Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Тычинина Оксана Сергеевна

Описание проекта, цели и задачи , занятия на неделю , игры настолные и подвижные, чтение художственной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Зимующие птицы"119.73 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное автономное образовательное учреждение

                                          «Видновская   гимназия»
                    Жуковский проезд, д 23. дошкольное отделение

Проект:

«Зимующие птицы»

(старшая группа )

                              Составила воситатель:
                                           Тычинина О.С.

Введение:


Проект «Зимующе птицы».

В природе нашего края все четыре времени года ярко выражены. Причём холодный период длится более полугода и украшением морозных,

заснеженных пейзажей являются зимующие птицы. Они привлекают внимание людей своим: ярким и чёрно-белым оперением, разнообразным пением, живостью поведения.

Голод и холод гонят: лесных и сторонящихся людей птиц, прилетать в посёлки и города, где можно найти корм. И только зимой дети могут увидеть: сову, ворона, дятла, хищных птиц, в городском парке и сквере. Встреча со

стайками свиристелей, снегирей вызывает у детей восхищение и

эстетическое удовольствие, желание любоваться ярким оперением, слушать нежные звуки их пения.

Знания о зимующих птицах, с помощью взрослых, дети подчерпнут из: природоведческой литературы, игр, занятий, наблюдений, экскурсий.

В морозные дни пернатые друзья жмутся к человеческому жилью, посещают кормушки, устроенные человеком, т.е. находятся в непосредственной

близости от людей. Это даёт возможность «близкого знакомства» с зимующими птицами, наблюдения за ними.

Дети узнают, что птицам в зимнее время труднее добывать корм т.к. нет насекомых и растительной пищи. Иногда естественный корм становится практически не доступным и многие птицы не могут пережить зиму и

погибают. Поэтому друзьям пернатых следует запасать корм на зиму: ягоды, семена сорных растений, зерно; устраивать кормушки, следить за ними и регулярно пополнять кормом.

Многие перелётные птицы покинули наши края, в поисках тепла и доступной пищи, а зимующие птицы остались с нами, чтоб разделить зимние невзгоды и радовать нас своим пением и весёлыми проделками.

Чтобы дети с ранних лет: берегли окружающую природу, заботились о

«братьях наших меньших», необходимо давать детям знания о зимующих птицах, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, ухаживать за ними, подкармливать, заботится, удивляться и восхищаться ими.

Актуальность темы:

Тема ознакомления дошкольников с зимующими птицами, очень актуальна в настоящее время. Дети, живущие в городе, очень далеки от природы. Живут рядом и не замечают: как вышагивает ворона, чирикают воробьи, клюют

семена сорных растений голуби. Не только дети, но и многие взрослые не могут отличить щегла от чижа.

Казалось бы, привычные: вороны, галки, голуби не могут удивить детей ничем необычным, но в том - то и состоит экологическая задача: найти в обыкновенных вещах что-либо интересное и занимательное.

Потребительское отношение людей к природе, привело к плачевным результатам в экологической ситуации: истребление многих видов птиц, гибель их в сильные морозы от бескормицы, отравление химическими отходами и т. д.

Задача родителей и воспитателей с ранних лет привить детям заботливое отношение к птицам, показать их роль в экосистеме. Решить эту задачу возможно, если: вместе с детьми мастерить кормушки, запасать на зиму птичий корм, подкармливать птиц зимой.

Цель: Развивать познавательную активность детей при ознакомлении их с объектами природы родного края – зимующими птицами.

Задачи: 1. Формировать знания детей о зимующих птицах родного края.

  1. Показать многообразие видов зимующих птиц, их строение, величину, окрас оперения, повадки.
  2. Раскрыть зависимость внешнего строения зимующих птиц и их повадок от приспособленности их к жизни в холодное время года.
  3. Показать, как зимующие птицы добывают пищу в холодное время года. Учить классифицировать их по способу питания на: зерноядных,

насекомоядных, растительноядных, хищников и всеядных.

  1. Помочь уяснить места обитания зимующих птиц: в городе, за чертой города, в лесу.
  2. Вовлечь детей в природоохранную деятельность: изготовление кормушек, сбор корма, зимняя подкормка птиц.
  3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему

живому.

Вид проекта: Практико – ориентированный.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Методическое обеспечение:

Анашкина Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах. Академия развития. Ярославль. 1998г.

Бианки В. В. Лесная газета. Азбука – классика. Санкт – Петербург. 2005г.

Бианки В. В.Рассказы о зимующих птицах. Серия: Школьная библиотека. Самовар.2003г.

Большакова М.Д, Дубровская И.Г, Ермакова Е.С, Ершова Л.В, Лебедева С.А, Смирнова Е.А, Правдов М.А. «Родничок» Региональная программа по дошкольному образованию- Иваново. 1997г.

Брем А. Жизнь животных: млекопитающих, птиц…Эксмо. М:.2002г.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой- М: Просвещение. 1980г.

Веретенникова С.А. Методическое руководство к альбому: Птицы.

Просвещение. 1974г.

Всё обо всём. Птицы. Астрель.М:.2002г.

Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Бабаевой Т.И, Михайловой З.А, Гурович Л.М. Санкт-Петербург. 2000г.

Дмитриев Ю. Лесные загадки. Стрекоза – пресс.2005г.

Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. Саморуковой. П.Г.- М: Просвещение. 1983г.

Наблюдения и труд детей в природе. Под ред. Мазуриной А.Ф. М: Просвещение. 1976г.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей в детском саду. М. Просвещение.2001г.

Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх. Академия Холдинг. Ярославль. 2000г.

Скребицкий Г. А. Рассказы о природе. Детская литература. М:. 1988г. Сладков Н. И. Экологические рассказы о птицах. Мир искателя. 2003г. Соколов – Микитов И. С. Русский лес. Эксмо. М:. 2013г.

Степанова н. Месяцеслов. Рипол. М:. 2008г.

Тарабарина Т. И.,Соколова Е. И. И учёба и игра: природоведение. Академия развития. Ярославль. 1998г.

Толстой Л. Н. Басни и рассказы. Детская литература. М:. 1988г.

Ушинский К. Д. Рассказы и сказки о животных и птицах. Детская литература. М:. 1992г.

Чаплина В. Птицы под нашим окном. Птицы в нашем лесу. Малыш. М:. 1984г.

Школьный путеводитель. Птицы. Серия: Узнай мир. БКК.2008г. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? М:.2000г.

Энциклопедия детского фольклора. Белый город. М:.2008г.

Энциклопедия русских примет. Эксмо – Пресс. М:. 2000г.

Энциклопедия Я познаю мир «Удивительные животные и птицы»- М: Астрель. 2001г.

Ожидаемые результаты:

1. Дети смогут узнавать и называть зимующих птиц на картинках и в живой природе.

  1. Узнают много интересного о зимующих птицах, выучат стихи и песенки, смогут отгадать загадки.
  2. Научатся наблюдать за повадками птиц, замечать интересное в мире зимующих птиц.
  3. Осознают важность бережного отношения к птицам, необходимость изготовления кормушек, запаса птичьего корма и зимней подкормки наших пернатых друзей.

Сроки реализации проекта

Этапы работы:

1. Предварительная работа:

  • Разработка проекта.
  • Изучение литературы и передового опыта.
  • Диагностика уровня знаний детей.
  • Обсуждение плана с родителями.
  • Создание условий для реализации проекта.

2. Ход проекта:

Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в окно клювиком постучала птичка – сизый голубок. Я очень люблю птиц и изучаю их язык, поэтому я поняла, что сказал голубок.

Он попросил что-нибудь поклевать, ведь холодной зимой очень трудно найти корм. Я насыпала ему горсть семечек и голубь весело заворковал. Он

сообщил мне, что на улице ещё немало птиц, которым очень холодно и голодно.

Вы готовы их подкормить? Но нужно помнить, что каждая птица предпочитает свою пищу.

Как вы думаете, сможем мы разобраться: как отличить одну птицу от другой, где они обитают, чем питаются, как и где их подкармливать?

Обсуждение проблемы принятия задачи.

Воспитатель: Что надо делать, чтобы больше узнать о зимующих птицах?

Дети: (варианты ответов) Читать книги, рассматривать: альбомы, открытки и журналы, рисовать зимующих птиц, мастерить поделки, собирать коллекции картинок и рисунков. Узнавать новое на занятиях, в походах и экскурсиях.

Совместная поисково – исследовательская деятельность.

Тема: «Зимующие птицы» Цитата по теме:

«Так и живут, бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи.

Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?

Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э.Н. Голованова.

Девиз: «Пернатым друзьям надо помогать: кормить, изучать, оберегать».

Понедельник: Понятие «зимующие птицы».

«В жарких странах теплей, а на Родине, и в морозы милей».

*Занятия.
  • Речевое развитие.

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого: «Умная галка».

*Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Дидактические игры:        .

«Зимующие и перелётные птицы»,

«Чей хвост?» - части тела.

«Что птица скажет о себе?» - характерные признаки птиц, отличие от других.

  • Настольные игры:

«Обведи зимующих птиц»,

«Собери птичку» - части тела птиц.

  • Игра забава

«Прилетели птицы» - разделять названия птиц от других предметов.

  • Артикуляционная гимнастика:

«Согреем птичку дыханием».

  • Физическая активность:

Подвижная игра: «Птичьи стайки», Подвижная игра: «Коршун и наседка».

  • Терпенье и труд всё перетрут.

Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.

  • Беседа:

«Как живут наши пернатые друзья зимой?».

  • Танцуем вместе:

«Танец синичек».

  • Сундучок забав:

Пословицы и поговорки о зимующих птицах.

  • Читальный зал

Чтение рассказов из сборника «Воробей в шляпе», «Разговоры животных и птиц». Николая Сладкова.

  • Музыкальная минутка:

Пение песенки «Всем нужны друзья» - о воробьишке.

  • Картинная галерея:

Показ серии картин Джона Слоуна: «Птицы и цветы».

  • Тили-бом - открывается альбом:

Показ альбома: «Зимующие рядом с нами».

  • Краски, ножницы, бумага:

Ручной труд: «Весёлые птички» - бросовый материал.

  • Мир раскрасок:

Раскрашивание раскраски «Зимующие птицы».

Вторник: Многообразие видов зимующих птиц.

«Птицу узнают по оперению и по полёту».

*Занятия.
  • Аппликация из ткани:

«Кто к кормушке прилетел?».

  • Математическое развитие:

«Весёлый птичий счёт»

*Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Дидактические игры:

«Четвёртый лишний»,

«Сравнилки» - сходство и различие птиц.

«Назови особенность зимующих птиц» - внешний вид и повадки.

  • Настольные игры:

Лего «Разные птицы»,

«Разрезные картинки птиц» - собрать целую картинку из частей.

  • Физическая активность:

«Птицелов»,

«Куропатки и охотники».

  • Творческая игра:

«Птичья школа танцев»

  • Картинная галерея:

Показ серии картин Е. А. Ткачёвой «Дети и птицы».

  • Хороводная игра:

«Чёрный ворон на дубу».

  • Читальный зал:

Чтение стихотворения Юлиана Тувима: «Птичье радио».

  • Физкультминутка:

«Воробьиная аэробика».

  • Терпение и труд всё перетрут

Сортировка и пополнение запаса корма для зимующих птиц.

  • Музыкальная минутка:

Индивидуальная работа по пению «Чижик - пыжик».

  • Тили-бом открывается альбом:

Показ альбома с фигурками зимующих птиц: «Фарфоровые птички».

  • Краски, ножницы, бумага:

Поделки оригами «Галки и вороны, все ли вы здоровы?».

  • Игра – инсценировка:

По сценке «Дятел – строитель»

  • Экскурсия в зимний парк:

Наблюдение за зимующими птицами в естественной среде обитания.

  • Психогимнастика:

«Вороны и воробьи» - имитировать движения птиц.

  • Беседа:

«Почему птицы остаются с нами зимовать?».

Среда. Классификация зимующих птиц по месту обитания.

«Каждая птица в своём гнезде хозяйка».

  • ОБЖ

*Занятия.

«Когда птицы бывают опасны?».

  • Рисование:

«Портреты зимующих птиц».

*Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Дидактические игры:

«Кто где живёт?»,

«Каждую птицу на своё место» - место обитания.

«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь».

  • Настольные игры:

«Найди тень птицы»,

«Птичьи истории».

  • Физическая активность:

«Совушка»,

«Воробушки и автомобили».

  • Игра инсценировка:

По стихотворению: «Птичья столовая».

  • Спортивные аттракционы:

«Развесь ягоды на деревья для птиц»,

«Подкорми птенцов клестов семенами шишек».

  • Пальчиковая гимнастика:

«Кормушка».

  • Терпенье и труд всё перетрут.

Добавление корма для птиц в кормушки.

  • Нравственная беседа:

«Что сделать, чтобы зимующие птицы не пожалели, что остались снами зимовать?».

  • Говорилки:

Составление рассказа – рассуждения «Придумай название зимующей птице, учитывая её внешние признаки».

  • Читальный зал:

Чтение рассказов о зимующих птицах из сборника «Русский лес» Ивана Соколова – Микитова.

  • Сундучок забав:

Кукольный театр: «Глупый птенец орла». Загадки о зимующих птицах» .

  • Музыкальная минутка:

Слушание песенок: «Ворона – каркарулья», «Ты, синичка, где была?».

  • Картинная галерея:

Показ серии картин Маржолин Бастин: «Портреты птиц».

  • Тили-бом открывается альбом:

«Как мы зимой подкармливаем птиц».

  • Краски, ножницы, бумага:

Аппликация: «Снегири и синички».

  • Развлечение с игрушками.

«Набор мягких игрушек в образе зимующих птиц»».

Четверг: Классификация зимующих птиц по способу питания.

«Будет в кормушке корм, птицы и слетятся»

*Занятия.
  • Художественная литература.

Чтение рассказа Максима Горького: «Воробьишка».

  • Краеведение:

«Птицы из Красной книги, обитающие в нашем крае»

*Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Дидактические игры:

«Кто что ест»,

«Найди и покорми зимующих птиц»,

«Птичье меню».

  • Настольные игры:

Домино «Птицы», Пазлы «Птицы».

  • Игра – забава:

«Кто как голос подаёт?» - выбрать роль птицы и имитировать её голос.

  • Пальчиковая гимнастика:

«Снегири».

  • Двигательная активность:

«Клесты и птенчики».

«Вороны».

  • Терпение и труд всё перетрут:

Чистка и уборка в кормушках у птиц.

  • Читальный зал:

Виталия Бианки: «Синичкин календарь».

  • Нравственная беседа:

«Что будет, если не заботится и не подкармливать зимующих птиц?»

  • Сундучок забав:

«Весёлые стихи о зимующих птицах».

Показ народных тканевых игрушек «Птички».

  • Музыкальная минутка.

Пение песни – шутки: «Филькины именины».

  • Картинная галерея:

Показ картин: Т. Н. Яблонской «Снегири», И. В. Решетникова

«Синичкины думы».

  • Тили – бом открывается альбом.

Показ иллюстраций альбома «Покорители воздуха».

  • Конкурс художников:

«Нарисуй самую необычную зимующую птицу».

Пятница: Зимняя подкормка и охрана птиц.

«Птицы наши друзья – обижать их нельзя!»

*Занятия.
  • Природный мир:

«Зимующие птицы» - комплексное занятие.

*Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Дидактические игры:

«Какую пользу приносят птицы»,

«Что перепутал художник»,

«Кто кому нужен» - логические цепочки экосистемы.

  • Настольные игры:

Лабиринт «Зимующие птицы»,

«Птичье лото».

  • Беседа:

«Что для птиц страшней зимой: голод или холод?»

  • Творческая игра:

«Показ птичьих мод» .

  • Развлечение с игрушками:

«Заводная птичка».

  • Танцуем вместе:

«Танец белых голубков».

  • Психогимнастика:

«Птицы пугаются кошки»

  • Двигательная активность:

«Дятел»,

«Зимняя охота ястреба».

  • Терпение и труд всё перетрут:

Ремонт и замена кормушек для птиц.

  • Говорилки:

«Составь описание задуманной птицы так, чтобы мы догадались, как она называется».

  • Читальный зал:

Чтение рассказа о птицах Георгия Скребицкого: «Здравствуй, солнце красное»

  • Музыкальная минутка:

Пение песенки – игры: «Две тетери».

  • Краски, ножницы, бумага.

Конструирование из природного материала «Маленькая птичка - крапивник»

Создание книжки – самоделки «Зимующие птицы».

  • Мир раскрасок:

Рисование и раскрашивание зимующих птиц по трафаретам.

  • Картинная галерея:

Показ картин художников: Аникеева, Балабушкина, Тимма: «Глухари и тетерева».

  • Хороводная игра:

«В тёмном лесе вор - воробей».

  • Кроссвордия:

Отгадывание кроссворда «Зимующие птицы» по картинкам.

  • Тили – бом открывается альбом.

Показ набора открыток «Хищные птицы».

Взаимодействие с родителями:

Доклад на родительском собрании на тему: «Изготовление кормушек для зимующих птиц. Мастер – класс».

Анкетирование: «Что вы знаете о зимующих птицах?».

Консультации для родителей:

«Народные приметы и птичий календарь зимующих птиц»

«Покормите птиц зимой»

«Дети и голуби. Безопасность в природе».

Выставка фотографий:

«Экскурсия в зимний парк».

«Птичий маскарад».

Фоторепортаж с «Птичьего праздника».

«Кормление птиц в кормушке на участке»

Выставка семейной поделки:

«Пернатые друзья».

Выставка детских работ:

Оригами: «Галки и вороны, все ли вы здоровы?»,

Конструирование из бросового материала: «Весёлые птички», Рисование: «Портреты зимующих птиц»,

Ручной труд: «О чём поют воробушки?», Аппликация: «Снегири и синички»,

Аппликация из ткани: «Кто к кормушке прилетел?».

Подготовка костюмов, декораций и атрибутов к «Птичьему празднику».

Выставка: книг, журналов, наборов открыток, альбомов, картин о зимующих птицах в книжном и природном уголках.

  1. Презентация.

Экологический «Птичий праздник».

Цель: Порадовать детей весёлым праздником о природе. Обобщить знания детей о зимующих птицах нашего края.

  1. Обобщение. Заключительный этап.

Подведение итогов:

Презентация проекта: проведение экологического «Птичьего праздника». Анализ результатов работы по проекту.

Корректировка дальнейшей работы. Постановка новой проблемы.

Оформление материалов.

   

Дидактические игры:

  1. «Зимующие птицы». Узнавать зимующих птиц на картинках, называть характерные признаки их внешнего вида и повадок.
  2. «Зимующие и перелётные». Классифицировать птиц по признаку «зимующие – перелетные»
  1. «Чей хвост?» Узнавать характерные признаки птиц по частям тела
  2. «Угадай по описанию». Называть зимующую птицу по описанию
  3. «Что птица скажет о себе». Характерные признаки птиц, их отличие от других.

5 «Четвертый лишний» Отличать зимующих птиц от перелетных. Воробей, грач,

сорока, синица.

Голубь, дятел, снегирь, ласточка.

  1. «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»

Находить, узнавать и называть зимующих птиц, отличать их от перелётных.

  1. «Назови особенность зимующих птиц». Учить выделять особенности внешнего вида птиц и их повадок.
  2. «Какую пользу приносят птицы». Анализировать знания и называть пользу, приносимую природе.
  3. «Кто здесь птица, а кто нет». Признаки пернатых.
  4. «Кто что ест?». Способы питания зимующих птиц, и их классификация по способу питания.
  5. «Найди и покорми зимующих птиц» Узнавать зимующих птиц на картинках и знать чем они питаются в зимнее время года.
  6. «Кто где живёт?». Помочь уяснить места обитания птиц в зимнее время года.
  7. «Птичье меню». Помочь детям запомнить, какой корм подкладывать птицам зимой в кормушки.
  8. «Сравнилки». Учить детей находить у двух птиц сходство и различия.
  9. «Что перепутал художник» Находить несоответствие в изображении зимующих птиц и картин природы.
  10. «Найди сходство и различие». Учить у двух похожих птиц находить элементы сходства и различия.
  11. «Расставь птиц по величине». Узнавать зимующих птиц на картинках, знать их размеры и уметь раскладывать их по величине: по возрастанию и по убыванию.
  12. «Найди лишнего». Уметь среди четырёх фигурок зимующих птиц найти лишнее изображение птиц: домашних и перелётных.
  13. «Каждую птицу на своё место». Классифицировать зимующих птиц по месту обитания и признаку питания.
  14. «Кто кому нужен». Составлять логические цепочки обитания зимующих птиц в экосистемах города и леса.

  1. «Птичье лото».

Настольные игры:

  1. «Обведи зимующих птиц».

  2. «Найди тень птицы». 4.«Домино» (птицы).
  1. «Разрезные картинки» собрать из частей птиц.

  2. Лабиринт «Зимующие птицы».
  3. «Найди вторую половинку».

  4. «Собери птичку».
  5. Лего: «Разные птички».

Речевые игры:

1.«Сосчитай птиц». Закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.

Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д. 2.«Большой – маленький». Закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапки – тоненькие лапки.

  1. «Один – много». Уметь образовывать формы множественного числа существительных.

Одна ворона – много ворон,

Один воробей – много воробьев и т. д.

  1. «Кто как голос подаёт». Учить образовывать новые слова, с помощью звукоподражания.
  2. «Назови ласково». Образовать новые слова - уменьшительно-ласкательные, при помощи суффиксов.

Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» .

  1. «Скажи наоборот». Учить детей подбирать слова – антонимы
  2. «Подбери признак». Согласование имена существительные с прилагательными. Синица: быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...
  3. «Споём как птички». Учить звукоподражанию.
  4. «Придумай своё название птицы». Учитывая внешние признаки и повадки зимующей птицы найти ей новое название.

Игры-забавы.

  1. «Прилетели птицы» Учить в стихотворном тексте на слух определять названия птиц и выделять названия других предметов.
  2. «Кто как голос подает?». Учить различать голоса зимующих птиц, и имитировать их голоса от имени этих птиц.

Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.

Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.

  1. «Нарисуй задуманную птицу руками». Давать описание зимующей птицы с помощью различных движений, без слов.
  2. «Чечётка». Выбирается чечётка. Остальные дети – деревья. Чечётка спрашивает, где была чечётка? И подбегает к берёзе. Та отвечает, что на берёзе не была, чечётка улетела на ель. Отвечает теперь ель. Кто прозевал, отдаёт фант. А затем фанты

исполняют желания чечётки.

  1. «Воробушки в луже». Дети сидят в центре большого очерченного круга, чирикают и плещутся в луже. По сигналу «Кыш!» вылетают из лужи и летают по площадке и затем возвращаются а лужу.
  2. «Угадай, кто идёт?» Дети изображают походку: то воробьёв, то ворон. Они: то скачут на двух ногах, то важно шагают. Воспитатель аккомпанирует им на бубне: то мелкой дробью, то размеренным ритмом.

  1. "Кормушка".

Пальчиковая гимнастика:

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек.

  1. "Кормушка у дома"

Птицы к дому подлетели (Два больших пальца обхватывают друг друга, остальные делают взмахи, как птица крыльями)

На кормушку птички сели (Держим одну ладонь параллельно груди)

Стали зернышки клевать (Другой рукой, большим и указательным пальчиками),

И головками кивать (Соединяем пальчики вместе, изображая голову птицы и делаем наклоны кистями рук).

  1. «Снегири»

Снегири. Снегири. (Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам). Раз, два, три; раз, два, три. (Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)

Прилетели, посидели, (Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.) Погалдели, улетели. (Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.) Улетели в небеса. (Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)

Вот какие чудеса! (С удивлением разводят руками.)

  1. «Десять птичек – стайка».
  2. «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (по 4 хлопка руками по бокам) В красных майках снегири (4 наклона головы на строку) Распушили перышки,

Греются на солнышке. (частое потряхивание руками) Головой вертят, (по 2 поворота головы на каждую строку) Улететь хотят.

Кыш, кыш! Улетели! (дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями) За метелью! За метелью!

  1. «Снегирек»

Сел на ветку снегирек - дети взмахивают кистями рук Ф-ф, ф-ф, коротко активно выдыхают

Брызнул дождик - он промок ударяют указательным пальцем по ладони другой Ф-ф, ф-ф. коротко, мягко выдыхают

Ветерок, подуй слегка, качают поднятыми руками над головой Обсуши нам снегирька!

Ф-ф-ф-ф-… продолжительно выдыхают.

Физкультминутки:

«Воробышки как проснутся Очень любят потянуться Обязательно зевнуть

Ловко хвостиком махнуть»,

«Галка скачет, ловко пляшет Галка крылышками машет


И взлетает без оглядки Это Галкина зарядка».

Подвижные игры:

  1. .«Совушка» Учить выполнять движения по сигналу ведущего.

«День наступает – все оживает», ночь наступает – все замирает». 2.«Птицелов». Учить детей идти кругом, произносить слова. На хлопок в ладоши птицелова останавливаться и если птицелов дотронется до игрока, издавать крик птицы, который птицелов должен узнать.

  1. «Слушай внимательно». Имитировать движения птиц, которые

нарисованы на картинках, закреплять знания о внешнем виде птиц: синицы, воробья, снегиря.

  1. «Птичьи стайки». Собираться в группы по одинаковым картинкам. 5.«Найди пару». Составлять пары по заданному признаку: размеру птиц, способу питания и. т. д.
  1. «Посади птицу на дерево» Учить детей по сигналу воспитателя размещать картинку птиц на дереве.
  2. «Сова – совунья» Выбираем сову , а дети – мыши. День наступает, мыши выбегают. Ночь наступает, сова вылетает, мыши замирают, а сова выбирает, кто шевелится.
  3. «Собачка и воробьи». Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Скачет, скачет воробей (дети скачут). Скок-поскок! Скок-поскок! Кличет маленьких детей Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив!

Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою.

Чик-чирик! Чик-чирик! Выбегает собачка и пугает их.

  1. «Чижик» На возвышенность ставят доску, на её конец мяч. Водящий наступает на её свободный конец и мяч подлетает. Дети кричат: «Чижик!» и ловят мяч. Кто поймает, выбивает других детей.
  2. «Воробушки и автомобиль» Дети прыгают как воробушки. Вторая группа изображают автомобили и вспугивают воробьёв, которые улетают.
  3. «Клесты и птенчики».Учить играть роли: мамы – клестих и и папы – клеста, куницы. По сигналу птенчики вылетают из гнезда и возвращаются по сигналу «куница», а папа и мама охраняют птенцов и не пускают куницу.
  4. «Снегири и синички». Всех детей разбить на две группы Учить детей бегать и по сигналу собираться в пары: снегири и синички.
  5. «Голуби и кошка». Кошка спит в центре большого круга, голуби

заходят в круг и клюют зерна. Кот просыпается и ловит голубей, а те убегают за черту круга.

  1. «Филин и пташки» Дети выбирают птиц, голосу которых будут подражать, летают и поют.

Филин вылетает по сигналу, ловит и угадывает что за птица по её песенке.

  1. «Коршун и наседка». Наседка защищает своих цыплят, которые прячутся за её спиной, сцепившись цепочкой. Коршун старается схватить последнего цыплёнка обегая наседку и всю цепочку.
  2. «Ястреб и утки» На площадке на противоположных концах два озера. По сигналу утки перелетают из одного озера в другое, а ястреб их ловит.
  3. «Сокол, соколята и лиса» Сокол летит. За ним соколята, повторяя все движения, которые показывает им отец. По сигналу появляется лиса и соколята приседают. Лиса ловит того, кто не успел. Сокол прогоняет лису, отбирая соколёнка.
  4. «Соколиный бой» Два соперника на одной ноге, с перекрещенными руками на груди толкают друг друга так, чтобы соперник встал на обе ноги.
  5. «Куропатки и охотники» Трое охотников сидят за кустами. Все дети – куропатки, бегают по полю. По сигналу охотники выбегают и ловят куропаток, бросая им мяч под ноги.
  6. «Зимняя охота ястреба» Зима даёт всем детям названия птиц, и выбирает ястреба. Ястреб охотится на птиц, поймав, он должен угадать по её движениям и голосу как она называется. Зима помогает и следит за ходом игры.
  7. «Голуби и ястреб». Выбирается ястреб, а все дети – голуби. Голуби летают, а ястреб их ловит. Голуби могут спастись в голубятне.
  8. «Вороны». Дети делятся на три группы. Первая группа – изображают ёлку, стоят в кругу, держась за руки. Вторая группа – вороны, летает по площадке.

Третья группа – собаки, лают и гоняются за воронами. А те прячутся от них на ёлке – в центре круга.

  1. «Дятел». Дети изображают насекомых. Выбирается дятел он стоит в центре круга и стучит кулачками. Дети говорят:

Дятел дерево долбит На весь лес он стучит. Кулачок об кулачок, Берегись его жучок.

Жуки разбегаются, а дятел их ловит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....