НОД по познавательному развитию «Экскурсия в музей космонавтики» (для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет))
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Доротюк Кристина Константиновна

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Экскурсия в музей космонавтики" предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие построено в форме экскурсии по Музею космонавтики с целью расширить представления детей о космосе и космонавтах; учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей. 

В ходе экскурсии происходит обобщение и закрепление полученных знаний об истории освоения космоса и подвигах космонавтов нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96»

Конспект НОД по познавательному развитию

«Экскурсия в музей космонавтики»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Подготовила воспитатель: Доротюк К.К.

Дата проведения: 12.04.2022 г.

Программное содержание:

     Цели: расширить представления детей о космосе и космонавтах; учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.

    Обучающие задачи:

     - продолжать учить детей лексически грамотно строить свой ответ на вопрос;

     - закрепить знания и представления о космосе.

     Развивающие задачи:

     - способствовать речевой активности детей посредством вопросов;

     - развивать связную чёткую речь и зрительную память;

     - расширять кругозор и словарный запас воспитанников.

     Воспитательная задача:

     - воспитывать чувство гордости за свою страну.

Планируемый результат: обобщить и закрепить полученные знания об истории освоения космоса и подвигах космонавтов нашей страны.

Форма занятия: экскурсия в музей космоса.

Предварительная работа:

     - первоначальное знакомство с историей космонавтики, первыми космонавтами;

     - рассматривание картин и иллюстраций на тему «Покорение космоса».

Индивидуальная работа: развивать умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением.

Словарная работа: космонавт, скафандр, ракета, полёт, невесомость, экспозиция, притяжение.

Используемые методы и приёмы:

     - словесный метод – рассказ, беседа, вопросы к детям, отгадывание загадок, словесная игра;

     - наглядный метод – рассматривание репродукций картин, фотографий;

     - ИКТ – мультимедийная презентация, видеоролики;

     - игровые приёмы: игры, игровые упражнения.

Ход НОД

Организационный момент: воспитатель перед НОД приветствует детей и гостей в приёмной комнате. Собирает детей в круг. Воспитатель и дети вместе произносят:

Здравствуй, небо! Здравствуй, солнце! (Поднимают руки вверх)

Здравствуй, планета Земля! (Руками над головой описывают большой круг)

Здравствуй, наша большая семья! (Взяться за руки и расширить круг, подняв руки вверх)

Воспитатель:

День сегодня не простой –

Это знает каждый!

Впервые в космос полетел

Человек с Земли отважный!

 - Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи и почему именно сегодня я вам их прочитала? (Ответы детей)

- Да, вы правильно ответили. Наша страна 12 апреля отмечает День космонавтики.

(Раздаётся громкий плач. Вбегает Незнайка со страшным рёвом.)

     Воспитатель: - Ой, ребята, кажется, что-то случилось! А кто это такой, ребята? (Ответ детей: Незнайка!) Незнайка, что случилось? Почему ты плачешь?

     Незнайка: - Как же мне не реветь, если случилось такое (акцент на слове «такое» - у него не укладывается в голове, что такое могло произойти)! Мои друзья из Цветочного города собираются полететь на Луну, а меня с собой не берут! Ведь я совсем ничего не знаю о космосе. Знайка посоветовал мне отправиться в детский сад. Может, тут меня научат? (Снова ревёт)

Воспитатель: - Ребята, Незнайка так расстроен, что даже поздороваться с нами забыл! Давайте мы его поприветствуем (Дети здороваются. Незнайка отвечает приветствием на приветствие). Не реви, Незнайка! Мы с ребятами что-нибудь придумаем. Ребята, что будем делать? Как помочь Незнайке? (Дети предлагают свои варианты решения проблемы.) Ребята, давайте подумаем, где мы можем получить знания о космосе? (Ответы детей) Правильно! Отличная идея! А не отправиться ли нам в музей космонавтики?! Незнайка, ты с нами? Тогда включайся в нашу команду, ведь нас сегодня ждут приключения!
     Воспитатель: - Уважаемые гости, мы приглашаем вас в музей космонавтики! Все готовы? Тогда осталось только произнести волшебные космические слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

Мир космический откроем,

О котором не забудем!

(Закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя. Воспитатель перевоплощается в экскурсовода)

Попадаем в музей.

(У входа в группу останавливаемся. Рассматриваем необычный знак)

Экскурсовод: - Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашем музее космонавтики! Меня зовут Кристина Константиновна, я сегодня буду вашим экскурсоводом по музею космонавтики.

С правилами поведения в музее вы, ребята, знакомы? (Ответы детей) 

Экскурсовод: - Ребята, хочу обратить ваше внимание  вот на этот знак (Изображение на знаке указывает на то, что в музей разрешается входить только в элементах космической одежды - скафандра – жилет и нарукавники). Как вы думаете, что он обозначает? (Ответы детей)

(Дети надевают элементы космического костюма.)

Экскурсовод: - Ребята, как вы думаете, зачем космонавтам специальная одежда? (Ответы детей) А мы с вами в этой одежде почувствуем себя немножко космонавтами.  (Все проходят за экскурсоводом к первой экспозиции.)

Первая экспозиция

(Название экспозиции отсутствует. Экскурсовод очень удивлён.)

 Экскурсовод: - (Звуки удивления) Ах, ребята! Вчера в нашем музее была гениальная уборка! Кто-то слишком хорошо убирался, что даже названий экспозиций не осталось! Предлагаю «Мозговой штурм»! Ответив на вопросы, добудем название!

Игра «Мозговой штурм».

1. Скажите, как называется человек, который совершает полёт на космическом корабле? (Ответ детей: космонавт.)

2. Кто стал первым человеком, который полетел в космос? (Ответ детей: Юрий Гагарин первым полетел в космос и стал первым космонавтом.)

(Экскурсовод делает вид, что забыла, как выглядит Ю. Гагарин. Дети на мольберте указывают на Ю. Гагарина)

3. Юрий Гагарин летел на космическом корабле. Как называют таких лётчиков? (Ответ детей: их называют лётчиками-космонавтами.)

4. Назовите число и месяц первого полёта человека в космос. (Ответ детей: 12 апреля)

Экскурсовод: - Давайте послушаем голос из прошлого (Звучит голосовая радиограмма «Человек в космосе! Русский, советский!»). Ребята, вы знаете, о ком эти слова? (Ответ детей: о Гагарине.)

5. В космос летали только мужчины?  (Ответ детей: нет. Первой женщиной, которая полетела в космос, была Валентина Терешкова.)

(Дети указывают на фотографию космонавта).

6. А кто первым вышел в открытый космос? (Ответ детей: Алексей Леонов).

Экскурсовод: - Ребята, а как одной фразой или одним словом назвать людей, о которых мы сейчас рассказывали? (Ответы детей: космонавты, герои-космонавты, первые космонавты, покорители космоса.) Незнайка, ты запомнил имена первых космонавтов?

(Отвлекаю внимание детей и переворачиваю табличку стороной с названием к нам. На табличке надпись «Первые космонавты»)

Экскурсовод: - А вы молодцы, ребята! Отлично отвечаете! Но музей у нас не простой. Он космический. Почти волшебный! За хорошую работу награждает. Нам достаётся Космический путеводитель (Рядом с первой экспозицией лежит космическая картинка. Она сопровождает экскурсовода всё занятие.)! Теперь он нас будет водить по музею. Загляну-ка я в космический путеводитель. Интересно, куда он нас направит?  

(Читаю: «Ракеты». Пожимаю плечами. Смотрю в противоположную сторону от ракеты. Дети находят ракету, отправляемся к ней.)

Экскурсовод: - Наш путь к другой экспозиции можно сделать интересным!

Дидактическая игра «Каким должен быть космонавт?»

Экскурсовод: - Ребята, если каждый из вас назовёт одно качество, которым должен обладать космонавт, то наш путь будет намного быстрее. Каждый ответ – один шаг!

Экскурсовод: - Космонавт должен быть каким?

(Ответы детей: смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным)

Экскурсовод: - Молодцы, ребята, из вас получатся хорошие космонавты. Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Перечисленные вами качества космонавты воспитывают у себя с детства.

Экскурсовод: - Ребята, а как вы думаете, на чём можно полететь в космос? (Ответы детей: на ракете) Верно!

Вторая экспозиция

Экскурсовод: - А хотите, мы свою ракету запустим?! (Ответы детей)

(Показываю воздушный шарик)

Экскурсовод: - Что это такое?

Дети: - Шарик! Воздушный шарик!

Экскурсовод: - Шарик? Это космический шарик! И сейчас он взлетит, как ракета! А что надо сделать, чтобы он взлетел?

Дети: - Надуть!

Экскурсовод: - Чем надуть?

Дети: - Воздухом.

(Экскурсовод надувает новый или развязывает туго надутый шарик. Воздух вырывается из шарика, толкает его, и шарик начинает кружиться по группе.)

Экскурсовод: - Дети, у нас получилось запустить шарик? (Ответ детей: да!).

(Появляется табличка «Ракеты»)

Экскурсовод: - Мы молодцы! У нас всё получилось!

Экскурсовод: - Ребята, не только люди, но и животные летали в космос. А вот какие, сейчас мы узнаем.

(Третья экспозиция. Табличка зашифрована (мнемокартинка))

Игра «Собери пазл» (Дети (2 команды) подходят к столу, соревнуясь, собирают пазлы на космическую тему).

Экскурсовод: - Ребята, вы большие молодцы! Справились с заданием! Кто изображён на пазлах?

Дети: - Космонавт, собаки.

Экскурсовод: - А как зовут этих собак?

Дети: - Белка и Стрелка!

Экскурсовод: - Белка и Стрелка были первыми собаками-космонавтами?

Дети: - Нет. Первой была собака Лайка.

Экскурсовод: - А как можно одной фразой назвать эту экспозицию? (Читаем мнемокартинку)

Физкультминутка 

Вот выходит на парад

Наш космический отряд.

Руки – в стороны, к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс обе рукИ ставим

И наклоны выполняем.

Руки – за гОлову и вот

Наклоняемся вперёд.

Приседаем и встаём

И ничуть не устаём.

И опять шагаем,

Руки к звёздам поднимаем.

Экскурсовод: - Отдохнули? А теперь заглянем в наш…, как там его название?

Дети: Космический путеводитель!

Экскурсовод: - Молодцы! В нём написано «Еда». И чтобы это значило? (Ответы детей)

(Продвигаюсь к следующей экспозиции. Дети видят тюбики)

 (Четвёртая экспозиция. Название на стенде зашифровано (мнемокартинка))

      Экскурсовод: - Что-то я уже проголодалась! Ой, ребята, посмотрите на эти предметы. Что это? (Ответ детей: тюбики.) Ребята, предлагаю поиграть в игру «Чудо-тюбики». Давайте их рассмотрим. Как вы думаете, для чего они? И почему находятся в музее космоса? (Ответы детей) А вы знаете, что едят настоящие космонавты? (Ответы детей: кашу, суп)

Экскурсовод: - Да, всё едят: и каши, и супы, и овощи, и фрукты. А как они едят? В кружки наливают чай и пьют? (Ответ детей: из тюбиков)

Экскурсовод: - Дело в том, что в открытом космосе нет притяжения земли, всё, как бы, плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, т. е. всё становится легким, как пух. И поэтому есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывает. И все продукты у космонавта в тюбиках, как зубная паста (Картинка с изображением пищи в тюбиках).

Экскурсовод: - Какое название подберём для этой экспозиции, ребята? (Читаем мнемокартинку «Еда космонавтов»)    

 Экскурсовод: - Ребята, вы справились с заданиями. А Незнайка понял, почему еда у космонавтов в тюбиках? (Ответ Незнайки)

Игра «Доскажи словечко».

Экскурсовод: - Ребята, предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».

Чтобы глаз вооружить

И со звёздами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный (телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Только лучше планет видна

В небе полная (Луна)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски – «астронавт»,

А по-русски – (космонавт)

Экскурсовод: - Ребята, вы отличная команда! С вами любое задание по плечу!

(Пятая экспозиция. Название - мнемокартинка)

Экскурсовод: - Заглянем в наш космический путеводитель. Написано «Система». Какая ещё система? (Ответы детей) А может, вы сами, ребята, расскажете Незнайке про Солнечную систему? (Дети полным предложением рассказывают о Солнечной системе)

1.Почему Солнечная система называется Солнечной? (Ответ детей: Солнечная система так называется, потому что в центре её – Солнце).

2. Что такое Солнце? Это планета или звезда? (Ответ детей: это самая важная звезда в Солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от неё.)

3. Сколько планет в Солнечной системе? (Ответы детей: в Солнечной системе 9 планет.)

Рефлексия.

Экскурсовод: - Ребята, наша экскурсия закончилась. Давайте вспомним, зачем вы пришли в музей? (Ответы детей) А что же мы узнали и чему научили Незнайку?

(Выслушать ответы детей)

Экскурсовод: - Незнайка, ты запомнил, чему мы тебя учили? (Ответ Незнайки) Ребята и Незнайка, вы мне очень помогли. Всем экспозициям дали название! Большое вам спасибо! На память о посещении музея космонавтики примите подарки: раскраски на космическую тему. Вам пора возвращаться в детский сад. При выходе из музея, не забудьте снять космические костюмы (Дети снимают элементы костюма). Давайте произнесём волшебные слова, чтобы вы могли вернуться в детский сад:

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

В детский сад назад вернёмся

И про космос не забудем!

(Во время произнесения волшебных слов, экскурсовод перевоплощается в воспитателя)

Воспитатель: - Ребята, вот вы и вернулись в детский сад. Незнайка, как тебе поход в музей космонавтики? Познавательный? Много нового узнал? (Ответ Незнайки)

Незнайка: - Ребята, спасибо вам большое! Теперь друзья из Цветочного города обязательно возьмут меня в полёт на Луну! А мне пора домой, пока без меня не улетели! До свидания, ребята и гости!

Воспитатель: - Ребята, вам понравилась экскурсия? Предлагаю вам каждому взять один смайл и прикрепить его на мольберт:

- грустный, если в музее вам было неинтересно;

- весёлый, если вам понравилась экскурсия в музей.

По итогам рефлексии, воспитатель вместе с детьми делает вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

Конспект НОД по познавательному развитию по теме «Невидимка - воздух» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект Нод с использованием опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (по ознакомлению с родным городом детей) старшего дошкольного возраста.

Материал направлен на проведение непосредственой образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте по познавательному развитию на тему " Мой город - Санкт - Петербург". Направлен на закреплен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей: «По...

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Проект по познавательному развитию «Унылая пора, очей очарованье» для детей старшего дошкольного возраста

Проект по познавательному развитию «Унылая пора, очей очарованье» для детей старшего дошкольного возраста...