«Беседа о зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Доброквашина Наталья Геннадьевна

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: старшая.

Цель занятия: углубление представлений о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных; закреплять знания детей о том, что создано человеком и что даёт человеку природа; развивать связную речь, умение говорить правильно; воспитывать любознательность и любовь к природе.

Дополнительные задачи: назвать наибольшее количество признаков предметов и явлений в игре «Назови, какая».

Словарная работа: снегоуборочные машины, ажурный, сверкающий, кудесница.

Планируемый результат занятия: имеют представления о зиме и её характерных признаках, а также о том, что даёт человеку природа.

Материалы и оборудование: мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_zime.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Беседа о зиме»

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: старшая.

Цель занятия: углубление представлений о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных; закреплять знания детей о том, что создано человеком и что даёт человеку природа; развивать связную речь, умение говорить правильно; воспитывать любознательность и любовь к природе.

Дополнительные задачи: назвать наибольшее количество признаков предметов и явлений в игре «Назови, какая».

Словарная работа: снегоуборочные машины, ажурный, сверкающий, кудесница.

Планируемый результат занятия: имеют представления о зиме и её характерных признаках, а также о том, что даёт человеку природа.

Материалы и оборудование: мяч.

Организационно-мотивационный этап

Воспитатель: ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

- Ребята, о каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? (О зиме)

- Правильно ребята. Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Воспитатель: зима-владычица трёх месяцев. Каких? (Декабрь, январь, февраль)

- А как вы думаете, изменилась ли природа зимой? Как она изменилась? Какая сейчас погода? (Ответы детей)

- Ребята, как зимуют растения?

- Почему мы не встречаем насекомых? Каких птиц вы видели? Как зимуют домашние и дикие животные?

- Как заботятся люди зимой о птицах и зверях?

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Назови какая».

- Я буду бросать вам мяч и говорить предмет либо явление, а вы будете называть какой он. Например, зима, она какая? (Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.).

Этап ознакомления с материалом и практического решения проблемы

- Итак, начинаем.

- Какой бывает снег?  (Белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

- Какая бывает снежинка? (Лёгкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

- Какой бывает ветер? (Холодный, сильный, порывистый и т. д.)

- Ребята, давайте немного отдохнём и выполним физкультминутку:

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Молодцы ребята!

- Ребята, зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и мало греет. Реки и озёра покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и тихо спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зелёные иголки. Мало птиц, большинство из них живёт около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время.

- А каких вы знаете зимующих птиц?

- По-разному в лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки зимние. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время охотится на мышей. Медведь, барсук накопили жир в своём теле, спят в берлогах. Ёжик тоже спит. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм.

- Ребята, а каких вы знаете домашних животных?

- Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах.

- Ребята, чем вам нравится зима?

- Какие вы знаете зимние развлечения?

- А теперь, давайте вместе с вами придумаем красивые слова-определения к слову «зима» (Зима-волшебница, красавица, кудесница и т. д.)

- Давайте с вами поиграем в игру «Природа и человек»

- Ребята, окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

- Я буду бросать вам мяч и называть предмет. А вы должны будете ответить на вопросы:

«Что сделано человеком»? или «Что создано природой»? (Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход)

(Трава, вода, машина, река, ромашка, велосипед, дождь, снег, снежинка, дом, больница, ветер)

Заключительный этап

- Ребята, вам понравилось занятие?

- Что вам понравилось больше всего?

- Возникли ли у вас какие-то затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о зимующих и перелётных птицах

Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность   ...

Интегрированное занятие по родному языку "Заключительная беседа о зиме"

Подобные занятия помогают детям лучше усваивать учебный материал на занятиях....

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР Беседа о зиме.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНРБеседа о зиме....

Беседа о зиме

Конспект НОД....

Занятие на тему «Беседа о зимующих птицах наших лесов»

ловЗанятие помогает расширять и углублять представления детей о зимующих птицах, подводит их к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, помогает воспитывать любовь к птицам, стре...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «ИТОГОВАЯ БЕСЕДА О ЗИМЕ»

Обобщить знания детей о зиме как времени года/:жизни людей, зверей, птиц, зимние праздники, развлечения.Упражнять с составлении словосочетаний, предложений с однородными членами.Упражнять в употреблен...

Беседа Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».

Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».Воспитатель:Трибрат-Климак Е.В.Цель: Расширять и углублять представление детей о зиме, о погоде; о жизни зверей, птиц, рыб, насекомых в...