группе

« Страна Кукляндия. Прошлое куклы»

     Цель:

раскрыть перед детьми удивительный, многообразный         рукотворный мир.

   Задачи:

       развивать связную речь детей:

       продолжать учить составлять  рассказы об игрушках

       развивать навыки творческого рассказывания.

       упражнять в умении образовывать прилагательные

        помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем

        куклы

        побудить детей понимать назначение куклы                          

закреплять умение определять материал: дерево, ткань, солома, глина, пластмасса, резина, фарфор;

помочь детям осознать, что люди заботятся о них, создавая игрушки.

воспитывать уважение к людям труда.

закреплять умение создавать в рисовании образ куклы, передавая форму и пропорции частей

продолжать учить детей самостоятельно выбирать материал для рисования: карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Материал: разные куклы – от деревянной до «шагающей» и  

                   «говорящей»

                   Выставка кукол - страна «Кукляндия»

                   Лист А-4, карандаши, фломастеры, восковые мелки

Образовательные области: познание, здоровье, труд, коммуникация,

          чтение художественной литературы, художественное

          творчество.

Ход НОД:

    В:   - Ребята, вы любите играть?

        Ответы детей.

     Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну, которая называется «Кукляндия»

 Все вместе идем к выставке кукол.

В:  Послушайте загадку.

 

     

Есть ноги, но не ходит,

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

А сама радоваться не может.

-Что это?

Ответы детей.

  В: Правильно, это кукла.

 Ребята, хотите узнать, откуда «пришла»  кукла?

    Ответ детей.

 В:  Я с удовольствием не только расскажу, но и покажу, какие куклы были раньше.

 

      Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры, у детей не было игрушек. Взрослые ходили на охоту, готовили пищу, а ребенок скучал. И тогда, подобрав обыкновенную палочку, он стал с ней играть. Он ее кормил, поил, спал с ней. Она для него была другом. Так появилась первая кукла.

       Прошло время, и взрослые научились делать куклу из куска дерева.      

        (Достаю деревянную куклу).

 Такую куклу делали в каждой семье: отцы для своих дочерей, старшие братья – для своих сестер

 -Скажите, на что она похожа? Интересно играть с такой куклой?

(Ответы детей)

-Из чего она сделана? Как украшена?

(Ответы детей).

      Кукла сделана из одного деревянного бруска и называлась «болвашкой»

   Она совсем не похожа на современную куклу. У нее нет ни рук, ни ног, она некрасочная. Вот человек придумал другую куклу.

(Показываю глиняную куклу).

 -Из чего сделана эта кукла?

  Ответы  детей.

   Это глиняная кукла. Спустя много лет человек догадался, что можно найти  глину и, замесив ее в воде, можно что-то вылепить.

-Что, например?

 Ответы детей.

      Правильно, различную посуду, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками. Вскоре придумали краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками.        Они стали яркими и красивыми. Эти куклы сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения.

- Назовите эти игрушки.

  Ответы детей.

     Дымковские,  филимоновские игрушки  в наше время служат украшением.

-С глиняной куклой удобно, интересно играть?

 Ответы детей.

 -Почему неудобно?

(Ответы детей)

-Ребята, как вы думаете, какую куклу придумали потом?

Ответы детей.

    (Соломенную.)

    Сначала собирали солому, вымачивали ее, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показываю).

   - Ребята, а с соломенной куклой интересно играть?

Ответы детей.

(Интересно, но она не прочная. Она ломается, и ее нельзя одеть, раздеть.)

   

   Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (показываю).

 -А почему она так называется?

Ответы детей

(Она сделана из ткани).

    Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать – это, значит, переплетать нитки, в результате получается ткань. Многие из ваших мам и бабушек вяжут, тоже получается ткань, но только трикотажная.

       Из ткани люди стали шить себе одежду, а для детей – куклы. Такую куклу делали из любого кусочка ткани с большим старанием.

  Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Безликая кукла была другом детей в игре, заставляла понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Эта кукла сделана из двух лоскутов, без иголки и нитки.

   

      Я научу вас обязательно делать таких кукол.

    Пока дети играли тряпичными куклами, взрослые думали над тем, как сделать куклу, похожую на ребенка, которая не рвалась бы и которую можно мыть.

  Прошло время, и много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился из нее делать различные предметы.

 Пластмасса – это новый прочный, гибкий и небьющейся материал.

 -Какие предметы можно сделать из пластмассы?

 Ответы детей.

(кукольную мебель, посуду, машины, кегли и т.д.)

    Из пластмассы делали вот таких кукол – голышей. Сначала у них не было волос, глаза не закрывались. Прошло еще время, и взрослые  придумали искусственные волосы для кукол,  стали двигаться ручки и ножки. Появились пупсики, большие и маленькие голыши.

  (Детям показываю кукол, о которых говорю).

      -С этой куклой интереснее играть?

Ответы детей.

(Ее можно купать, расчесывать, одевать, раздевать)

   Затем стали использовать мягкую резину для изготовления кукол, и кукла стала такой.

  (рассказ сопровождается показом разнообразных кукол: с длинными и короткими волосами, с закрывающимися глазами )

-Как можно играть с такими куклами?

Ответы детей.

   Прошло время, и люди  придумали таких кукол, которые сами ходят, танцуют, говорят, поют.

   (Рассматривание куклы, «которая ходит», повторяет слова, говорит на русском и на английском языке).

  И вот  недавно появилась такая кукла, у которой сгибаются руки, ноги, поворачивается и наклоняется голова. И эта кукла есть у каждой девочки.

   -Про какую куклу я говорю?

Ответы детей

(Кукла Барби).

Расскажите о своих БАРБИ.

 (короткие рассказы детей).

   И еще я  хочу вам показать одну куклу.

(Показываю).

 -Кто знает, из чего она сделана?

Ответы детей.

( Из фарфора.)

   В старину такие куклы были только у очень богатых людей, таких кукол для царских детей привозили из-за границы.  

  Сегодня такие куклы есть у всех.  И у меня есть и я хочу вам ее показать.  (Показываю ). Когда я была маленькой, такой как вы, я играла в другую куклу. Вот она - голыш. Кукла Таня  – старенькая, но я ее берегу, потому что она мне очень дорога.  Глаза у Тани не закрываются, но двигаются ручки и ножки и ее можно одеть, посадить и положить.

   

         Проводится игра «Расставь по порядку»

(закрепление последовательности появления кукол).

  Теперь вы знаете, что не сразу появилась чудесная кукла Барби. Люди очень много придумывали, изобретали. Видите, как много может сделать человек своими руками. К любому предмету нужно относиться бережно, если его беречь и любить, он будет служить долго.

Физкультминутка.

                               

                            «Оловянный солдатик стойкий.»

          Оловянный солдатик стойкий,

          На одной ноге постой-ка.

          На одной ноге постой-ка,

         (Стоим на правой ноге.)

          Если ты солдатик стойкий.

         Ногу левую – к груди,

         Да смотри не упади!

         (Шагаем на месте.)

         А теперь постой на левой,

          (Стоим на левой.)

         Если ты солдатик смелый.

         (Прыжки на месте.)

   

       

.

2 часть.

                    Продуктивная деятельность.    

                     

Рисование

       Тема «Нарисуй куклу, которая тебе понравилась».

 

Давайте нарисуем любую куклу из страны «Кукляндия»

Рассмотрите еще раз кукол. Выберите материал для работы.

(Дети выбирают любую куклу - образец и самостоятельно рисуют; карандашами, фломастерами, восковыми мелками).

     Готовые работы рассмотреть и определить материал, из которого  сделана кукла.

 Упражнение:

Кукла сделана из дерева          - ?          (деревянная)

Кукла сделана из резины         -  ?        (резиновая)

Кукла сделана из соломы         - ?

Кукла сделана из пластмассы  - ?

Кукла сделана из форфора        - ?

  Предложить детям поиграть с любой куклой из страны «Кукляндия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: «Урок России»

Занятие предназначено для детей подготовительной группы. Знакомит детей с государственными символами России. Расширяет знания детей по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Мой край родной –Якутия»

Данный конспект предназначен для детей подготовительной группы с целью способствования   и формирования патриотических чувств; расширения представлений о многонациональности России, системат...