Разработка занятия «Зимушка красавица всем нам очень нравится »
материал по окружающему миру (старшая группа)

Турусова Алена Петровна
«Зимушка  красавица всем  нам очень нравится »
 
Образовательная область: познания, коммуникация
Раздел: экология, развитие речи
Целевая направленность: закреплять знания детям о зимних природных явлениях; вспомнить приметы, поговорки, пословицы, загадки о зиме; познакомить со свойствами снега и льда; развивать исследовательские навыки, мышление, связанную речь к неживой природе посредством фольклора.
Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, загадок о зиме; чтение русской народной сказки «Снегурочка»; рассматривание иллюстрации по теме «Зима»; наблюдения в природе, игры со снегом.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Материал: бутафорская книга сказок, иллюстрации к сказкам, игрушка объёмная «Снеговик», ведёрки со снегом и льдом, стаканчики, салфетки на каждого ребёнка, опорные картинки-схемы, раздаточный материал к игре «Что здесь лишнее?»
Этапы деятельности:   Мотивационный-побудительный,  Круг радости
Воспитатель: Снег кружится
              Снег ложится
              Снег, снег, снег.
              Рады снегу зверь и птица
              И конечно человек.
Воспитатель:- Ой, ребята, кажется, я что-то слышу (раздаются звуки метели и на пороге появляется Зимушка-Зима) (переодетый взрослый)
Воспитатель:- Ребята – Зима пришла не с пустыми руками, а с волшебной книгой зимних сказок. А вы знаете зимние сказки? Тогда отгадываем.
Организационно-поисковый: Педагог с бутафорской книги достаёт иллюстрации с эпизодами знакомых сказок и просит  детей их назвать. 
Дети называют: «Снегурочка», «Снежная королева»,  «Хитрый снеговик» и т.д.
Воспитатель: - Ребята. А вы любите зиму? Зима  это хорошо или плохо?
Дети отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.
Билингвальный компонент: Проводится дидактическая игра «Скажи наоборот»: Снег белый, а земля чёрная. Снег мягкий, а лёд …..  Весной на реке лёд тонкий, а зимой …. и т.д.
Игровое  упражнение «Приметы зимы» с помощью опорных картин-схем, дети рассказывают, что происходит в зимний период: с солнцем, деревьями, дикими животными и птицами (картины выставляются на доске ) 
 
Физкультминутка (сопровождают показом)
- Солнце греет слабо (руки вверх и вниз)
- По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода 
Неподвижна и тверда (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (кружатся)
Заметает всё кругом, белоснежным серебром (имитируют движения руками)
Воспитатель:    - Ой, ребята, я что-то слышу
               Кажется к нам гость
               Давайте послушаем загадку
               И узнаем, кто же к нам пришёл?
 Ребёнок читает загадку. Дети отгадывают.  Воспитатель вносит игрушку «Снеговика» (объёмный). Снеговик приносит в ведёрке снег и приглашает всех пройти в творческую мастерскую и изучить свойства снега и льда.
Воспитатель:  - Сначала я предлагаю вам взять два стаканчика - в один положить кусочек льда, а в другой снег. А теперь поставьте их в сторону. 
Дети выполняют  задание.
Загадка:    На всех садится, 
        Никого не боится.  (Снег) 
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в загадке сказано, что снег никого не боится?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Вы знаете, как называется явление, когда падает снег?    (Снегопад)
Воспитатель предлагает детям протянуть ладошки, каждому в ладошку кладёт немного снега. Посмотрите на свою ладошку? Что вы видите? Скажите, какой снег? Что  произошло со снегом? Беседа и опыты со снегом.
Воспитатель: - Теперь мы можем объяснить, почему растаяла Снегурочка из сказки?
    - Как вы думаете, что случится с водой  на улице в холодную погоду? Что такое лёд?   
      Какой он? Рассмотрите его. Опыты со льдом и беседа.
    - Ребята, как вы считаете это хорошо или плохо, что снег покрывает землю, а лёд, реки и озёра? Дети отвечают. Экспериментируют со льдом. Дети называют пословицы про снег.
Дидактическая игра «Что здесь лишнее?» 
На каждом столе картинки с изображением санок, велосипеда, снеговика, самоката, коньков, надувного круга, скакалки, лыж, варежек, валенок и т.д.  
Дети убирают те картинки, которые не  относятся к зиме. Отлично справились.
Воспитатель:  Давайте посмотрим на снег и лёд, который вы положили вначале работы в стаканчики. Что произошло со снегом и льдом? Почему? 
Дети отвечают, делают выводы. Воспитатель хвалит детей.
Рефлексивно-корригирующий.
Воспитатель предлагает подвести итоги и ответить на вопросы:
- Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Понравилось ли вам проводить опыты? В какие игры играли? О чём вы можете рассказать родителям дома?
Дети подводят итоги, отвечают на вопросы.
Ожидаемый результат:
Знать приметы, пословицы, поговорки, загадки о зиме, русскую народную сказку «Снегурочка»;  
Иметь представления о сезонных изменениях в природе, происходящих в зимнее время;
Уметь отвечать на вопросы;  
Устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Зима нам очень нравится»

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Зима нам очень нравится»...

Логоритмическое занятие "Зимушка-красавица детям очень нравится"

Логортмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Направлено на развитие и активизацию внимания,речевого дыхания, координацию речи,движения и музыки....

Методическая разработка интегрированного занятия " Ёлочка красавица детям очень нравится"

Тема: «Ёлочка красавица детям очень нравится» Цели: Познакомить детей со стихотворением А. Барто «Дело было в январе».Развивать понимание стихотворного текста, накапл...

Спортивное развлечение в старшей группе «Всем ребятам очень, очень, очень нравится зима».

Цель:  Обеспечить высокую двигательную активность, способствовать проявлению активности, творчества, создание радостного эмоционального настроения и формирование у детей интереса к зимним видам с...