Проект "Удивительный мир насекомых" для детей старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Экологический познавательно-исследовательский проект в ходе которого, дети знакомятся с жизнью природы летом через творческую деятельность. В итоге с помощью родителей  спортивный центр пополняется мешочками-жучками для коррекции осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poekt_udivitelnyy_mir_nasekomyh.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад»

Экологический проект

«Удивительный мир насекомых»

Составили: Кузнецова Т.А. – воспитатель,

Токманцева С.Г. – воспитатель.

г. Красноуфимск

2022 г.

Проект «Удивительный мир насекомых» в старшей группе.

МАДОУ ЦРР

Реализация принципа интеграции через систему задач по теме «насекомые».

Познавательное развитие - Продолжать знакомить детей с жизнью природы. развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, делать выводы.

Социально-коммуникативное развитие - Развивать воображение, самостоятельность, свободное общение детей друг с другом и взрослыми. Развивать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их.

Художественно-эстетическое развитие - Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ природы весной, развивать чувство цвета при рисовании и лепки.

Физическое развитие - Сохранять и укреплять физическое здоровье детей. Закреплять желание играть в подвижные игры.

Речевое развитие - Активизировать и обогатить словарь, закрепить знания детей по теме «Насекомые».

Паспорт проекта по теме «насекомые»

Вид  проекта: Познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный 2 недели (с 11.05. по 27.05.2022г.)

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели Кузнецова Т.А, Токманцева С.Г.

Проблематизация и введение детей в игровую ситуацию

Нужны ли насекомые нам и природе

- Какую пользу они приносят?

- Друзья ли мы насекомым?

- Приносят ли они вред?

Проблема: Многие дети с отвращением относятся к насекомым. Одних насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.

Актуальность проблемы: наблюдая за насекомыми, дети выражали радость и интерес, некоторые из них – пугались. Были и такие дети, которые предлагали уничтожать насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Какую пользу они приносят? Друзья ли мы насекомым?».

Цель проекта: создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых, приобщить к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
  2. Уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов.
  3. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
  4. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
  5. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе

Ожидаемые результаты:

- дети должны владеть обобщающим понятием «насекомые», знать и называть насекомых.

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, издаваемых звуках, где и как зимуют насекомые; откуда и как появляются весной.

- уметь изображать насекомых, используя различные материалы;

- знать о пользе, которую приносят людям и растениям;

- знать, что насекомые жалят, защищаясь при угрожающей им опасности;

Продукт проектной деятельности: Рисование, лепка, ручной труд- аппликация.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап. Планирование.

 - Накопление информации по теме проекта.

- Подбор наглядных материалов.

- Подбор художественной и энциклопедической литературы.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности.

Основной этап. Практический.

Беседы, наблюдения, исследования, художественное творчество.

Знакомство с божьей коровкой.

1.художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.

Цель:  познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.

2. рассматривание энциклопедий и журналов - «Какие разные божьи коровки»

Цель: Познакомить с видами божьих коровок.

3. Игра: «Соедини точки и увидишь, что получится».

5. Пластилинография «Насекомые».

Цель: учить детей рисовать эскиз из геометрических фигур простым карандашом, аккуратно выполнять работу, размазывать пластилин тонким слоем.

6. Наблюдение на прогулке за божьей коровкой, майским жуком.

Цель: развивать наблюдательность. Проговаривание заклички о божьей коровке – развитие речи; чистоговорки о жуке.

Знакомство с бабочкой.

  1. Художественное слово, загадки о бабочке.

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.

  1. Рассматривание энциклопедий, журналов.

Цель: познакомить с внешним видом насекомых, их разнообразной расцветкой.

  1. Беседа с детьми о бабочке.

Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки.

  1. Изобразительная деятельность: Аппликация «Бабочки»

Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки( лимонница, капустница, махоон, павлиний глаз…)

Рисование: «Рождение бабочки», создание альбома.

Рисование: в технике «Монотипия» . Знакомство с техникой нестандартного рисования.

  1. Наблюдение за бабочками на клумбе.

Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек.

П/и «День - ночь» (дневные и ночные бабочки)

цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.

Знакомство с муравьем.

1.Художественное слово, загадки о муравье, просмотр мультфильма по  сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Цель: познакомить с литературным произведением, автором.

2. Беседа: «Жизнь муравья».

Цель; закрепить и уточнить знания об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.

3. Интерактивная экскурсия «Наблюдение за муравейником».

4. Игра – драматизация по сказке  В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.

  1. Изодеятельность: «Кто муравьишке встретился на пути домой».

Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

Знакомство с комаром.

  1. Художественное слово, загадки о комаре, чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Цель: познакомить с литературными произведениями, где герой – Комар.

  1. Рассказ комара о том, откуда он прилетел ( книга Ю.Дмитриева «Календарь зеленых чисел».
  2. Прослушивание музыки «Комаринская».

Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям.

      4. Наблюдение  за комарами в разных    местах участка.

Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и внимательность, любознательность.

  1. П/И «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.

     5.Ручной труд: «Комар из природного материала»

Цель: развивать конструкторские умения, мелкую моторику пальцев.

Знакомство с пчелой.

  1. Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»

Цель: познакомить с литературным произведением о пчеле.

  1. Рассматривание энциклопедий, журналов.

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

  1. Беседа «Что дети знают о насекомых?»

Цель: уточнить знания о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении, развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме.

  1. «Наблюдение за пчелой на прогулке»

Цель: уточнить знания о том, какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара.

  1. П/и: «Медведь и пчелы»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, не сталкиваясь с друг другом.

  1. Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»

Цель: развивать память и чувство ритма, речь.

  1. Рисование сотовых ячеек по щаблонам.

Цель: развивать точность движения и моторику.

 

3. Результативный Этап. Заключительный.

  • Оформление огорода, посадка цветов; подарки для родителей «Жучки» из воздушных шариков.
  • У детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности.
  • Научились понимать необходимость бережного отношения к природе.
  • Появилось желание получать больше информации о насекомых.

Работа с родителями по проекту «Удивительный мир насекомых»

  • оказание в помощи и подборе энциклопедий, художественной литературе.
  • наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми.
  • изготовление набивных мешочков для коррекции осанки «Жучки»

Реализация проекта

  • Беседовали:

"Кто такие насекомые?"

"Где дом у насекомых?"

«Почему божью коровку так называют?»

Рассматривали:

Альбом и энциклопедии "Насекомые"

  • Наблюдали:

За насекомыми в природе.

  • Исследовали:

"Какие цветы нравятся пчелам"

"Куда ведут дорожки муравьев"

  • Мы читали: Чтение о насекомых, отгадывание загадок, проговаривание считалок, пословиц, чистоговорок, «Интересные факты о пчелах», «Малышам о гусеницах и бабочках», «Про божью коровку» и т. д.

-Чтение и обсуждение произведений:

К. Чуковского «Муха-Цокотуха»,

«Тараканище»; В. Драгунского «Он живой и светится»; А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,

Рекомендованы родителям к прочтению: А. Бианки «Паучок – пилот» Ю. Дмитриев  «Зоопарк на столе», «Стреляющий жук»; Г. Ганейзер  «Кузнечик-невидимка»; К. Ушинский «Капустная белянка»; Н. Сладков «Теплая струйка», «Отчаянный путешественник», «Спящие красавицы», «Медовый дождь», «Бабочки», «Бабочка и солнце».

  • Мы слепили:

«На лесной полянке - Насекомые»

Мы рисовали:

"Бабочки" – в различной технике исполнения.

Мы конструировали:

"Гусеницы" из втулок, «Жучки» - объёмная аппликация из бумаги.

  • Оформление огорода и посадка цветов.  
  • Альбом рисунков «Удивительный мир насекомых»,  «Рождение бабочки», изготовление подарков для родителей «Жучки» из воздушных шариков.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

- насекомые собирают нектар с цветов; пчёлы из нектара делают мёд; бабочки кушают нектар; насекомые делают мёд мишкам; есть ульи у людей; насекомые ползают по земле и траве; могут летать, ползать.

Что мы хотим узнать?

- Почему улитка липнет? (Коля)

- Как божья коровка кушает? (Вика Б.)

- Почему гусеница превращается в бабочку? Как божья коровка летает? (Дима Т.)

- Почему улитка ползёт? (Ваня)

- Как пчёлы делают мёд? (Вика О.)

Где узнать?

- спросить у родителей, в интернете, посмотреть телевизор, в книгах, в планшете.

Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт познавательно-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в природе и в жизни человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

  • Материал к проекту:

Стихотворение «Трудолюбивая пчелка» по методике расскажи стихи руками.

Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых, уметь показывать стихи руками.

Пчёлка трудится весь день (Дети руками обрисовывают перед собой круг) 

И работать ей не лень. (Покачивают указательным пальцем в знак отрицания)

От цветка летит к цветку, (Ритмично взмахивают руками-крылышками) Клеит на брюшко пыльцу, (Совершают круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосёт — (Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются)

За день много соберёт. (Раскрывают перед собой все пальцы) 

Унесёт нектар в тот улей (Обрисовывают в воздухе треугольник)

И назад вернётся пулей. (Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд)

В сотах утрамбует мёд, (Топают ногами)

Скоро ведь зима придёт. (Ёжатся)

Будет пчёлкам чем питаться (Имитируют движения ложкой)

Летом надо им стараться. (Имитируют накладывание мёда в соты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...

Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).

позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества....

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...