Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуреформировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костюме, праздниках, устном народном творчестве. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

 

Название проекта.

«Традиции и культура русского народа»

Полное и сокращенное название учебного заведения.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №47

Колпинского района Санкт-Петербурга

ГБДОУ д/с №47

Сведения о руководителе проекта, участниках (Ф.И. возраст воспитанников).

Руководители: Костылева В.В., Киселева Т.А – воспитатели;

                          Токарева И.А. – учитель-логопед,

                          Белоногова Н.Н. –    музыкальный руководитель

Участники – воспитанники группы ТНР 5-7  лет;

Родители  воспитанников;

 Цели и задачи проекта.

Цель:

  • Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи:

  • Расширять знания детей о народных традициях и обычаях: дать детям представления о традициях русских посиделок, гостеприимстве и хлебосольстве.
  • Формировать представления детей о разнообразии русских народных промыслов.
  • Продолжать формировать знания детей о русском устном народном творчестве в пословицах, загадках, частушках, хороводных песнях.
  • Развивать внимание, любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства и уважение к истокам русской народной культуры.
  • Способствовать формированию связной речи, обогащению и активизации словарного запаса детей.
  • Стимулировать и активизировать совместную деятельность и сотрудничество детей, их родителей и педагогов.

Тип проекта:
Творческо-познавательный.

Аннотация проекта (Актуальность и значимость проекта на уровне учебного заведения и социума, личностная значимость, воспитательный аспект, краткое содержание).

Актуальность проекта: 

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Обоснование необходимости проекта:

           Задача воспитания чувства патриотизма, любви  Родине   традиционно решалась в нашем ДОУ, но результаты мониторинга показали необходимость усиления работы в данном направлении.

Краткое содержание: 

Предварительная работа:

  • Оснащение предметно – развивающей среды уголками русских народных промыслов, подборкой фольклорных произведений (сказок, потешек, прибауток, закличек), фотовыставками «Традиции русского народа», «Народная игрушка».
  • Применение в образовательном процессе наглядно – демонстрационного и раздаточного материала;
  • Чтение русского народного фольклора.
  • Привлечение родителей к участию в создании альбома «Народная игрушка» .
  • Консультации для родителей с рекомендациями для совместных речевых игр и бесед дома с детьми по теме «Культура и традиции русского народа» .

Содержание проекта.

Беседы:

  1. «Традиции русского быта»
  2. «Старинные русские игрушки»
  3. «Народные праздники»

НОД

1. Познание
Тема:  «Знакомство с народной культурой и традициями»
Цель: приобщать детей к русской народной культуреформировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костюме, праздниках, устном народном творчестве.

2. Конструирование
Тема: «Дымковская игрушка».
Цель: Продолжать формировать навыки работы с бумагой и картоном, упражнять детей в создании игрушки с опорой на схему; развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.

3. Рисование
Тема:  «Жостовский поднос».

 Цель: познакомить с историей возникновения жостовской росписи, с ее элементами; развивать художественно-эстетический вкус, обогащать опыт работы кистью и красками.

4. Чтение
Тема: «Эти мудрые русские сказки».
Цель: познакомить с несколькими народными сказками, развивать интерес к устному народному творчеству, культуре русского народа, обогащать словарный запас, формировать слуховое восприятие и память.

5. Игра-экспериментирование
Тема: «Свойства глины»
Цель: Формировать представления детей о мире неживой природы; познакомить с глиной, ее свойствами, значением в хозяйственной деятельности людей; способствовать  сенсорному восприятию, научить детей делать самостоятельные умозаключения, развивать наблюдательность, внимание, любознательность, воспитывать интерес  к экспериментированию.

Подвижные игры:

«Гори-гори ясно»; «Плетень»; «Золотые ворота».

Дидактические игры:

- Д/и «Верни героя в сказку»

 Цель:  Развивать внимание, мышление, память.

-Д/и «Угадай инструмент»

Цель: Расширять представления детей народных музыкальных инструментах (гусли, балалайка, ложки, трещотки, бубен).

- Д/и «Собери матрешку»

Цель: Закреплять умение детей составлять из частей целое, формировать зрительное восприятие, внимание, память.

Чтение художественной литературы:

Стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края».

Цель: формировать умение  выразительно читать стихотворный текст;  воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю. 

Былина «Садко»

Цель: Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с былиной «Садко», закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, расширять словарный запас; формировать представления об особенностях народного быта.

 Сюжетно-ролевые игры:
      1. «Ярмарка изделий народного промысла»

Цель: Способствовать формированию ролевого поведения, накоплению социального опыта посредством игровой деятельности, формирование представлений о разных видах народного промысла.

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики  - изготовление обрядовых кукол-закруток.
- конструирование из счетных палочек «Изба»
- рисование красками «Матрешки в разноцветных одежках»
- индивидуальная работа по развитию речи – упражнения на развитие речевого дыхания, формирование грамматически правильной речи.  

- самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность –рассматривание альбома «Достопримечательности  города Колпино»

Предполагаемый продукт и ожидаемые результаты.

Ожидаемый результат:

Воспитанники:

-  обогащаются знания детей о народных промыслах (дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки)

- освоение техники рисования узоров;

- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклоре;

 - формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

 - воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.

- совершенствуется  связная речь, обогащается и активизируется словарь.

- развивают умение наблюдать, запоминать, делать самостоятельные умозаключения, обогащают словарный запас.

Родители:

- создают в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;

- выражают желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

 - укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами.

Предполагаемый продукт:

  1. Изготовление обрядовых кукол-закруток.
  2. Изготовление совместно с родителями альбома «Народные промыслы»
  3. Проведение досуга «Посиделки русские».

Длительность проекта.

 Краткосрочный  (2 недели)

Этапы работы над проектом.

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей по теме.
2. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы по теме проекта, иллюстраций, фотографий.

2 этап

1. Проведение НОД  в группе.
2. Консультации и рекомендации для родителей.
3. Организация сюжетно - отобразительных, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3 этап

  1. Изготовление обрядовых кукол-закруток.
  2. Изготовление совместно с родителями альбома «Народные промыслы»
  3. Проведение досуга «Посиделки русские».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игрушки в жизни русского народа».

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста  «Игрушки в жизни русского народа»....

Сценарий совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Традиции русского народа - Святки»

Цель: знакомство детей фольклорными праздниками,  с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.Задачи: 1.     Расширить кругозор детей, обогати...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики....

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Традиции и обычаи русского народа"

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа; -Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фоль...

Презентация на тему: Народные сказки как средство формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о традициях и культуры Русского народа

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способ...

Проект «Традиции и культура русского народа» старшая группа

Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формиров...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Народная культура и традиции русского народа.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: Народная культура и традиции русского народа.Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традиция...