Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Жизнь диких зверей весной" Средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Трубина Инна Михайловна

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе содержит материал об изменениях в жизни животных весной: выходе животных из спячке, линьке и появлении потомства. Для наглядности предлагаю использовать эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od2025.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад №384 г. Челябинска»

Российская Федерация 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, тел. (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию

Жизнь диких зверей весной

Средняя группа

Подготовила:

Трубина Инна Михайловна

Воспитатель

(Высшая квалификационная категория)

Челябинск 2025

Вид образовательной деятельности: познавательное развитие

Тема: Жизнь диких зверей весной

Задачи:

- расширять представления детей о жизни диких животных весной (линька, изменение окраса, конец спячки, потомство);

- развивать умение соотносить изменения в неживой природе с жизнью диких животных в лесу весной;

- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение за солнцем, состоянием снега, луж и ручьев во время прогулок. Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Весенняя песенка», Л.Н. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих  детей», Н.И. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние радости», В.В. Зотов «Заяц-беляк», «Ёж», «Белка» из книги «Лесная мозаика»,  В.В. Бианки «Лесная газета», Первая охота», Н. Павлова «Ранней весной» и др. Слушание «Наедине с природой», «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные». Загадывание загадок. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций. Дидактические игры «Назови животное», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и др. Подвижные игры «Расскажи без слов», «Медведь, что ешь?», «Птички и птенчики», «Перепрыгни через ручеек» и тд.

Оборудование:

- демонстрационный материал: иллюстрация весеннего леса, иллюстрации зверей (заяц, белка, медведь, ёж и их детеныши); лёд, берлога медведя и нора ежа;

- раздаточный материал: иллюстрации по сезонам зайца и белки, иллюстрации зимнего и весеннего леса; задание «Помоги малышам найти своих мам».

Этап ОД

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (мотивационный момент) 2 минуты

Звук колокольчика

Воспитатель:

Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель: наступило время занятия, а о чём мы будем говорить вы узнаете, отгадав загадку:

 «Если снег повсюду тает,

 День становится длинней,

 Если все зазеленело

 И в полях звенит ручей,

 Если солнце ярче светит,

 Если птицам не до сна,

 Если стал теплее ветер,

 Значит, к нам пришла …

Воспитатель: А что же происходит в лесу весной? Хотите узнать?

Дети подходят к воспитателю, выполняют действия в соответствии с текстом

Ответы детей

Ответы детей

Основная часть

15 минут

Воспитатель: тогда я предлагаю отправиться в весенний лес и посмотреть, как изменилась жизнь диких животных.

Нужно нам закрыть глаза,

Как листочки покружиться,

Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес!

Звучит пение птиц, шум ветра, звук бегущей воды

Но прежде, чем нам пройти на поляну, нужно вспомнить правила поведения в лесу. Какие правила вы знаете?

Посмотрите, в лесу много проталин. Идем аккуратно, не наступаем на мокрое, перепрыгиваем через ручейки и обходим лужи.

Приглашаю к стенду с изображением весеннего леса. Присаживаемся.

Хорошо весной в лесу! Зимой было холодно, а теперь солнышко пригревает, становится теплее - настало время животным менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь им не будет жарко на весеннем солнышке!

Воспитатель демонстрирует изображения линяющих лисы и волка.

Некоторые звери меняют не только теплую шубку на легкую, но и меняют цвет. Назовите этих зверей (заяц, белка).

Для чего они меняют свой цвет?

Эксперимент «Серый заяц на снегу и в весеннем лесу», Эксперимент «Белка серая и рыжая в зимнем и весеннем лесу»: подвести детей к пониманию, что окрас меняется для защиты животных от хищников в зависимости от изменения цвета окружающей среды.

Воспитатель: поселите зверей в лесу на нашей картине

Воспитатель: Некоторые животные выходят из спячки. Всю зиму они спали, а как животные узнают, что пора просыпаться?

Эксперимент «Дождь и берлога, нора»: воспитатель подводит детей к выводу, что при наступлении тепла тает снег, идут дожди, которые проникают в норы, берлоги и будят спящих животных.

Кого же разбудила вода?

Рассказ воспитателя о проснувшихся животных:

Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу. Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.

Из животной пищи ест насекомых, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники), мелких зверьков. А также очень любит рыбу.

Рано весной просыпаются ежи. Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ежик, зафыркал «Ф-ф-ф – вставать пора – весна пришла». За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, дождевыми червями, птичьими яйцами, полевыми мышами.

Воспитатель: А что еще делают животные весной? Кто у них появляется?

Рассказ воспитателя:

Весной ежиха выводит потомство. Она готовит хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей- ежат, ежиха кормит молоком.  

В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих подросших медвежат из берлоги.

Белка весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь. Поздней весной белка выводит потомство- маленьких бельчат и в дупле кормит их молоком. 

Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит и убегает от них, а зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат - вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.

Вдруг в нашем лесу раздался шум, звери испугались и разбежались в разные стороны. Детеныши потеряли своих мам. Поможем малышам отыскать своих мам?

Дидактическая игра «Помоги малышам найти своих мам»

Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться: перепрыгиваем через ручей, обходим лужи.

Как листочки покружились

В детский сад мы возвратились

Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения

Дети рассказывают правила

Дети осматриваются, продвигаются к стенду, обходя «лужи» и перепрыгивая через «Ручей»

Дети прикрепляют изображения лисы и волка на изображение леса.

Ответы детей

Дети прикладывают серого и белого зайца к белому листу бумаги и зеленому. Белок рыжего и серого окраса к зимнему серому дереву и сосне. Озвучивают свои наблюдения, делают выводы.

Дети прикрепляют изображения зайца и белки на изображения леса

Предположения детей

Дети берут лейки, поливают макет берлоги и норы. Высказывают свои предположения.

Дети прикрепляют изображения медведя и ежа на изображение весеннего леса

Ответы детей

Дети рассматривают иллюстрации, слушают рассказ воспитателя

Ответы детей

Каждый ребенок получает картинку с изображение детеныша и располагает ее рядом с мамой

Дети перепрыгивают через речей и обходят лужи

Заключительная часть (рефлексия) 3 минуты

Воспитатель: про какое время года мы сегодня говорили? Что вам понравилось в сегодняшнем путешествии? Какие звери меняют цвет? Какие просыпаются после зимний спячки? Как человек должен относится к животным?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию II младшая группа Тема "Зимушка-зима"

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию разработан для второй младшей группы, позволит расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить устанавли...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».

Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по теме «Как дикие звери приспосабливаются к зиме?».

Образовательная область познавательное развитие +  речевое развитие + физическая культура    ...