Методическая разработка совместной образовательной деятельности "Удивительная вода"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Улюмджиева Александра Васильевна

Методическая разработка с элементами исследовательской деятельности, направлена на знакомство детей старшего возраста с такими природными явлениями ,как дождь, радуга, гейзер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка совместной образовательной деятельности

«Удивительная вода»

Цель: Обобщать и расширять знания о воде. Познакомить с такими природными явлениями, как дождь, радуга, гейзер.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
  • Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие:

  • Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
  • Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
  • Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
  • Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Оборудование и материалы: Пластиковые стаканчики и ложки, пипетки, вода, лимонная кислота, сода пищевая, пена для бритья, сахар, пищевые красители, салфетки, интерактивная доска, шапочки.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну опытов и экспериментов, к моему знакомому профессору Чудакову. Там вы узнаете много нового и интересного.

Воспитатель: А вы знаете, где обычно проводят опыты и эксперименты?

(Ответы детей) Все правильно, в лаборатории.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.

Воспитатель: А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории? (Ответы детей)

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.

4. Внимательно слушать и выполнять задания.

Воспитатель: Так как в настоящей научной лаборатории нужно находиться в специальной одежде, я предлагаю вам надеть шапочки (надевают шапочки)

Воспитатель: Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Чудакова.

-Здравствуйте профессор! (тишина)

-Странно, почему-то его нет?

( Появляется видео с профессором)

Видео профессора

Профессор: Здравствуйте ребята. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию страны. Я надеюсь, что вы справитесь и без меня, с помощью моих подсказок. А для того, чтобы приступить к опытам, вы должны будете отгадать загадки. Конверт с заданиями для вас я оставил в своей лаборатории. (видео исчезает)

Воспитатель: Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что мы с вами великолепно справимся. ( Открываю конверт)

Воспитатель: Ребята здесь первая загадка, давайте отгадаем.

Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем он ближе.

Дети: Дождик и облако. 

(На экране появляется изображение дождя и облака)

Воспитатель:  Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А я придумала! Мы используем обычную пену для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)

Ребята, посмотрите, у вас теперь в стаканчиках тоже есть облака.

Воспитатель: На земле много океанов и морей, рек, озер, прудов, луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, и превратившись в пар, поднимается от земли все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Капли собираются в облако, остывают, становятся тяжелыми и падают на землю. Идет дождь!

Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и начинайте капать  в стаканчики с облаком. Что происходит? (ответы детей).

Воспитатель:  Капля прошла через «облако», потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.

Воспитатель: Слушайте вторую  загадку от профессора.

Солнце светит, дождь идет,

Чудо в небе вдруг взойдет,

Яркою цветной дугой,

Не потрогать нам с тобой…

Дети: Радуга.

(На экране появляется изображение радуги)

Воспитатель: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.

Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу. У вас на столах лежат разноцветные конфеты. Вам необходимо выложить драже  по кругу. Затем в середину тарелки льем теплую воду, так чтобы слегка намочить конфеты и ждем. Через несколько секунд произойдет чудо! Конфеты начинают таять и отдавать цвет воде, получается разноцветные разводы в виде радуги.

А кто- то знает сколько в радуге цветов? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте выйдем из лаборатории и сделаем зарядку.

Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба на месте)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот такой круговорот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .


Воспитатель: Молодцы! Отдохнули?

И следующая загадка от профессора.

 

Бью фонтаном над землёй,
Пар пускаю над собой,
Громыхаю и взрываюсь,
Кипятком лишь изливаюсь.

(Гейзер) 

(На экране появляется изображение гейзера) 

Воспитатель:  Посмотрите на экран.

(На экране появляется видео с гейзером)

Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли. Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан, т. е. гейзер. Занимайте свои рабочие места и мы с вами увидим, как это происходит. У вас стоят емкости с цифрами 1 и 2.  В 1 находится лимонная кислота, а во 2 пищевая сода. Вам необходимо насыпать по 1 ложки в стакан с водой. Что происходит? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, кажется наш гейзер «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан?

Воспитатель: Скажите, что сейчас произошло?

Воспитатель: При взаимодействии воды с  кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое гейзера вверх.

Воспитатель: Наше увлекательное путешествие в страну опытов и экспериментов на этом завершается. Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и выполняли  задания профессора Чудакова.

Снимайте свои шапочки и подходите ко мне.

Рефлексия.

 Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, вам понравилось работать в лаборатории?

А чем мы занимались сегодня?   Я предлагаю вам выбрать любую фишку и прикрепить ее к тому опыту, который больше всего понравился.

А что больше всего понравилось? А что было самым сложным? что нового узнали?    Кому можно рассказать и показать наш опыт?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Подарок малышам»

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы по своему содержанию  является интегрированной, т. к. объединяет несколько образовательных областей:-    социализация (па...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми средней группы Образовательная область «Познание» Тема: «Приключения с Буратино»

Цели: развивать представления детей о геометрических фигурах.Задачи: развивать умение соотносить форму предметов и с известными детям геометрическими фигурами, познакомить с пространственными от...

методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы "Слоговое путешествие"

В методической разработке представлена совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада. Проводится с целью  корректировать дефекты слоговой структуры ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "ПРИШЛА ЗИМА".

  Данная методическая разработка совместной образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен адля детей младшей группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной дея...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности и использованием (самостоятельно-созданного электронного образовательного ресурса с детьми старшей группы) «По грибы»

Познавательные- закреплять представление о грибах.                Обучающие- учить детей различать съедобные и несъедобные гр...