«Поможем лесу – спасём планету»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лариса Владимировна Колосова

«Поможем лесу – спасём планету»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolosova_l.v._-_didakticheskaya_razrabotka.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида                                                                                 №1 «Сказка» г. Короча Белгородской области»

Тема «Поможем лесу – спасём планету».

Автор:  

Колосова Лариса Владимировна, воспитатель

Аннотация:

        Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

        Настоящая разработка занятия содержит материалы по организации и проведению экологического образовательного мероприятия в защиту природы. Данная разработка может быть реализована на занятиях  познавательного цикла, а также, в рамках месячника экологических знаний. Материалы подобраны с учётом возрастных особенностей обучающихся и адресованы педагогам дошкольного и дополнительного образования.

        Важность и актуальность выбранной темы определяется необходимостью накопления знаний в вопросах формирования экологической культуры дошкольников.

        Все задачи реализуются через игровые ситуации.

        Методическая разработка предназначена для педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций.

Тема: «Поможем лесу – спасём планету».

Цель:продолжать знакомить детей с детей с деревьями, воспитывать любовь к природе, способствовать формированию экологической культуры старших дошкольников.

Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с деревьями, произрастающими в Белгородском крае; дать понять детям важность сохранения лесов, значение роли людей в их сохранении; уточнить правила поведения в лесу.

Развивающие: формировать у дошкольников начала экологической культуры, понимание зависимости сохранения природы от поведения людей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе (растениям, животным), способствовать выработке элементарных экологических поведенческих правил.

Связная речь детей: побуждать детей отвечать полными, распространёнными предложениями; воспитывать навыки коммуникативной деятельности.

Словарь и грамматика:заповедник, лесничество, питомник, лесное хозяйство, лёгкие планеты, джунгли.

Оборудование: конверт с письмом, доска, презентация «Заповедники Белогорья», плакаты: «Зачем нужен лес», «Как Лесник бережёт лес»; знаки «Правила поведения в лесу», карточки для игры «четвёртый лишний», коробки с семенами разных деревьев, подносы с засушенными листьями.

Предварительная работа:

1.Беседа «Лес- наше богатство»;

2. Презентация «Заповедники Белогорья»;

3.Рассматривание иллюстраций «Деревья и кустарники»;

4. Подвижные игры «Раз, два, три – к дереву беги (Ели, берёзе, тополю…), дидактические игры: «Ветка, где твоя детка» и другие;

5. Беседа « Правилаповедения в лесу»;

6. Участие в акции «Сбереги дерево - сдай макулатуру».

Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказ воспитателя), наглядные, практические.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитанники стоят полукругом, перед интерактивной доской.

В группе слышен шум ветра.

Педагог: - Ох, ребята кажется ветер разыгрался, пойду дверь закрою

(идёт к двери и приносит конверт с письмом).

Педагог: - Ребята, я нашла какое-то письмо, видно ветер принёс его

издалека. На конверте адрес нашего детского сада. Давайте прочитаем письмо. Так, это письмо от жителей далёкого леса: белок, бурундуков, ежей, зайцев, лис.  Они пишут, что их лес пострадалот пожара и просят у нас помощи. Чем мы можем помочь?

Актуализация интереса детей

Педагог: - Ребята, а давайте вспомним, что такое лес? (ответы детей).

- Верно, лес - это множество деревьев, кустарников, трав, животных, птиц, насекомых. Лес для его обитателей является настоящим домом.

Поисковый этап

Педагог:- Скажите, дети, а как вы думаете, человечеству нужен лес? (ответы детей)

Педагог:- Да, если вы посмотрите на экран, вы поймёте, что лес – это не только жильё для лесных обитателей, древесину используют для изготовления мебели, игрушек для детей и многого другого (на интерактивной доске демонстрируются картины леса, лесных обитателей, деревообрабатывающей промышленности).

Мотивационный – ориентированный этап.

Актуализация к содержанию.

Педагог:- А вы, знаете, как люди заботятся о лесе, помогают ему стать здоровым и красивым? (ответы детей).

Педагог:- Правильно, люди убирают засохшие деревья, подкармливают животных и птиц, а ещё следят, чтобы деревья не болели. А ещё есть правила поведения в лесу, которые известны взрослым и детям. Давайте вспомним о них. Подойдите к столу и расскажите, что обозначают эти значки.

Ответы детей:

1.- В лесу нельзя шуметь.

2. - В лесу нельзя разводить костёр.

3. - Нельзя рвать цветы и ломать деревья.

4. -  Нельзя трогать гнёзда птиц.

5. - Нельзя забирать домой детёнышей животных и птенцов.

6. - Нельзя топтать ядовитые растения и грибы: для животных они могут быть лекарством.

(Обучающиеся называют правила и находят соответствующий знак)

Педагог: - Правила поведения в лесу вы знаете, а теперь, давайте на лесной полянке погуляем.

Физминутка:

Руки  подняли  и  покачали –

Это деревья  в  лесу.

Руки  согнули, кисти встряхнули-

Ветер  сбивает  росу.

Вместе присядем, травку раздвинем –

Гриб мы нашли под кустом.

Дружно из леса дети уходят,

Снова вернётся потом.

Педагог: - Полянка осталась в лесу. А мы с вами должны помочь жителям пострадавшего леса, помните, ребята?

К сожалению, на нашей планете становиться всё меньше лесов, но люди всё равно стараются их сохранить.  Для этого они создают заповедники, охраняемые зоны.

А вы знаете, что такое заповедники? (ответы детей)

Педагог:- Правильно, ребята, это место, где запрещены вырубка деревьев, охота, в заповедники  нельзя заезжать транспорту. У нас, в Белгородскойобласти тоже есть особо охраняемые места.

(Просмотр презентации «Заповедники Белогорья»)

Педагог:- Не забывайте, что леса важны не только для нашего края, но и для всей планеты Земля. Леса называют «лёгкими планеты», т.е. если много лесов на Земле, значит, вся планета дышит чистым воздухом. А ещё, леса в зависимости от произрастающих в них деревьях, называют по разному.Лиственные – это значит, что там растут деревья с листьями, смешанные – хвойные и лиственные,а ещё есть тайга – огромный лес в Сибири. А в жарких странах лес называют джунглями.

Педагог: - Ребята, а теперь подумайте, как же мы можем помочь восстановить пострадавший лес? (ответы детей)

Педагог: - Конечно, можно посадить маленькие деревца.  Как вы думаете,  где ж их берут люди? (ответы детей)

Педагог:- Я согласна с вами, молодые деревья можно вырастить из семян.

Подойдите к столу (на столах лежат картинки с изображением деревьев, их листьев и семян). Отгадайте загадку и покажите на картинке дерево.

Игра «Отгадай и назови».

Педагог: - Вы, ребята, правильно отгадали загадки, молодцы, даже не ошиблись. А вы знаете, что люди выращивают деревья из семян на специальном огороде, который называется питомник. (на интерактивной доске появляется изображение питомника).

Для этого они собирают семена разных деревьев, кустарников и сеют их на грядках. (изображение на интерактивной доске).

Когда маленькие деревца подрастут, они отправляются в разные лесные хозяйства и скоро из них вырастут настоящие леса. Лесничествам помогают собирать семена взрослые и дети. Мы с вами тоже принимаем участие в акции «Зелёная столица» и собираем каштаны, жёлуди, семена акации, липы, берёзы.

Итак, что же мы можем сделать, чтобы помочь вырастить новый лес? (ответы детей)

Педагог: – Правильно, собрать семена растений и передать их в питомник, чтобы работники лесного хозяйства вырастили деревца и отвезли их туда, где из них и вырастет новый большой лес.

А теперь, ребята,я приглашаю вас «IT-лабораторию».

Педагог предлагает детям распределиться по двое и выполнить задание на планшетах:найти к определённому дереву листья и плоды. Педагог контролирует работу воспитанников, помогает если у ребят возникают трудности.

Рефлексивно-оценочный этап:

Объективизация (осознание и обобщение) содержания, осмысление качества собственной деятельности.

Педагог:- Становитесь, дети, в круг, возьмитесь за руки.

Сойдитесь в середину круга, поднимите соединённые руки вверх и скажите:

- Крепко на  земле стоим,

Погибнуть  лесам не дадим!

Продолжение образовательного взаимодействия взрослых с детьми в семье.

Семейные беседы, экскурсии в природу, подготовка лепбуков по теме занятия, путешествие в виртуальные музеи Белгородской области, рисование на темы: «Лес- наше богатство, берегите его», «Сохраним природу вместе».

Литература.

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Рыжова, Н. А. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 26-34.
  3. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О. Соломенникова// Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 21 - 27.
  4. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Спасём планету Математики"

Тема: Спасём  планету Математики!Цель: Закрепить и уточнить математические знания, умения и навыки детей к концу подготовительной к школе группы.Обучающие задачи: - Продолжать учить составлять пр...

Технологическая карта занятия «Спасём планету «Спорт».

Конкурс «Урок здоровья» сетевой информационно-просветительской кампании «Здоровье – путь к успеху»Технологическая карта занятия «Спасём планету «Спорт».Засухина А.Л. МБДОУ «Крутинский детский сад «Све...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛ.ГР. «СПАСЁМ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ»

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛ.ГР.«СПАСЁМ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ»Цель: создать праздничное настроение, укрепить дружеские отношения между детьми.Задачи:Образовательные:- формировать у детей умение пони...

Конспект ОД по познавательному развитию. "Сбережем электричество – спасём планету!". Старшая группа (видеоматериал)

Цель: создание условий для формирования у детей предпосылок к возникновению экологического сознания путём обогащения знаний о способах энергосбережения....

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Спасём планету»»с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе«Спасём планету»»с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве (работ...

План-конспект к комплексному занятию (познавательное развитие и рисование) в подготовительной группе. «Спасём планету Марсиандия»

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом которого,  должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а ...

Квест-игра в старшей группе по нравственному воспитанию «Спасём планету добра»

Квест-игра в старшей группе по нравственному воспитанию «Спасём планету добра»Цель:Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, мотивировать детей ...