План самообразования на 2023-2024 уч.год
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023-2024.docx172.13 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\HOME\Downloads\титульный лист   плана по самообразованию.jpg

                Актуальность

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Цель:  Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:  

- изучить методики, технологии по познавательно - исследовательской деятельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

-  создать  картотеки экспериментов для детей младшего дошкольного возраста;

- подготовить консультации для родителей по данной теме;

-привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми;

- взаимодействие с педагогическим  коллективом.                                        

Предполагаемый результат: 

Для детей:

- расширение знаний о свойствах воды, воздуха, песка, и их роли в окружающем мире;

-проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;

- развитие наблюдательности;

- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.

Для педагогов:

- повышение профессионализма по данной теме;

-  внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

-  самореализация.

Для родителей:

- повышение компетентности родителей воспитанников по данной теме;

- возможность применять опытно – исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях;

- укрепление детско - родительских отношений.

- качественное и заинтересованное участие родителей в образовательном процессе ДОУ.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 г

          Перспективно - тематический  план работы с детьми

Сроки

           Форма работы

    Практические выходы

Сентябрь

1. Составление плана работы по самообразованию.

Наличие плана работы по самообразованию

2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию

1.  Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.                                                       Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.           2. Дыбина О. В    Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3.  Проведение экспериментов с детьми:  «Волшебница вода»:  - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”, -

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования

Ноябрь

1.Формирование картотеки

Наличие  картотеки

2.Продолжать изучение литературы по заданной тематике.                                                  3. Проведение экспериментов с детьми:                                                            - “Есть ли у воды вкус?”,                          -“Тонет, не тонет.”                                      - “Чудесные спички”

1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.                                                              2. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

Декабрь

1. Оформление и пополнение уголка юного исследователя

2.Проведение занятия по теме: -«Удивительные свойства воздуха»;

Изготовление и пополнение  атрибутов для детского экспериментирования,(Фартуки, перчатки, клиенка, лупа, меры: длинны, величины, объема;  набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.)

  Наличие конспекта

3. Проведение экспериментов с детьми:-  «Мы дышим воздухом»:

- «Сколько весит воздух?»

-« Можно ли поймать воздух?»

-« Может ли воздух быть сильным?

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования

Январь

2. Проведение экспериментов с детьми:                                                              - «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать».                                  - «Узнай все о себе, воздушный шарик»;                                                           - «Бывает   ли   воздуху           холодно»                                                             - «Упрямый воздух»;

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования

Февраль

1.Проведение экспериментов с детьми: - «Мир  бумаги, её свойства»; - «Можно   ли  склеить       бумагу  водой»;                - « Цветы лотоса»,

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования

2. Обновление уголка детского экспериментирования.

Презентация уголка

Март

1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

1. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.

2. Проведение экспериментов с детьми: - «В мире стекла»; «Таинственные стекла»,
«Знакомство с лупой», «Солнечные зайчики»

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования

Апрель

Май

1. - «Мы – фокусники.» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); - «Почему все падает на землю?»                                            - «В мире пластмассы»;                                             - «Могут ли животные жить в земле?»

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования

1. Отчет на педсовете  по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

Наличие  отчета и презентации

                                       Перспективный  план  работы  с  родителями    

                                                    воспитанников:

 

дата

                 

                       

октябрь

- Оснащение центра поисково-исследовательской деятельности «Почемучка».

 - Консультация  для родителей  «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе

Повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей.

ноябрь

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Информирование родителей о поддержании интереса к познавательному-экспериментированию у детей.

декабрь

Папка-передвижка: «Правила при организации исследовательской работы с детьми дома».

Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

февраль

Консультация «Опыты и эксперименты дома».

Ознакомление родителей с

методами и формами работы познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников.

апрель

Фотовыставка «Маленькие фокусники».

Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Перспективный план работы с педагогами ДОУ

дата

        Мероприятие        

       Ожидаемые результаты        

январь

Консультация: «Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования»

Расширение знаний педагогов о развитии познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

апрель

Мастер-класс «Опыты и эксперименты с природным материалом» для воспитателей

Поделиться опытом работы с педагогами ДОУ, продемонстрировать и осуществить совместно несколько опытов-экспериментов.

май

Отчётная презентация по теме самообразования.

Представление результата работы за год

Список используемой литературы

1.  Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа

Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.

2. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

5. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошколь-ников».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год         р.п. Дмитриевка 2023Ф.И.О. Середина Нелли АлександровнаДата рождения 22.11.1988Образование...

План самообразования на 2023-2024 учебный год "Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ"

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребен...

План самообразования на 2023-2024 учебный год

Тема самообразования: "Использование палочек Кюизенера в математическом развитии старших дошкольников"...

План самообразования на 2023-2024 уч.год

Методы Арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ...

План самообразования на 2023-2024 учебный год

План самообразования на 2023-2024 учебный год...

План самообразования на 2023-2024 учебный год

План самообразования на 2023-2024 учебный год...