Познавательный проект "Домашняя лаборатория"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Андреева Валентина Петровна

В непривычной ситуации самоизоляции воспитатели столкнулись с новыми для них условиями взаимодействия с детьми – элементами дистанционного обучения. Конечно, дистанционное обучение не заменит живого общения с ребенком, тем не менее время, проведенное с ребенком в режиме вынужденной самоизоляции, так же развивает, дисциплинирует, обогащает опыт и знания детей.

В нашей старшей группе в течение сентября – декабря был реализован проект «Домашняя лаборатория», целью которого было вовлечение родителей  и детей в увлекательный процесс познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_proekt.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева В.П., воспитатель

МБДОУ «ДС№ 44», г. Усолье-Сибирское

      Познавательный проект «Лаборатория почемучек»

Идея возникновения проекта: в период самоизоляции многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника?

Информационная карта (паспорт) проекта

1

Тема (полное название проекта)

«Домашняя лаборатория»

2

Автор / руководитель проекта

Андреева В.П., воспитатель

3

Возрастная группа

5-6 лет

4

Участники проекта

дети старшей группы «Светлячки»

5

Обоснование актуальности проекта

В период самоизоляции многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника?  

6

Цель

Развитие познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию

7

Задачи проекта (для детей, для родителей, для педагогов)

Дети:

- Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.

поиск информации об интересующем объекте или явлении;

- презентация материалов сверстникам;

- вовлечение родителей в поиск информации и создание мультимедийных презентаций.

Родители:

- гармонизация детско-родительских отношений;

- организация эффективного взаимодействия с детьми в период карантина;

- участие семьи в образовательном процессе.

Педагоги:

- расширение кругозора воспитанников;

-развитие монологической речи детей, опыта публичных выступлений;

- выстраивание плодотворного сотрудничества с семьей;

- предоставление возможности детям увидеть и поделиться результатами своей работы;

- воспитание доброжелательных отношений к сверстникам, любознательности.

8

Вид, тип проекта

Познавательный, исследовательский

9

Длительность проекта, сроки проведения

Долгосрочный (3 месяца) (сентябрь-ноябрь)

10

Алгоритм / структура проекта (краткое содержание основных этапов)

Этап

проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

I Подготовительный этап

1.Определяет цели и задач проекта.

2.Составляет план основного этапа.

3.Подбирает консультации для родителей по теме «Исследовательская деятельность в домашних условиях. Домашняя лаборатория».

4.Привлекает родителей к поиску информации.

1.Знакомятся с проблемой.

2.Вживаются в ситуацию.

3.Принимают задачу        проекта.

4. Дополняют задачу.

II

 Основной этап

5. Выдает задания для самостоятельного выполнения родителями и детьми в домашних условиях.

6.Оказывает консультативную помощь при возникающих вопросах в ходе выполнения заданий.

5.Создают рабочую группу/команду.

6. Распределяют обязанности.

7. Выполняют задание.

8.Приобретают специфические знания, умения, навыки

III Заключительный этап

7. Создает общий продукт проекта.

8. Задает вопросы, направленные на рефлексию собственной деятельности, руководит анализом результатов

9.Планиирует перспективную работу по данной теме (при условии согласия родителей).

8. Готовят к презентации продукт деятельности.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

10. Анализируют результаты собственной деятельности

11

Ожидаемые результаты (критерии эффективности)

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием проведения совместных экспериментов является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и становление целостной картины мира дошкольника, сближение и укрепление детско-родительских отношений. Происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие личности ребенка.

12

Продукт проекта

Материальная форма (мультимедийный продукт)

13

Ресурсы проекта 

нормативно-правовые: 

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

организационные:

кадровые:

информационные: консультаци для родителей «Правила проведения экспериментов», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

материально-технические: необходимое оборудование для проведения опытов, фотокамера.

финансовые: покупка необходимых материалов для проведения опытов..

научно-методические:

Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - Всюду. - Ярославль, Академия развития. - 2006.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие: - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

В непривычной ситуации самоизоляции воспитатели столкнулись с новыми для них условиями взаимодействия с детьми – элементами дистанционного обучения. Конечно, дистанционное обучение не заменит живого общения с ребенком, тем не менее, время, проведенное с ребенком в режиме вынужденной самоизоляции, так же развивает, дисциплинирует, обогащает опыт и знания детей.

В нашей старшей группе в течение сентября – декабря был реализован проект «Домашняя лаборатория», целью которого было вовлечение родителей  и детей в увлекательный процесс познавательно-исследовательской деятельности.

Основная задача родителей и педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы.

Воспитатели проводили консультации с родителями, на странице группы выкладывали полезную информацию, подбирали опыты и эксперименты, объясняли этапы их выполнения. Некоторые родители решили пойти дальше и самостоятельно подбирали и проводили опыты.

Название опыта

Оборудование

Тематическая неделя

Проведение опыта (инструкция)

Результат

1

«Я заметен на дороге»

Значки или одежда со светоотражающими элементами (СОЭ)

«Чтобы не было беды»

Ребенок надевает одежду или значки с СОЭ. Взрослый в темноте светит фонариком на ребенка.

В процессе выполнения опыта ребенок осознает необходимость соблюдения ПДД и ношения СОЭ

2

«Охотники за деревьями»

Листья деревьев

«Осенние изменения в природе»

Ребенок совместно со взрослым собирают листья близрастущих деревьев. затем взрослый показывает ребенку лист, ребенок должен назвать дерево, с которого он упал.

В ходе проведения опыта ребенок закрепляет название деревьев, совместно со взрослым создает гербарий из листьев.

3

«Рисуем листьями»

Листья деревьев, пергамент, фольга, мягкие карандаши (восковые мелки, пастель)

«Осенние изменения в природе. Дары осени»

Под пергамент, фольгу, кальку ребенок подкладывает листья деревьев и затем осторожно заштриховывает карандашом. На бумаге проявляется рисунок-отпечаток листьев.

В ходе проведения опыта развивается аккуратность, воображение, творческие способности, ребенок закрепляет «осенние» цвета (красный, оранжевый, желтый)

4

«Чем укрыться от дождя?»

Емкость с водой, пипетка или ложка, бумажная салфетка, носовой платок, полиэтиленовый пакет, тетрадь.

На салфетку, платок, тетрадь и пакет с помощью пипетки или ложки наносим небольшое количество воды и наблюдаем, какой из материалов промок, а какой нет.

В ходе проведения эксперимента ребенок знакомится со свойствами различных материалов и их использованием в быту.

5

«Как прочитать мелкий текст?»

Лупа, очки или бинокль, текст с мелким шрифтом или маленькая картинка

«Близкие люди, семья»

Сначала рассматриваем текст или картинку невооруженным глазом, затем с помощью увеличительных приборов.

Ребенок знакомится с увеличительными приборами, их свойствами, со способами применения увеличительных приборов, закрепляет знания в повседневной жизни

6

 «Свойства соли», «Можно ли спрятать соль в воде?»

Соль, лупа, стакан с водой, чайная ложка

«Мой город, моя страна»

Рассмотрим соль с помощью лупы, потрогаем руками, попробуем на вкус.

Затем ложку соли опустим в воду и размешаем.

В процессе проведения эксперимента у ребенка закрепляются знания о свойствах соли, о способах ее применения в повседневной жизни.

7

«Плавающее яйцо»

2 стакана с водой, соль, 2 яйца.

«Подводное царство»

В первый стакан опустим яйцо. Что с ним произошло? (опустилось на дно). Во второй будем добавлять соль, пока яйцо не всплывет.

В ходе эксперимента ребенок узнает, что соленая вода помогает предметам держаться на поверхности, поэтому в соленой воде легче научиться плавать.

8

«Путешествие капельки (круговорот воды в природе)»

не требуется

«Зимние изменения в природе. Красота зимней поры»

Во время снегопада поймать снежинку на варежку, рассмотреть ее: какой она формы, какого цвета, легкая или тяжелая? Растаяла снежинка на варежке? Попробовать поймать снежинку на ладонь. Что с ней произошло? Во что превратилась снежинка?

В ходе опыта ребенок узнает свойства снега, закрепляет свойства воды, формируются представления о круговороте воды в природе

9

«Почему лед не тонет?»

Стакан с холодной водой, лед

«Зимние изменения в природе. Красота зимней поры»

Опустим льдинку в стакан с водой, понаблюдаем, что происходит с льдинкой? Тонет или нет? Как ты думаешь, почему льдинка остается на поверхности?

В ходе эксперимента ребенок закрепляет свойства воды и льда, узнает, что лед легче воды, поэтому не тонет.

10

«Чудо-прическа»

Расческа, массажная щетка

Взрослый предлагает ребенку расчесать волосы, энергично проводя расческой, а затем плавно отвести расчёску в сторону. Что произошло?

В ходе эксперимента ребенок знакомится со статическим электричеством, узнают, почему пушатся волосы и одежда иногда прилипает к телу

11

«Покормим Мурзика»

Корм для животных, миска с молоком, шоколад, леденец, печенье и т.д.

«Мир вокруг нас»

Ребенок предлагает своему питомцу несколько вариантов корма и наблюдает, что выберет питомец

Ребенок знакомится с особенностями питания животных,

Самостоятельные опыты родителей

«Радуга из  Skittles»

Блюдце, драже Skittles, теплая вода

Провела Спешилова Оксана Олеговна

По краю блюдца выкладываем драже полукругом или кругом, затем в центр блюдца осторожно вливается теплая вода и наблюдаем, что происходит

«Надуваем шарик»

Поднос, пустая пластиковая бутылка, сода, уксус, воздушный шарик

Провела Спешилова Оксана Олеговна

В бутылку насыпаем столовую ложку соды, вливаем уксус и быстро надеваем шарик

Не все родители смогли поучаствовать в проекте, ссылаясь на нехватку времени, занятости на работе, но все же большая часть приняла участие в проекте: присылали фотографии, видеоролики, дети рассказывали о совместной работе с родителями с восторгом. Положительные отзывы родителей также говорят о том, что данное мероприятие сблизило всех членов семьи.

Итогом работы стал фотоотчет о совместной деятельности родителей и детей.

          Цель проекта: развитие познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

           Задачи проекта: 

  1. знакомить детей со свойствами различных предметов, материалов; 
  2. развивать исследовательские умения, способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
  3. заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в домашних условиях;
  4. воспитывать инициативность, самостоятельность, интерес к познанию через экспериментальную деятельность.

           Тип проекта: долгосрочный (3 месяца)

           Участники проекта: дети старшей группы «Светлячки», воспитатель Андреева В.П., родители воспитанников.

          Актуальность проекта: в период самоизоляции многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника?  

Ожидаемые результаты: в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием проведения совместных экспериментов является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и становление целостной картины мира дошкольника, сближение и укрепление детско-родительских отношений. Происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию «Лаборатория молока и молочных продуктов»

Цель: обогатить представления детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма; развивать художественно–творческое мышление через познавательно-исследовательскую дея...

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Презентация "Познавательно-исследовательская " лаборатория

В данном материале представлена презентация к выступлению на тему «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ »....

Конспект НОД с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Лаборатория Почемучек»

Конспекти НОД по познавательному развитию детей старщей нруппы на тему как видят разные животные...