Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: "Правила безопасного поведения в лесу" (образовательная область: познавательное развитие (мир природы))
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Макридина Юлия Сергеевна

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми  старшей группы

Тема: "Правила безопасного поведения в лесу"

(образовательная область: познавательное развитие (мир природы))

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотой петушок» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Золотой петушок» п.Пангоды»)

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми  старшей группы

Тема: "Правила безопасного поведения в лесу"

(образовательная область: познавательное развитие (мир природы))

                                                                

                                                                                                                                                                                                            воспитатель:

Макридина Юлия Сергеевна

2023

Образовательная область

Познавательное развитие (мир природы)

Возраст детей, группа

Старшая группа

Тема НОД

"Правила безопасного поведения в лесу"

Цель

Формирование представления о новом правиле безопасного поведения в лесу: не разорять муравейники.

Задачи

Образовательные:

познакомить детей с новым правилом поведения в лесу - "Не разорять муравейники"; закрепить ранее полученные знания о правилах поведения в лесу; расширить знания о роли муравьев в лесу; закрепить знания о частях книги; совершенствовать навык работы в нетрадиционной технике аппликации "коллаж".

Развивающие:

развивать умение работать совместно с другими, создавая единую композицию; устанавливать причинно-следственные связи; правильно формулировать вопросы и умения; зрительное внимание; образное мышление.

Воспитательные:

содействовать формированию у детей отзывчивости, желания помочь хозяйке леса; развивать коммуникативные умения при работе в парах и группах.

Материал

Материал к занятию: телефон с аудиозаписью, ноутбук, запись звуков леса, карточки кроссенс (растения, животные), макет муравейника, изображение муравья, муравейник в разрезе, цветы подснежники, муляжи грибов, конверт с письмом, «кочки», «ветки», ткань для полянки, подушечки, картон для обложки, салфетки, клей, картинки леса, страницы с правилами, мусорный пакет, мусор, корзинка, тропинки.

Предполагаемый результат

Называют правила поведения в лесу; рассказывают о роли муравьев в лесу

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели.

- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте подойдем к гостям и поздороваемся с ними. Дети подходят и здороваются с ними. (Здравствуйте, добрый день)

-Мне на телефон пришло голосовое сообщение. Хотите послушать? (дети слушают сообщение: Добрый день, мои юные друзья! Я Хозяюшка леса. В моих владениях реки и озёра, леса и поля, травы и звери.

Хорошо у нас в лесу в разное время года: осенью - в лесу настоящий праздник. Деревья надевают золотые сарафаны и под шум ветра танцуют осенний вальс; зимой в лесу настоящая сказка – стоят деревья все в серебре будто заколдованные; весной – в лесу слышится звонкое журчание ручейков; а летом – разносятся в воздухе ароматы душистых трав. Разве не чудо? Но только вот в чем беда. Не замечают люди этой красоты. Приходят и губят её. Не жалеют они нас, мы можем погибнуть.)

- Ой, беда–то, какая! Ребята, что будет с нашей планетой, если люди не будут беречь леса? (Если не будет леса, то нам негде будет отдыхать, Если не будет леса, то птицам негде будет строить свои гнезда, Если не будет леса, то у зверей не будет дома, Если не будет леса, то нам негде будет собирать грибы, Если не будет леса, то не будет свежего воздуха, Если не будет леса, то мы не увидим ландыши)

- Послушайте о чем нас просит Хозяйка леса (Ребята, я пришла к вам за помощью. Только вы сможете мне помочь. Кто-то разорвал волшебные страницы с правилами поведения в лесу. Многие люди не знают правила и их нарушают. Нужно собрать все листы в одну книгу. Если вы выполните все задания, то сможете собрать все страницы).

- Ребята, вы хотите помочь Хозяйке леса? (Да.) Вы готовы отправится в лес? (Да) Вы знаете как нужно вести себя в лесу? (Да).

Слушают воспитателя, проявляют желание послушать аудиосообщение

Слушают сообщение

Участвуют в диалоге

Интерес к познавательной деятельности

Активизируют свое внимание и проявят интерес для дальнейшей деятельности

II.Актуализация знаний

Актуализировать

знания детей о геометрической фигуре круг, цвете, количестве, умение ориентироваться в пространстве, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.

- Что необходимо одеть для того, чтобы отправится в лес? (Нам необходимо правильно одеться.) Хорошо, а что и для чего нам нужно одеть? (Головной убор). Для чего он нам нужен? (Он нужен нам, чтобы защитить нас от палящих лучей.) (Чтобы палочки и мусоринки не цеплялись за волосы). Что мы обуем на ноги? (Резиновые сапоги или закрытые ботинки, Утром в лесу всегда роса, а в резиновых сапогах ноги не намокнут, Если будет небольшая лужа, мы её сможем аккуратно перейти, Резиновые сапоги смогут уберечь от повреждения ноги от сухих сучьев, Резиновые сапоги смогут уберечь от укусов змеи). Какой должна быть одежда? (Удобной, плотной, непромокаемой).

- Молодцы ребята! Теперь я знаю, что вы правильно оделись в лес. Ребята, вспомните пожалуйста, что попросила сделать Хозяюшка леса? (Нужно собрать книгу правил). Молодцы, а скажите мне пожалуйста, из каких частей состоит книга? (Книга состоит из обложки и страниц)

- Молодцы, мы готовы отправится в лес.

Физкультминутка "Речёвка туриста". Ребята ходят маршируя по кругу.

- Кто шагает с рюкзаком? Мы, туристы!

- Кто со скукой не знаком? Мы туристы!

- Нас вперёд ведут…Дороги!

- Наш девиз: «Всегда вперёд!»

- Эй, ребята, твёрже шаг!

- Что турист берёт в дорогу?

Песню, ложку и рюкзак.

(звук пения птиц и животных)

(Дети подходят к мольберту). Вот вам первое задание: "Вам нужно отгадать что общего между этими картинками?" (Дети подходят к мольберту, и выполняют задание) 

-Молодцы, вы справились с первым заданием! Вы получаете первую страницу нашей книги.

-Какое правило изображено на странице? (Не разорять птичьи  гнезда)

Отвечают на вопросы

Выполняют движения

Выполняют задание

Ответы детей

Правильно угаданное слово

III. Затруднение в ситуации

Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения.Развивать у детей внимание, умение ориентироваться

-Пойдёмте дальше гулять по лесным тропинкам. Ребята, посмотрите, что там впереди? (На дороге стоит макет муравейника) (Муравейник). А как вы думаете, для чего нужны муравейники? (Это дом муравьев). Молодцы! А какую пользу приносят муравьи? (Не знаем). Хотите узнать? (Да)

- А как можно узнать для чего нужны муравейники и чем полезны муравьи? (Надо спросить взрослого, прочитать в книге, спросить хозяйку леса) Какой выберем вариант? (Спросим взрослого). Задавайте вопрос. (Чем полезны муравьи в лесу?)

Дети отвечают на вопросы.

Высказывают предположения

Усвоение общего способа действий

Дети выдвигают предположения

IV. Открытие нового знания или способа действий

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде.

- Хорошо ребята я расскажу вам о муравьях. Садитесь по удобнее на полянку и слушайте внимательно (на мольберте устанавливается изображение муравья). Муравьев называют лесными санитарами. Они уничтожают множество вредных насекомых. Может вас еще что-то интересует? (Для чего нужны муравейники в лесу?) Муравейник (на мольберте устанавливается изображение с муравейника в разрезе) – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. А теперь вы мне ответьте на вопрос. Почему нельзя разорять муравейники? (Муравейник - это дом муравьев, муравьи - это санитары леса, если в лесу не будет муравьев, то будет загрязняться лес).

-Молодцы, а вот вам еще одна страница книги.

-Какое правило изображено на странице? (Не разорять муравейники)

Дети слушают рассказ.

Отвечают на вопросы

Открывают новые знания

Ответы детей

V. Введение новых знаний в систему знаний

Закреплять новые знания и способы их применения.

-Ребята теперь вы поняли для чего нужны муравьи в лесу. Пошлите дальше. Смотрите, тропинка расходится. По какой мы с вами пойдем? Дети обсуждают. (Мы пойдем по цветочной тропинке) Пойдемте. Какая красивая полянка с цветами! Как называются эти цветы? (Эти цветы называются подснежники). А что вы знаете об этих цветах? (Подснежники занесены в красную книгу, их нельзя рвать, если человек не будет их беречь, то скоро они исчезнут, ими можно любоваться только в лесу, они имеют приятный запах). Какое правило вы знаете про цветы? (Нельзя рвать редкие цветы). Правильно, вот вам страница с этим правилом.

- Мы пришли к трем тропинкам. По какой мы с вами дальше пойдем? Дети обсуждают. (Мы пойдем по грибной тропинке). Пойдемте. Ой, смотрите, что там под деревом? Грибы. А какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные). Давайте соберем съедобные грибы в корзинку. Дети собирают грибы в корзинку. Молодцы, а что нам нужно сделать с несъдобными грибами? (Их нельзя ломать, их нужно оставить, несъедобные грибы являются лекарством для животных, эти грибы очень красивые, ими можно просто полюбоваться). Какое правило вы знаете о грибах? (Не ломать несъедобные грибы). Какие вы умнички. Держите страницу с этим правилом.

-Пойдемте по тропинке. Смотрите тропинка расходится. Нам письмо: "У вас две дороги. Если пойдете направо, то вам придется идти долго. Если пойдете прямо, то тропинка будет короткая, но с испытаниями. Выбирайте" Дети обсуждают. (Мы пойдем по короткой дороге, мы смелые и не боимся испытаний). Впереди болото. Вам необходимо пропрыгать по кочкам, а затем проползти под ветками. Дети прыгают по кочкам и пролезают под ветками. (Звук леса). Ой, какая полянка, давайте здесь отдохнем. (Здесь очень грязно, всюду разбросан мусор, надо убраться, чтобы было чисто). Хорошо. Давайте мы с вами уберемся. Какое вы знаете правило о мусоре. (Нельзя оставлять за собой мусор.) Правильно, за ваше трудолюбие я вам дам последнюю страницу.

-Вот мы и собрали все листочки из книги. А что у нас нет? (У нас нет обложки). Что такое обложка? (Обложка для книги - это плотный лист бумаги). А для чего нужна обложка? (Обложка нужна для защиты от загрязнения страниц, Она нужна, чтобы узнать о чем книга). Для того, чтобы сделать обложку для нашей книги, нам понадобится клей, картинки о лесе, картон, салфетки. (Ребята на картон наклеивают картинки о лесе). Молодцы, мы закончили обложку, теперь что мы должны сделать? (С помощью клея мы соединим все листочки в одну книгу), (Соединяют с помощью клея листочки). Какая замечательная книга у нас получилась. А как мы назовем нашу книгу? Дети обсуждают варианты. (Наша книга будет называться "Правила поведения в лесу"). Давайте отправим сообщение Хозяйке леса, что мы выполнили ее просьбу. Теперь мы сможем отправить книгу Хозяйке леса. Пусть каждый, кто придет в лес обязательно её прочтёт.

Аудиосообщение: «Большое спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли. Я думаю, что кто прочитает эту книгу, никогда не станет губить природу, а будет её любить и относится к ней бережно».

- А нам с вами пора отправляться в детский сад. Но давайте сначала послушаем еще раз звуки леса. А для этого садитесь и закройте глаза (Дети слушают звуки леса). Давайте скажем нашему лесу большое спасибо и взявшись за руки мы с вами отправимся в садик. Ребята с речевкой по тропинке возвращаются в сад.

- Кто шагает с рюкзаком? Мы, туристы!

- Кто со скукой не знаком? Мы туристы!

- Нас вперёд ведут…Дороги!

- Наш девиз: Всегда вперёд!»

- Эй, ребята, твёрже шаг!

- Что турист берёт в дорогу?

- Песню, ложку и рюкзак»

Дети выбирают дорожку

Отвечают на вопросы

Убирают мусор

Выполняют аппликацию в виде коллажа

Прослушивают аудиосообщение

Выполняют движения

Усвоение новых знаний

Дети самостоятельно выбирают тропинку, отвечают на вопросы, делают выводы.

Делают коллаж, собирают книгу

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

-Ребята, где мы с вами были? (Мы были в лесу) Для чего мы отправились в лес? (Собрать книгу правил, помочь Хозяйке леса) Вы собрали книгу правил? (Да.) Почему вам это удалось? (Потому что мы знаем правила поведения в лесу, потому что мы узнали новое правило, что нельзя разорять муравейники.) С кем вы можете поделиться новым правилом? (С друзьями, с родителями, с бабушкой, с дедушкой). Ребята, вы молодцы! У вас очень храброе и доброе сердце. Вы не оставили в беде Хозяюшку леса и помогли сделать ей книгу. Вы не побоялись трудностей и справились со сложными заданиями. Я очень горжусь вами! Давайте мы подойдем к гостям и попрощаемся с ними. Дети подходят к гостям и прощаются. (До свидания, Всего хорошего, Прощайте, До новых встреч, Рады была увидеть)

Еще раз повторяют правила поведения в лесу.

Отвечают на вопрос

Самооценка

Демонстрируют элементарные способности к умозаключению

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие в зимний лес» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Развивать умение составлять описательный рассказ по картинеПродолжать совершенствовать диалогическую речь детей, отвечать на вопросы полным предложением.Закрепить изолированное произнесение звука &laq...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй ранней группы Тема: «Петушок, курочка и цыплята» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развити

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми второй ранней  группыТема: «Петушок, курочка и цыплята»(образовательная область «Познавател...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: "В поисках потерянных веществ" (образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми  старшей группы тема: "В поисках потерянных веществ" (образовательная область: познавательно...