" Что мы знаем о рыбах?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Марина Михайловна Семенова

Познакомить детей с признаками и разнообразием рыб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_posledniy.docx33.47 КБ
Файл 2_prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Конспект

занятия по познавательному развитию

в старшей группе 

«Что мы знаем о рыбах?»

подготовила

воспитатель

Семенова Марина Михайловна

 

Цель: Познакомить с признаками и разнообразием рыб.

Задачи:                   

Образовательные:

-формировать представления детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

- формировать у детей умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах);

- формировать у детей умение выделять признаки различия и сходства между рыбами;

-вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними;

- активизировать и обогащать словарь ребёнка (речные рыбы, морские рыбы, плавники, жабры).

Развивающие:

-развивать у детей связную речь, логическое мышление;

-развивать память, умение анализировать, выражать их в речи свои выводы, развивать эмоциональную сферу детей.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

-воспитывать коммуникативные качества (умение работать в команде, договариваться), экологическую грамотность у детей.

 

Предварительная работа:

- Беседы о водных ресурсах.

- Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей.

- Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Бианки «Рыбий дом».

Материалы и пособия:

- дидактические игры по ознакомлению морскими и речными рыбами;

- загадки, скороговорки;

- развивающие игры технологии В.Воскобовича « Коврограф Ларчик»;

- Картинки, иллюстрации с изображением различных рыб;

- подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука», «Море волнуется», «Ручеек»;

- проектор, ноутбук, экран;

- пластиковые стаканчики, растительное масло, пластилин.                                               

                                                 Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: - Колокольчик озорной,

                           Ты ребят в кружок построй,

                           Собрались все дети в круг:

                           Слева друг, и справа друг.

                           Дружно за руки возьмемся

                           И друг другу улыбнемся.

2. Звучит шум моря

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, что это за шум?

Дети: - Шум моря, воды.

Воспитатель: - Правильно.  Смотрите, что это?

Дети: - Бутылка.

Воспитатель:  - А как бутылка могла оказаться в море, в воде? Для чего она? Что в ней? Давайте откроем её и посмотрим.

 

3. Сюрпризный момент - чтение письма:

Воспитатель:  - Ребята, тут письмо. От кого же оно?

«Дорогие ребята! Пишет вам капитан дальнего плавания. Приглашаю вас в путешествие на корабле. Чтобы путешествие получилось действительно интересным и понравилось вам, я, Капитан, предлагаю вам выполнить задания. Когда все задания будут выполнены, мы обязательно с вами встретимся. До скорой встречи. Капитан».

Воспитатель: - Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?

Дети: - Да 

Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие на корабле, вы побываете в роли исследователей, узнаете много нового и интересного.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, где плавает корабль?

Дети : - По океану, морю, реке.

Воспитатель: - Правильно. По океану, морю, реке, по водным просторам. Мы будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. А чтобы нам отправиться в путешествие, мы должны с вами выполнить задания, которые нам приготовил Капитан.

4. Задание 1 - развивающая игра В.Воскобовича « Разноцветные Паруса»

Воспитатель: - Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно собрать паруса. Посмотрите внимательно на наши корабли.

Воспитатель перемешивает разобранные паруса.

Воспитатель: - Ребята,  чтобы выполнить это задание, вам нужно работать дружно в команде, договариваться и помогать друг другу.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Ребята,  какие вы молодцы, мы можем начинать наше путешествие.

Воспитатель: О ком мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:

                                  «В воде озорница играет,

                              Резвится, блестит чешуей.

                              И в воде к себе призывает

                             Беззвучно: «Поплыли со мной!»

Воспитатель: – Кто это?

Дети: Это рыбка!

Воспитатель:– Правильно, ребята! Сегодня мы будем говорить с вами о рыбах.

5. Артикуляционная гимнастика

                               Лево, вправо, кончик ходит,

                               Будто место не находит.

Воспитатель:– Как вы думаете, дети, где живут рыбы?

Дети:– Рыбы живут в воде.

Воспитатель:– Чем питаются рыбы?

Дети: – Рыбы питаются мелкими рыбками, водными растениями.

Воспитатель:– В каких водоемах могут жить рыбы?

Дети:– Рыбы живут в реке, озере, пруду, море, океане, аквариуме.

Воспитатель:– А могут рыбы жить в болоте?

Дети:– Нет, там грязная вода.

Воспитатель:– Назовите рыб, которых знаете.

Дети: - Акула, сом, карась, щука и т.д

Воспитатель: - Ребята, вы назвали много рыб. А на самом деле их еше больше. Я хочу вам рассказать о необыкновенных рыбах с интересными названиями.

6. Показ и рассказ о рыбах

(Слайды: Рыба–клоун, Императорский ангел, Рыба–луна)

Воспитатель:– Как вы думаете, а как называются  рыбы, которые живут в море?

Дети: - Морские рыбы.

Воспитатель: А в реке живут….?

Дети: - Речные рыбы.

Воспитатель: – Как называется детеныш рыбы?

Дети:– Малек.

Воспитатель:– Из чего выводятся мальки?

Дети:– Из икринок.

Воспитатель:– Чем покрыто тело рыбы?

Дети: – Чешуей.

Воспитатель:– Что помогает рыбам передвигаться в воде?

Дети:– Обтекаемая форма, гладкая поверхность, плавники, хвост. 

Воспитатель:– При помощи чего рыбы дышат?

Дети:– Рыбы дышат при помощи жабр.

Воспитатель: - Ребята, все живые существа дышат воздухом. А откуда рыбы берут воздух?

Дети: - Рыбы берут воздух из воды.

Воспитатель: - А давайте мы с вами проверим это. Я предлагаю вам провести небольшой опыт.

7.  Опыт с водой

Воспитатель: - В воде есть немного воздуха. Давайте убедимся в этом, опустив пластилин в воду.

- Что вы видите? ( Пластилин покрылся пузырьками)

Воспитатель: - Рыбы, как и все живые существа, дышат воздухом, растворенным в воде. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, чтобы воздух попадал через них в воду.

Воспитатель: - Но человек может как помогать рыбам, так и мешать им, вредить. Как? Что плохого делают люди? Что может загрязнить реки и моря?

(сливают в водоемы промышленные отходы, грязную воду)

Воспитатель капает растительное масло в стаканчики с водой.

Воспитатель: - Что мы видим? Вот так и нефтяные (промышленные) отходы закрывают пленкой поверхность воды и не позволяют воздуху проникнуть в воду. Что происходит с живыми организмами в таком случае? (Погибают, не могут дышать)

                             

8. Задание 2

Воспитатель: - Ребята, вы много знаете о рыбах. Послушайте второе задание  от Капитана.  Обратите внимание на игровые поля: что здесь изображено?

Дети: - Море и река.

Воспитатель: - Что же объединяет  эти водоемы? Кто живет в них?

Дети:  - В них живут рыбы.

Воспитатель: - Давайте составим слово РЫБЫ.

Дети выполняют задание по подгруппам.

Воспитатель: - Проверьте друг друга. Молодцы, вы успешно справились с заданием.

Воспитатель: -А сейчас мы с вами немного отдохнем.

9. Физкультминутка

                «1, 2, 3, повернись и в рыбок обернись!»:

                                                Рыбки весело резвятся

                                         В чистой голубой воде.

                                         То сомкнутся, разомкнутся,

                                         То зароются в песке.

                                         То замашут плавниками,

                                         То закружатся кругами.

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на стульчики, поиграем с вами в игру.

9. Игра «Вставьте пропущенное слово»

 1. В реке живут (…) рыбы, а море живут (…) рыбы?

 2. Что есть у рыб, чего нет у животных?  (А ещё у рыб внутри есть пузырь с воздухом. Он не дает рыбам утонуть)

 3. Животные покрыты шерстью, птицы - перьями, а  рыбы (… ) ? 

Воспитатель: - Вот мы с вами поиграли, а теперь следующее задание от капитана.

10. Задание 3

Воспитатель: - Вы будете отгадывать загадки, и если отгадаете правильно, то на экране появиться отгадка. А сначала подготовим наши глаза.

Гимнастика для глаз 

                                       Глазки видят все вокруг

                                       Обведу я ими круг

                                       Глазкам видеть все дано

                                       Где окно, а где кино

                                       Обведу я ими круг

                                       Погляжу на мир вокруг.

                                    ЗАГАДКИ

Море тёплое вокруг, Мы купались в нём, и вдруг. Всех друзей как ветром сдуло, К пляжу подплыла … (Акула).     СЛАЙД 1

                                             

Большущая такая рыба Лежит на дне, как будто глыба. Лежит, усами шевелит, Зевать рыбёшкам не велит. В глубоком омуте есть дом, Хозяин в доме этом — ...… (Сом).         СЛАЙД 2

Он колючий, а не еж, А речная рыба ? ... (Ёрш)СЛАЙД 3

Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. (Щука). СЛАЙД 4

Воспитатель: - Вот мы и разгадали с вами все загадки, вы большие молодцы.

Воспитатель: - У нас осталось последнее задание от Капитана.

                                 

11. Задание 4   Игра «Рассели рыб правильно»        

Воспитатель: - Ребята, капитан приготовил для вас картинки с изображением рыб. Предлагает вам разделиться на две команды: 1 команда выбирает рыб, которые обитают в море, а 2 команда выбирает рыб, которые обитают в реке. Вам нужно правильно распределить рыб и закрепить  картинки на игровом поле.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - А теперь давайте проверим себя.

Дети выполняют задание.

Воспитатель.  - Мы справились со всеми заданиями Капитана. Вы молодцы. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Поделитесь своими впечатлениями: Что вам понравилось? Что было легко? В чем были затруднения? Что нового вы узнали на занятии? О чем вы расскажете вечером своим родителям?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы показали себя хорошими знатоками водных обитателей. Наше путешествие на этом заканчивается, а в будущем вас ждут новые встречи с морскими  и речными жителями.

Сюрпризный момент: на экране появляется Капитан.

Он благодарит всех ребят. Им вручают памятные медали.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....