Волшебный воздух.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Рычкова Дарья Васильевна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельность в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебный воздух».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Конспект занятие

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха в процессе организации и проведения совместной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами;

-способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование;

-активизировать речь и обогатить словарный запас детей;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности;

-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, активность;

-развивать умение делать выводы на основе практического опыта;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Методы и приемы: беседа-диалог, наблюдение, опыты, игра, дыхательная гимнастика, сюрпризные моменты, эксперимент.

Предварительная работа: чтение стихов и загадок о воздухе, ветре; чтение книг «Чудо - всюду» Нуждиной Т. Д; чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», беседа о воздухе, ветре; наблюдение во время прогулки за ветром и облаками.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, одноразовые стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченным и продуктами (апельсин, чеснок, лук, чай, варенье, кофе, печенье и др), салфетки, воздушные шарики.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально - коммуникативное; речевое развитие.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня мы вспомним очень важную для всех нас тему. А какая это будет тема, попробуйте определить сами, отгадав загадку.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим… (Воздух)

II. Основная часть.

Сообщение темы и целей занятия.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы правильно разгадали загадку. Кто же из вас догадался, о чем мы на занятии будем говорить?

Дети: О воздухе.

1 ребенок: Воздух — это — то, чем дышим,

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолет.

2 ребенок: Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

3 ребенок: Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

4 ребенок: Он из фена вылетает

Теплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Воспитатель: Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома.

Воспитатель: Как же проверить, есть ли в нашей группе воздух?! Попробуйте поймать его руками

Действие: (дети ловят руками воздух)

Воспитатель: Не получается? Я предлагаю поймать его с помощью пакетов, а затем познакомиться с его свойствами. Согласны?

Дети: Да!

Практическая часть

3.1. Опыты

Опыт №1: «Поймай воздух».

Воспитатель: Сейчас каждый из вас возьмет полиэтиленовый пакет, Что же в пакете? 

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? 

Дети: Потому что он пустой.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы одновременно со мной раскрываете пакеты: делаем ими движение в воздухе, как будто ловим сачком бабочек, и резко закрываем пакеты руками. Теперь закрутите каждый свой пакет, чтобы получился шарик.

Воспитатель: Что мы поймали в пакет? 

Дети: Воздух.

Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? 

Дети: Потому что в пакете  воздух.

Воспитатель: Где можно использовать это свойство воздуха

Дети: Надувные матрасы, круги для плавания, спасательный круг, ватрушки, камеры для велосипедов, мотоциклов, машин и др. транспорта и т.д.

Воспитатель: Давайте посмотрим на руку через пакет. Вы видите свою руку? 

Дети: Видим.

Воспитатель: Хорошо. Если вы видите свою руку, значит воздух какой

Дети: Прозрачный, невидимый, бесцветный.

Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете  воздух? Давайте возьмем зубочистку и осторожно проколем мешочек (воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух)

Воспитатель: Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.

Первая карточка: 

Воздух невидимый, бесцветный, он прозрачный

(Воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).

Опыт № 2: «Воздух в человеке».

Воспитатель: У вас, уважаемые исследователи, на столах стоят стаканчики с водой, и лежат трубочки. Предлагаю каждому взять стаканчик с водой и подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо.Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки поднимаются наверх. Вначале их много, а потом мало.

Воспитатель: Что же это за пузырьки? Как вы думаете, ребята?

Дети: Да это же пузырьки воздуха.

Воспитатель: Значит, воздух есть внутри нас. Какой же вывод мы можем сделать?

Дети: Мы дуем в трубочку, и он выходит. Когда мы дуем сильно, то выдыхаем много воздуха, и пузырьков много. Когда дуем слабо, то выдыхаем воздуха меньше, и пузырьков мало.

Воспитатель: Еще одно свойство воздуха: он легче воды. И поэтому, когда мы выдыхаем воздух, который внутри нас, он выходит в виде пузырьков.

Вторая карточка:

Воздух легче воды.

Воздух можно увидеть через пузырьки.

Воздух внутри нас.

.

(Воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).

Воспитатель: Но как он к вам попадает? Как вы дышите?

Дети: Все люди дышат через нос и рот.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как мы дышим.

Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко

(медленный вдох-выдох на 4 сек).
Подыши одной ноздрей,

Подыши другой ноздрей –

И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю).
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз).

Опыт № 3: «Узнай по запаху».

Воспитатель: Ребята, а имеет ли воздух запах(Ответы детей)

Воспитатель: Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

(Воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Ответы детей о запахах).

Воспитатель: Все почувствовали, только Миша ничего не почувствовал. Как вы думаете почему?

Воспитатель: Правильно, Миша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, он переносит запахи, пахнут предметы, еда, фрукты, овощи.

Третья карточка:

Воздух не имеет запаха.

Он переносит запахи

(Воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).

Опыт № 4: «Раздуй каплю»

Воспитатель: Дети, а ещё с помощью воздуха можно рисовать.Для этого, на лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски и берем трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны.

Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки».

Четвертая карточка:

Воздух легче воды

(Воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).

3.2. Игра: «Верно-неверно»

игру «Верно-неверно». Если утверждение верное, то вы хлопаете в ладоши, если нет — топаете ногами.

-Воздух окружает нас со всех сторон.

-Воздух тяжелее воды.

-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

-Человек не может жить без воздуха.

-Чистый воздух имеет запах.

-Воздух бывает полосатым.

-Воздух есть внутри людей.

Правильно, ребята. Я много нового узнал с вашей помощью о воздухе.И прощаюсь с вами до следующего занятия.

III. Заключительная часть. Подведение итога занятия.

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. Мы обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей) Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей) 

Воспитатель: И в подарок хочу подарить вам воздушные шарики. Ребята, чем они наполнены? (Воздухом) Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательного занятия на тему: «Волшебный воздух» в средней группе

Программное  содержание: Развивать  у детей  представления о свойствах воздуха, путем  экспериментирования. Развитие  познавательной  активности; любознательности; вним...

Познавательного занятия на тему: «Волшебный воздух»

Программное содержание:Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.Развитие познавательной активности; любознательности; внимания, наглядно – образного мышления. Обо...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»

Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....

Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...

План - конспект НОД в старшей группе "Волшебный воздух"

Занятие можно использовать для открытого просмотра в ДОУ. Во время занятия дети самостоятельно проводят опыты, учатся делать выводы....

« Волшебный воздух»

Конспект непосредственно образовательной деятельности ...