Самообразование
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

ИВАНОВА НАТАЛЬЯ РАФАИЛОВНА

Самообразование на Тему" Формирование экологических представлений в процессе ознакомления детей с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самооброзования.27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В

ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ПРИРОДОЙ

На сегодняшний день важной задачей общества является экологическое воспитание дошкольников как одно из направлений в педагогике, воспитывающее в детях способность понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При общении дошкольников с природой открываются возможности для формирования эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Сложная экологическая обстановка во всем мире вынуждает общество к повышению качества экологического воспитания, позволяя формировать на всех уровнях у обучающихся представлений об окружающем мире, разнообразия живых существ и условий их плодотворной активности.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания .

Основная цель экологического воспитания дошкольников должна быть сведена к формированию экологических представлений, включающих развитие стремления к бережному отношению к природной среде, сохраняя и приумножая по мере своих сил богатство природы.

В «Концепции дошкольного воспитания» говориться о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Идея современной комплексной экологии активно внедряется в практику воспитания дошкольников .

Особый интерес в изучении этого направления представляют работы таких ученых как А.Н. Захлебного, И.С. Матрусовой, В.А. Сухомлинского, А.П. Мамонтовой, Л.П. Печко, и других, рассматривающие различные аспекты экологического воспитания детей в учебно-воспитательном процессе .

Следовательно, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества. Дошкольное учреждение уже сегодня присуще особое видение мира, как объекта его постоянной работы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача, которая стоит перед педагогами в настоящее время. Именно в дошкольном возрасте необходимо начинать экологическое воспитание, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Теоретические основы экологического воспитания представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (Н.Н. Кондратьева, И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, и др.), в монографии С.Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства»

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания любви к природе, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Основы экологического воспитания могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию, применяемых воспитателем.

. Именно в дошкольном возрасте необходимо начинать экологическое воспитание, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

В основе лежит возможность предположения, того, что в ходе целенаправленной и систематически планомерной работы у анализируемой группы дошкольников произойдут качественные изменения в показателях их экологической воспитанности.

Цель моей работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить как формируются экологические представления у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой .

.

Задачи:

1 Изучить теоретические и методические основы проблемы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2 Выявить, описать, систематизировать опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностирование, анкетирование.

По мнению М.Д. Маханевой, основной целью экологического образования выступает формирование экологической культуры, то есть целостности экологического сознания и экологической деятельности.

Экологическое образование решает следующие задачи:

– формирование знаний о природе;

– воспитание любви к природе и бережного отношения через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия .

Можно выделить существование следующих методов экологического воспитания: наглядные, практические, словесные, которые используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.

Каждая из этих групп методов предполагает использование приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются различные формы мышления.

Основным методом в экологическом воспитании детей является наблюдение, посредством которого ребенок познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), приобретает различные навыки, в том числе по уходу за детьми.

Наблюдения способствуют формированию осознанно-правильного отношения к природе, а многообразие явлений природы создает для воспитателя педагогические условия для организации наблюдений.

Моя педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом и совместной деятельностью воспитателя и детей.

При этом мои действия направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно – образовательной задачи, а умственные усилия детей – на полноценное восприятие объекта, на получение нужной информации. При такой деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого формируются конкретные экологические знания об объектах и отношение к ним. Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие [19].

. Большое значение имеет то, что эта деятельность протекает в течение всего учебного года. Отношение, возникающее у ребят к наблюдению – это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, а это очень важно для развития личности ребенка.

Важный метод экологического воспитания – словесный, я его использую в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет беседа – это последовательная цепочка вопросов помогающих понять причинно – следственные связи, сделать обобщения, выводы. Использование словесного метода обусловлено сущностью общения желанной для детей деятельностью. Учебный диалог способствует выработке осознанно – правильного отношения к природе. Именнов беседея выявляю нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

Особое место в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста я уделяю развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами. Именно на природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, дома, т.е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке т .д), выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необходимости ухаживать за растениями (поливать), животными (кормить, поить). Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Моя задача – направить детей, прежде всего на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе .

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтоб они понимали, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных и что каждый организм живет, растет, развивается, если для него имеются соответствующие условия. Общение с живыми существами способно пробуждать в детях душевность, бескорыстие, доброту, гуманность, т.е. духовность нравственного порядка.

Самое главное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно – ролевой игры.

Хороший результат дают типы игровых обучающих ситуаций с привлечением игрушек, изображающих объекты природы – растений, животных или с использованием кукол – персонажей сказок, сюжет которых связан с природой, например различные варианты игры в путешествие.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы. В педагогической деятельности используются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Основная роль в формировании системы первоначальных естественно – научных представлений, понятий и знаний отводится занятиям НОД. В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому, мне, необходимо построить занятие таким образом, чтобы, с одной стороны ответить на интересующие детей вопросы, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний, приобщить детей к систематической и творческой деятельности.

Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр различных слайдов с помощью икт, а также рассказ воспитателя. В старшем дошкольном возрасте все занятия обобщаются. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Такие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Большое значение в экологическом развитии детей уделяю экскурсиям, где происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности.

Особое внимание при проведении экскурсии важно уделить организации деятельности детей: «Следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них – соблюдение тишины» Следующая немаловажная заповедь – терпеливость (умение длительное время наблюдать за растениями и животными). Третья заповедь – это внимательность Так в прошлом году мы с детьми ходили в гости к «Старичку Боровичку» Который и рассказал детям все важные и главные правила поведения в гостях у природы. Этим старичком была я и ребята конечно меня не узнали. И вернувшись в детский сад взахлеб рассказывали мне о своей экскурсии,и жалели, что я не познакомилась с их новым другом . Прошел год а дети не забыли про эту экскурсию и были очень рады когда в этом году он сам пришел к ним в гости на очередной экологический праздник.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудомвом уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Опыты с водой, песком, листьями, повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, восторга.

Природоохранные акции - это общественно – значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы [15]. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей и взрослых экологической культуры. В нашем с детском саду мы провели акцию «Лучший скворечник» «Птичья столовая» . И теперь стало традицией чтобы в птичьей столовой всегда был накрыт стол для ее обитателей .

Огромный вклад в работу по экологическому воспитанию вносят праздники. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов), а также решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических .Ведь только на праздничном мероприятии ребята могут по настоящему перевоплатится в зверей и растения. «Как зайчонок маму искал» «День рождения у Рябинки» «Синичкин день» Каждый праздник я стараюсь организовать обязательно с элементами природы.

Следовательно, все вышеперечисленные методы и формы работы по экологическому воспитанию способствуют всестороннему развитию детей, расширению кругозора, развитию наблюдательности и сенсорики, установлению причинно-следственных связей, развитию разных форм речи – диалогу, описанию, объяснению, рассказу.

В результате дети начинают понимать, что:

- объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.

Одной из перспективных технологий, способствующих решению этой проблемы, является «проекты». Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, они способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под «проектом» понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

«Метод проекта» деятельности хорошо использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны: игровые, творческие, познавательные.По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Например наш проэкт «Перелетные птицы» по продолжительности он был 3ех мессячный.Где веласьмоя работа не только с детьми ,а конечно же с родителями.Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Ведь именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. При общении с родителями нужно донести до них мысль о том, формирование основ экологического воспитания необходимо начинать с себя. Важно быть образцом для подражания, авторитетом.

Одной из самых современных моделей работы образовательного учреждения с семьей является организация деятельности семейноного клуба, «Светлячок-Маячок», работа в котором построена на основе уважения к чувствам, желаниям и взглядом каждого. Наш клуб существует с 2011гда и в этом году нам было 10 лет,за время существования наша слава прогремела не только на районом уовне но и на областном.

Формирование экологических представлений любого человека в первую очередь происходит в семье в дошкольные годы. Одна из главных задач семьи – формирование элементарных экологических представлений о здоровом образе жизни, развитие основ экологического мышления и поведения своего ребенка. Родителям необходимо с раннего возраста учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой. Именно в семье в сотрудничестве с детским садом должны воспитываться отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Во время совместных прогулок в природу следует развивать интерес и любовь к природе и родному краю.. В дошкольном возрасте ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и природных явлениях, которые позволяют накапливать представления о разнообразных формах жизни, формируя первоосновы экологического мышления, сознания своего места в природе, экологической культуры личности. Это становиться возможным при условии, когда взрослые, участвующие в воспитании сами обладают определенным уровнем экологического мышления и культуры. Они помогают дошкольникам узнать этот окружающий мир, прекрасный мир природы со всеми его богатствами, наладить взаимоотношения с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...