Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» Тема: «Животные Крайнего Севера» (средняя группа, 4-5 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Томилина Ольга Анатольевна

Цель: Расширение кругозора детей о диких животных обитателях Крайнего Севера. Воспитание заботливого отношения к животному миру.

Программные задачи:

  1. Обучающие задачи:
    - Формировать у детей представление о животных Крайнего Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.

2. Развивающие задачи:

- Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;

- развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;

- развивать речь детей, обогащать их словарь.

3. Воспитывающие задачи:

- Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе;

- воспитывать любознательность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Солнышко»

Конспект образовательной деятельности

по «Познавательному развитию»

раздел «Здравствуй мир!»

Тема: «Животные Крайнего Севера».

(возраст детей: средняя группа, 4-5 лет)

Подготовила:

   воспитатель

Томилина Ольга Анатольевна

Цель: Расширение кругозора детей о диких животных обитателях Крайнего Севера. Воспитание заботливого отношения к животному миру.

Программные задачи:

  1. Обучающие задачи:
    - Формировать у детей представление о животных Крайнего Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.

2. Развивающие задачи:

- Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;

- развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;

- развивать речь детей, обогащать их словарь.

3. Воспитывающие задачи:

- Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе;

- воспитывать любознательность.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с картинками животных севера, просмотр видеоролика о жизни животных, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.

Формы организации образовательной деятельности  совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приёмы: игровые, наглядные, вопросы к детям, словесные.

Развивающая предметно-пространственная среда: глобус, мультимедийное оборудование, презентация к занятию.

Экспонаты предполагаемого мини-музея: Лэпбук «Животные Крайнего Севера», фигурки животных.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года – зима.

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети: Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло.

Воспитатель: А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? (Ответы детей).

Воспитатель: На Крайнем Севере всегда холодно, много снега и очень морозно. Ребята, что такое север?

Дети: Север – это та часть света, где всегда холодно.

Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?

Дети: На оленях, на снегоходе.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
И сегодня мы отправляемся с вами в путешествие на Северный полюс.

  1. Физкультминутка

Здесь всюду холод, лед и тень,     (Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь,                             (Закрывают глаза ладонями)

Полгода – день.                              (Выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом,    (Соединяют руки над головой – «крыша»)

    И океан покрыт весь льдом.          (Разводят руки в стороны)

    Зверей ты здесь почти не встретишь.(ставят ладонь козырьком над       глазами)

    И птиц ты в небе не заметишь.       (Делают махи руками)

    Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)

    Хозяин ледяной пустыни.               (Руки на поясе, стоят смирно)

Воспитатель: А вы знаете, какие животные живут на Крайнем Севере? (ответы детей)

Воспитатель: Вот мы сейчас и узнаем, каких животных севера вы знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки про животных. Вы готовы?

Дети: Да, мы готовы.

  1. Загадки о животных.

Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появится картинка – отгадка.

Где сугробы, стужа, лед,

Где пурга снега метет,

Там хозяин в шубе снежной.

Ходит по снегам безбрежным.

Весь он белый от зимы,

От метельной кутерьмы.

Так давно живет он здесь,

Потому и белый весь.

Лишь черны глаза и нос:

Пощадил их злой мороз.

Дети: Это белый медведь.

На слайде № 5 появляется картинка с изображением белого медведя.

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Это белый медведь – самый крупный среди хищных зверей Севера. Охотится на нерпу, морского зайца, моржа и других морских животных. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода и намокания в ледяной воде. Слушайте следующую загадку:

Словно царскую корону.

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый

Любит снежные луга.

Кто это?

Дети: Северный олень.

На слайде № 6 появляется картинка с изображением северного оленя.

Воспитатель: Молодцы, это тоже правильный ответ. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. У них более широкие копыта, чтобы меньше проваливаться  снег. А теперь давайте немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика.

У оленя  (Изображают рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами.)

Дом большой (Соединяют под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой.)

Он глядит в свое окно. (Держат одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпирают голову, локоть стоит на первой руке.)

Зайка по лесу бежит, (Пальцами изображают бегущего зайца.)

В дверь к нему стучит:

«Тук, тук – дверь открой, (Изображают стук в дверь.)

Там в лесу (Показывают через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака.)

охотник злой». (Показывают как охотник целится из ружья.) 

«Зайка, зайка забегай (Имитируют открывание двери.)

Лапу мне давай» (Выставляют руку вперед ладонью наружу.)

Воспитатель: Ну вот, немного отдохнули. Теперь слушайте следующую загадку:

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь...

Дети: Моржи.

На слайде № 7 появляется картинка с изображением моржа.

Воспитатель: Правильно. Морж – это животное занесено в Красную книгу. На него запрещено охотиться (Слайд № 10).

Воспитатель: Какие молодцы – все загадки отгадали, теперь мы знаем, кто живет на Севере.

  1. Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран.

Слайд № 8

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, какое это животное? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Это медведь. Опишите его внешний вид. (Ответы детей).

Слайд № 10

Воспитатель: Посмотрите внимательно на следующую картинку. Как называется это животное? (Ответы детей)

Воспитатель: Это животное называется морж. Он большой и неуклюжий. У моржа есть клыки. Клыки помогают моржу забираться на льдины. А еще у моржа есть ласты, которые помогают ему плавать. Ребята, кто знает, что любит есть морж? (Ответы детей)

Слайд № 12

Воспитатель: Кто изображен на этой картинке? (Ответы детей)

Воспитатель: Это северный олень. Опишите, как выглядит олень. Какие у него рога, шерсть, копыта? Чем питается и где живет это животное? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть, хотите? (Ответы детей).

  1. Дидактическая игра «Найди и назови лишнюю картинку» (Слайды №№ 14, 15, 16, 17)

Дети рассматривают картинки и называют лишнюю, показывают только те, на которых изображены животные Севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трех предложениях: внешний вид и чем питаются.

  1. Пальчиковая гимнастика.

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мед не сосет.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

  1. Подведение итога занятия.

Воспитатель: Дети, ну вот наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в группу.

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- С кем познакомились?

- Как животные приспособились к условиям Северного полиса?

- Есть ли среди этих животных травоядные? (Нет, так как в ледовой пустыни ничего не растет.)

- Давайте попрощаемся с жителями Крайнего севера: белым медведем, северным оленем и моржом. 

Воспитатель: Какие вы молодцы! Как хорошо играли! Вы меня ребята, сегодня порадовали своими знаниями, умением общаться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животные Крайнего Севера

Слайд 2

Где сугробы, стужа, лёд, Где пурга снега метёт, Там хозяин в шубе снежной. Ходит по снегам безбрежным. Весь он белый от зимы, От метельной кутерьмы. Так давно живёт он здесь, Потому и белый весь. Лишь черны глаза и нос: Пощадил их злой мороз. ЗАГАДКИ

Слайд 3

Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга.

Слайд 4

Кто в холодном океане, Словно в теплой пенной ванне, Может плавать и нырять, Стаи льдинок разгонять? Да! Такие виражи Могут делать лишь...

Слайд 5

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Слайд 6

МОРЖ

Слайд 7

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ

Слайд 8

Найди и назови лишнюю картинку

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами драматизации в средней группе на тему: «В гостях у мухи — Цокотухи».

НОД — развлечение.         Тема: «В гостях  у Мухи — Цокотухи». Интеграционные области:Коммуникация, социализация, безопасность, музыка,...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами драматизации в средней группе на тему: «В гостях у мухи — Цокотухи».

НОД — развлечение.         Тема: «В гостях  у Мухи — Цокотухи». Интеграционные области:Коммуникация, социализация, безопасность, музыка,...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема: «Животный мир Арктики»

Конспект организованной деятельности для детей подготовительной группы. Вместе с волшебным цветиком - семицветиком дети окажутся в Арктике и много нового и необычного там увидят....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: « Что такое микробы?» ( средняя группа)

Формировать у детей дошкольного возраста простейшее представление о микроорганизмах. ·       - рассказать детям о микроорганизмах и их свойстве : растут, размножаютс...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие на автобусе» в средней группе с использованием ЦОР.

Интересная форма проведения занятия по познавательному развитию, которая включает в себя различные виды деятельности и комплексно влияет на всестороннее развитие дошкольников....

Презентация на тему: "Животные Крайнего Севера" средняя группа

Расширение кругозора детей о диких животных, обитателях Крайнего Севера. Воспитание заботливого отношения к животному миру....

Конспект образовательной деятельности по "Познавательному развитию" Тема: Составление описательных рассказов о животных Крайнего Севера

Конспект образовательной деятельности по "Познавательному развитию"  Тема: Составление описательных рассказов о животных Крайнего Севера...