Исследовательский проект "Вода" для детей раннего возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру

Вершинина Евгения Анатольевна

Наша жизнь не возможна без воды. Вода нам нужна, чтобы утолять жажду, готовить еду, соблюдать чистоту. Вот так близка нам вода, но в то же время так не понятна. Все дети любят с ней играть, а ответить на простейшие вопросы о воде – затрудняются. Какие свойства есть у обыкновенной и такой вроде знакомой нам воды? Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – один их основных путей познания детьми окружающего мира. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_voda.docx50 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Вода» для детей раннего возраста.

        Тип проекта: по виду деятельности – познавательный, исследовательский;

        По количеству участников – групповой.

        По продолжительности – краткосрочный.

        Участники проекта: воспитанники второй группы раннего возраста.

        Проблема: Дети не имеют знаний об элементарных свойствах воды.

        Актуальность: Наша жизнь не возможна без воды. Вода нам нужна, чтобы утолять жажду, готовить еду, соблюдать чистоту. Вот так близка нам вода, но в то же время так не понятна. Все дети любят с ней играть, а ответить на простейшие вопросы о воде – затрудняются.

        Какие свойства есть у обыкновенной и такой вроде знакомой нам воды?

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – один их основных путей познания детьми окружающего мира. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы.

        Именно данный проект познакомит ребят с самыми простыми свойствами такой простой и такой загадочной воде:

- Есть ли у воды цвет и запах?

- Какая вода на вкус?

- Можно ли окрасить воду в разные цвета?

- Тонет или не тонет?

- Поплывёт ли кораблик?

        Проведя эти опыты и эксперименты с помощью воспитателя, ребята узнают новую для себя информацию о воде.

Реализовать этот проект лучше летом.

        Цель: знакомство детей с элементарными свойствами воды.

        Задачи:

- рассказать детям о значении воды в жизни человека и живых существ;

- развивать интерес к экспериментированию;

- познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, отсутствие цвета;

- познакомить детей с тем, какие предметы тонут, а какие плавают на воде;

- развивать познавательный интерес у детей;

- поддерживать стремление детей вступать в активное познавательное общение среди детей и взрослых;

- развивать наблюдательность и умение делать простые выводы из увиденного и услышанного;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Ожидаемые результаты:

- приобретение детьми новых знаний о воде, её свойствах и о её важности в жизни человека и всех живых существ;

- дети могут рассказать о некоторых свойствах воды (прозрачность, отсутствие цвета, о предметах, которые тонут и не тонут в воде);

- интерес детей к экспериментальной деятельности.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

1.1. Обозначить цель и задачи проекта.

1.2. Подобрать необходимые материалы для успешной реализации проекта.

1.3. Познакомить участников проекта с его целью и планом его реализации.

2 этап. Основной.

Циклограмма деятельности по реализации проекта

1 день. «Ах, вода-водица»

- Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

- Беседа «Такая разная, такая важная вода»

- Эксперимент «Ах, вода-водица». См. Приложение 1.

2 день. «Цветная вода»

- Эксперимент «Цветная вода». См. Приложение 1.

- Пальчиковая гимнастика «Не боимся мы воды». См. Приложение 3.

- Отгадывание загадок о воде. См. Приложение 5.

3 день. «Тонет-не тонет»

- Эксперимент «Тонет- не тонет». См. Приложение 1.

- Физкультминутка «Тихо плещется вода». См. Приложение 3.

- Наблюдение на прогулке за лужами, полив цветов из лейки.

4 день. «Поплывёт ли кораблик»

- Чтение стихотворения Р. Бикметовой «Кораблик». См. приложение 4.

- Эксперимент «Поплывет ли кораблик?». См. Приложение 1.

5 день. «Интересная вода»

- Игра «Доскажите слово»

- Прослушивание записи «Музыка воды»

- Беседа «Интересная вода»

3 этап. Заключительный.

- Подведение итогов проекта.

Приложение 1.
Эксперименты.

Эксперимент «Ах, вода-водица»

        Цель:Знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, отсутствие цвета, вкуса.
        Материалы: стаканы с водой, ложки, соль, сахар.

        Ход эксперимента. На столе стоят прозрачные стаканы водой. Воспитатель предлагает ребятам познакомиться с водой: дети рассматривают воду - прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная. Затем воспитатель предлагает положить в неё сахар и размешать – сахар растворяется, остаётся прозрачной, становиться сладкой. Затем в другую ёмкость кладут соль и размешивают – растворяется, остаётся прозрачной, становится солёной.

        Выводы: Вода не имеет ни цвета, ни запаха. Прозрачная, является растворителем – может растворить сахар и соль, приобретая их вкус.

Эксперимент «Цветная вода»

        Цель: Знакомство детей со свойствами воды: окрашивание с помощью гуаши.

        Материалы: прозрачные стаканы с водой, гуашь 3 цветов, кисть.

        Ход эксперимента Воспитатель приносит в группу три прозрачных стакана с водой, гуашь трёх цветов, кисть. Ребята закрепляют свои знания: рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная. Теперь воспитатель в каждый стакан добавляет краску. Заостряет внимание на том, что вода приобретает тот цвет, какого цвета краску мы в неё добавляем. Желтая краска окрашивает воду в жёлтый цвет. Красная краска – в красный, зелёная – в зелёный. При этом вода теряет свои свойства – перестаёт быть прозрачной, приобретает цвет.

        Вывод: вода окрашивается в тот цвет, какую краску мы добавляем. Теряет свою бесцветность и прозрачность.

Эксперимент «Тонет- не тонет»

        Цель: Знакомство детей со свойствами предметов держаться на воде.

        Материалы: контейнер с водой, деревянные предметы: ложка, кубик, прищепка; железные предметы: монетка, скрепка, шуруп; пластмассовые предметы: игрушки.

        Ход эксперимента. Воспитатель приносит в группу контейнер с водой и предлагает ребятам опустить в него различные предметы. Дети наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на поверхности – плавают.

        Вывод: В воде не тонут деревянные и пластмассовые предметы, плавают. А предметы из железа тонут.

Эксперимент «Поплывет ли кораблик?»

        Цель: познакомить детей со свойствами воды и бумаги.

        Материалы: ёмкость с водой, бумажный кораблик (Свернуть по схеме Приложение 2)

        Ход эксперимента. Воспитатель приносит в группу ёмкость с водой и два листа бумаги. Сначала задаёт вопрос ребятам: Дети, как вы думаете, бумага может плавать? Ответы детей. Затем воспитатель кладёт лист бумаги в воду. Он сначала лежит на воде, намокает и тонет. Затем из второго листа бумаги воспитатель сворачивает кораблик, и опускает его на воду. (Смотри приложение 2) Он не тонет. Важно дать детям каждому по кораблику и попробовать опустить его на воду. Каждый должен то сделать сам.

        Выводы: Кораблик не тонет, потому что он лёгкий. Кораблик сделан из бумаги, а бумага из дерева, поэтому он не тонет.

Приложение 2.
Схема для изготовления кораблика.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/7/3064_1d5541e8634d00c992f1028155e9cb31.jpg.jpg

Приложение 3.

Пальчиковая гимнастика и физкультминутки, игры.

Пальчиковая гимнастика «Не боимся мы воды»

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)

Чистая водичка

Умоет наше личико, (Умываемся – имитируем движения)

Вымоет ладошки, (Зачерпываем воду, выплёскиваем вверх –

Намочит нас немножко, имитируем движения)

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся! (Улыбаемся соседу справа, слева)

Физкультминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся)

Игра «Доскажите слово»

        Цель: закрепление полезных свойств воды для человека.

        Ход игры: Воспитатель зачитывает предложение, а последнее слово не говорит – его дополняют дети по смыслу выражения.

1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)

2. Чаще мойся – воды … (не бойся)

3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)

4. Чистая вода – для микробов … (беда)

Приложение 4.

Стихотворения для разучивания с детьми.

Кораблик
Р. Бикметова

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!

«Вы слыхали о воде?»
Н. Рыжова

Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!

Приложение 5.

Загадки о воде.

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я? (Вода)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.(Река)

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?(Снежинка)

Стало в комнате темно,
Стук послышался в окно.
Ты на улицу идёшь?
Зонт возьми – там льётся ... (дождь).

Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, И бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

В материале даны рекомендации по подбору материала и оборудования для познавательско-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста

В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

Картотека игр по исследовательской деятельности детей раннего возраста

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, экспериментирование с вещами, в ходе которого  возникает простейшая катег...

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста...

Проект предметно-пространственной среды «Мир познаём вместе» для организации познавательно-исследовательских действий детей раннего возраста

В проекте описывается создание предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной среды.

Сморгович Олеся АльбертовнаВоспитатель МБДОУ д/с «Мастерок» г.Абакан Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной с...

план по самообразованию "Развитие познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий"

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии...