Проект "Мир театра"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Бузова Елена Николаевна

Развитие речи и творческих способностей детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.teatr_.gr_8_.docx43.33 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения города Гурьевска

«Детский сад № 21 «Алёнка»

«Утверждаю»

Заведующий

«Детский сад №21 «Алёнка»

___________ /А.В. Штока/

Приказ № ____ от _______.

Проект

«Мир театра»

                                                      Автор проекта: Бузова Елена Николаевна,

                                                                   

                                                            воспитатель подготовительной группы

                                                    2023 год                                                                                  

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Тип проекта: творческий; среднесрочный

Срок реализации проекта: 01 октября – 31 декабря 2023 г.

Актуальность:

    Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

    В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

    Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.

    Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности, развитие  речи детей, так как сегодня, в век компьютерной техники дети особо нуждаются в ее корректировке.

  Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.

Новизна проекта:

    Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

    Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) –  мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности.

Проблема:

    В последние несколько лет педагогами замечено, что, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие не умеют сопереживать, поддерживать близкого, выражать свои чувства и сиюминутные настроения.

    Педагоги определили следующие проблемы у детей:

- неумение представлять ребенком самого себя;

- снижена речевая память;

- дети не могут раскрепоститься полностью;

- несформированные умения детей в «актёрском мастерстве»;

- недостаточная общая культура поведения дошкольников.

- поверхностные знания детей о разных видах театра;

- поверхностное отношение родителей и детей к театру и театральной деятельности.

   Учитывая вышеизложенное, были сформированы  цели и задачи проекта.

Цель проекта:

-развитие речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров);

- совершенствовать артистические навыки участников проекта;

- развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе;

- создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности;

Образовательные:

1.Учить детей характерной передаче образов движениями рук, пальцев; запоминать слова героев спектаклей; выразительно, четко проговаривать звуки, слова, фразы и предложения; действовать на сценической площадке естественно, придумывать этюды, сказки, истории на заданную тему.                                                                                                                    

2.Формировать четкую, грамотную речь, продолжать развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию, умение использовать разнообразную интонацию; продолжать пополнять словарный запас детей; чувство уверенности в новой обстановке, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров и преодолевать сценическое волнение.                                                                        

Развивающие:                                                                                                                                                                                                                                                                                           1.Развивать зрительное и слуховое внимание, фантазию, воображение.                                 2.Совершенствовать интонационную выразительность речи, умение импровизировать; пантомимические навыки, используя мимику, жесты, движения героев для передачи  характера персонажа.

 3.Способствовать развитию творческого воображения, памяти, мышления, диалогической и монологической речи  и ее интонационной выразительности.                                                                        

 4.Закреплять умение манипулировать верховыми куклами на ложках, персонажами  настольного театра, куклами Би-ба-бо, куклами-марионетками.

Воспитательные:

Воспитывать у детей культуру речевого общения, поведения в театре, интерес к театрализованной деятельности, доброе отношение к сверстникам и взрослым.  

Сфера  использования  проекта:  все  образовательные  области, самостоятельная  деятельность  детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов, домашний досуг.

Формы и методы реализации проекта:

Формы работы с детьми:                                                                                        Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; праздники, утренники, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры.

Формы работы с родителями:

Консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.

Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, викторины, игры-драматизации, театрализованные игры.

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта;

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап (октябрь)

- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями

- Сбор и накопление материала, изучение литературы

- Организация развивающей предметно-пространственной среды

- Изготовление атрибутов

- Подбор наглядной информации

2 этап (октябрь-декабрь) – реализация проекта

- Беседы с детьми о театре:

-  Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование

- Театрализованные игры, игры - драматизации

- Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса,

- Разучивание текстов сказок

-Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, верховые куклы  на ложках, персонажами  настольного театра, куклы Би-ба-бо, куклы –марионетки, с «живой рукой», «напольные куклы», тантомарески

- Организация и проведение образовательной деятельности

- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых костюмов или элементов костюмов, декорации, и т.д.).                                    

-Показ экологической сказки к Дню матери «Рябинка».

3 этап (декабрь) – заключительный

- Фотоотчет по реализации проекта

Пути реализации проекта:

С детьми:

Беседы:

«Здравствуй, театр!», «Театральные  профессии», «Как мы ездили в театр», «Виды  театра»  (Приложения № 1-4)

Театральные игры, игры-драматизации:

Игра «Зеркало»

Игра «Изменю себя друзья, догадайся кто же я!»

Игра на выражение эмоций «Сделай лицо»

Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.

Психогимнастика: «Разное настроение»

С/р игра «Театр»

Показ  басни Крылова «Стрекоза и муравей» с помощью кукол- марионеток

Настольный театр «Красная шапочка»

Показ сказки «Колобок»  на ложках

Пальчиковая гимнастика:

«Мизинчик»

«Весёлые человечки»

 «Веселые сочинялки»                                                                               Артикуляционная гимнастика:

Язычковая гимнастика: «Любопытный  язычок»,

Зарядка для губ «Улыбка»

Настольные игры:

«Витражи  сказок»

«Расскажи сказку»

«Назови сказку»

«Любимые сказки»

«Сам себе сказочник»

«Играем в театр»                                                                                                                    

«Язык жестов»                                                                                                                

«Эмоции»

Подготовка к  спектаклю:

Чтение сценария театральной постановки «Рябинка», распределение ролей,

разучивание слов

Изготовление декораций и реквизитов для представления

Заключительный этап

Фотоотчет  по проекту                                                                                                                             С родителями:

- Консультация для родителей – «Играем в театр»;                                                                - Изготовление сказочных героев из природного материала;

- Изготовление масок, костюмов, декораций для драматизации экологической сказки «Рябинка»                                                                                                                            

Ожидаемые результаты:

Дети:

- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

- обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;

- самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей;

- решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);

- целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.

Родители:

- формирование представлений о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка

- повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

- активное участие в жизни группы.

Использованная литература:

1. А. И. Буренина «Театр всевозможного От игры до спектакля»,.2003.-132с.                                                       2. Горькова Л.Г, Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с

3.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.

4.Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы                       5.Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.                                                             6.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.                      7.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.                                            8.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.                                        9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Б

Приложения №1-5

                                                  Беседы  о театре

Цель: Познакомить дошкольников с миром театра, с театральными терминами и видами театра, правилами поведения в театре; стимулировать  интерес к театральному искусству.

Беседа №1  «Здравствуй, театр!»        

Воспитатель: Много лет назад актеры играли на улице. Почти все население города присутствовало на спектакле. Чтобы актеров было хорошо видно, они надевали большие маски , гораздо больше их голов. А чтобы  публике было хорошо слышно, в рот маски вставляли рупор, называющей персоной.

 От греческого театра мы позаимствовали многие названия для нашего театра начиная с самого слова «театр», которое  означает «зрелище».                         

 Знаете ли вы, что такое театр?  Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения? Слушайте, сейчас я вам расскажу все по порядку. (Выставляю фотографию  театра).Вот стоит дом. Как будто ничего особенного. Дом как дом, только понарядней других ,да окон в нем меньше, чем дверей. Вошли и увидели окошечко с надписью «Касса». Здесь покупают билеты, на которых напечатано название театра, номер ряда ,и места ,где вам нужно сидеть. Вы платите деньги. Получаете билет и идете смотреть представление.

Вы покупаете программку. Программка – это такой листок, на котором написано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, как называется пьеса, кто ее сочинил.

Самое главное место в зрительном зале – это сцена, где представляют пьесу. А против сцены – ряды стульев и кресел.                                                                       Обратите внимание  на сцену. Видите свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается вовсю длину сцену ряд лампочек, называемый рампой. Сама сцена закрыта занавесом. Спектакль начинается, как только занавес поднимается, или раздвинется, потому, что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.

Беседа №2 «Театральные  профессии»          

Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными профессиями.

Оборудование: иллюстрации помещений театра, театральной афиши, театральные билеты, слайды с видами различных театров, фотографии актеров.

Воспитатель: Ребята, много интересного можно  найти в театре, давайте сегодня, посмотрим, кто прячется за кулисами, то есть за сценой. Это пространство зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с  улицы,  ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадаем, то самый главный человек из тех, кого мы там встретим, - режиссёр театра.

Когда автор напишет пьесу, театр примет её для постановки, то первый, кто получает в руку пьесу, это режиссёр. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актёрами. Затем распределяет роли между актёрами – те слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актёры, читает им пьесу и назначает репетиции – примерное исполнение пьесы. Пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа: художник – декоратор рисует декорации к спектаклю, костюмер шьёт костюмы для актёров. И вот наступает день, когда первый раз идёт спектакль. Это премьера (по – французски – « первый раз »). Ребята, как вы думаете, где играют актёры? Правильно, на сцене. (Показываю иллюстрацию ). Видите, какая она большая? Если мы посмотрим наверх, то увидим множество занавесей. Это висячие декорации, а те декорации, которые находятся на сцене, называются «павильонными ».

Осмотрев сцену, мы можем познакомиться и с другими помещениями « закулисного царства »: с мастерской декоратора и бутафора, с костюмерной, с гримуборной актёра – там он гримируется и переодевается.

А знаете ли вы, ребята, кто такой бутафор? Бутафор – это такой человек, который делает искусственные вещи. ( Показать для приёма бутафорские приёмы, фрукты, цветы ).

Беседа №3 «Как мы ездили в театр»                                                                          

Цель: расширить представления детей о мире театра, о том, какие правила поведения нужно соблюдать в театре                                                                        

Воспитатель: Давайте вспомним нашу поездку в театр. На чем мы свами ездили в театр? (Ответы детей). Как он называется? (Ответы детей). Где находится областной театр кукол? (Ответы детей). Какие правила нужно соблюдать в автобусе? (Ответы детей). Что нового вы узнали о театре? (Ответы детей).                                                                                                          

Когда мы зашли в здание театра, увидели небольшое окошечко, на котором написано «Театральная касса», место, где продают билеты на спектакли театра. Затем нас встретили гардеробщики. В верхней одежде зрителям неудобно  сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает номерок и зрители  отправляются дальше. Мы с вами раздевались? (Ответы детей).

Мы с вами  были зрителями. И поднимались  в зрительный зал по лестнице на второй этаж.. В театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок говорит о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Что есть в зрительном зале? (Ответы детей).                              Это самое большое помещение театра. Когда в зрительном зале наступила темнота,  сцену  освещали специальные прожектора – софиты. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху.                                                                                                                                                                      Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Что вы увидели на сцене? (Ответы детей).                                                     Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Вы слышали музыку во время спектакля? (Ответы детей). Кто показывал спектакль? (Ответы детей).                                                    

Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

Спектакль подошел к концу. Понравился он вам? (Ответы детей). Как  мы  выразили это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? (Ответы детей). Правильно, аплодисментами!                                     Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.

Воспитатель: Мы  сегодня вспомнили много интересного  о нашей поездке в театр.

Беседа № 4 «Виды театра»    

Цель: познакомить детей с разновидностями театра (кукольный, теневой, настольный, Би-ба-бо, куклы- марионетки, куклы «с живой рукой», театр Тантомарескок  т. д.).

Материалы и оборудование: куклы перчаточного, пальчикового, теневого театров, куклы – марионетки, фланелеграф и куклы для него, куклы- марионетки, с «живой рукой», «напольные куклы», тантомарески .

Ход беседы:

Воспитатель: сегодня  вы узнаете о том, какие же бывают виды театра. (Слайд 1)

Воспитатель: Театры бывают различного назначения.

В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. (Слайд 2)

В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. (Слайд 3)

В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные.

(Слайд 4)

В уличном театре актеры выходят на площадь и показывают представление. Зрителями могут быть все прохожие. (Слайд 5)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется этот вид театра?

(Слайд 6)

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Это театр с участием дрессированных животных. Они тоже выступают на сцене и играют свою роль.

Воспитатель: В театре же юного зрителя проходят постановки для детей. Загримированные актёры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. (Слайд 7)

Воспитатель: А это что за театр?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Это кукольный театр, в котором вы не раз были с родителями, бабушками, дедушками. И в наш детский сад приезжал такой театр. В кукольных спектаклях актеры управляют куклами и озвучивают их своими голосами. (Слайд 8)

Кукольный театр, ребята, бывает трех видов: верховых, низовых и средних кукол. Давайте их  посмотрим.

Театр верховых кукол (перчаточных, и кукол иных конструкций, управляемых снизу. (Показ кукол)

Одной из разновидностью этого театра является пальчиковый. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.

(Показ кукол)

Театр низовых кукол (кукол-марионеток, управляемых сверху кукловодом на виду у зрителей с помощью ниток, прутов или проволоками. Марионетка находится рядом с кукловодом, на полу, и приводится в движение с помощью ваги. Вага – это крестовина, к которой на нитях крепятся куклы.

(Демонстрация  куклы-марионетки)

Театр кукол срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. К числу срединных кукол относятся куклы Театра теней. Тут необходим экран из  белой тонкой ткани прикрепленной на рамку,  вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку и др. или прикрепить фигурки к палочкам.

Вот посмотрите на кукол для театра теней, все персонажи вырезаны из черной бумаги.

(Демонстрация кукол из теневого театра)

Воспитатель: Театр на фланелеграфе.

Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладывают на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом, можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки - героев сказок. Такой театр есть в каждой группе нашего детского сада. (Демонстрация фланелеграфа с куклами)

Воспитатель: давайте познакомимся с еще одним видом театра – «куклами с живой рукой».

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вспомним с какими видами театра мы сегодня познакомились.

В каком театре актеры только поют? (в оперном).

Как называется спектакль, в котором артисты танцуют? (балет)

В каком театре вы чаще бываете? (в кукольном).

Как называется театр, где актеры-кукловоды скрыты ширмой и кукол одевают на руку или пальцы (театр верховых кукол).

А театр где кукловод управляет куклами на ниточках и что это за куклы? (театр низовых кукол, куклы-марионетки).

Для какого театра нужны куклы, вырезанные из темной бумаги? (теневой театр).

Какой театр, где герои сказок крепятся на доске? Этот театр есть в каждой группе детского сада (театр на фланелеграфе).

Молодцы ребята, запомнили все виды театра.

Консультация для родителей

«Играем в театр»    № 5

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»?

Дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его… . Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать.

На следующий день на пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка.

Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному  замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно - разборного домика- теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.

Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по - своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать  о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.

Игрушка в своем общественно-образном виде, чаще всего лишенная характерности и пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в  использовании дополнительных, выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление. Совершенствуются умения ребенка в управлении персонажей, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально- игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.

Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.

Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют. И все же « как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к  обычным ролевым играм, и к драматизации  ( инсценировкам), и к  сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.

Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что- то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети

начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится.

Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.

Но игра – драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры.

В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и  цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.

Дома можно пойти на  некоторый компромисс в оценке исполнительских  умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты.

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Сказка на экологическую тему — «Рябинка» для театральной постановки

Медведь:
Ягод я не ел вкуснее
Я боялся, не успею,
Без меня лесной народ
всю рябинку оберет.

Ведущий: Заплакала, застонала от боли рябинка. (Плачет.)

Услышали лесные звери, что рябинка плачет, и поспешили на помощь.

Белка:
Это кто так горько плачет?
Ежик, что все это значит?

Еж:
Там тебе виднее с ветки, да спроси-ка у соседки,
Может быть, она что знает,
Целый день в лесу летает.
(Белка Кричит сороке.)

Белка:
Эй сорока, тараторка,
С высока ты видишь зорко,
Кто там жалобно ревет
Да на помощь нас зовет?

Сорока:
Вижу, вижу, там рябинка
Ронит слезки на травинку

Мышка:
Лес наш дом.
Живем мы дружно.
Помогать друг другу нужно.
Торопитесь же, друзья, медлить нам никак нельзя.

(Подбегают к рябинке, медведь прячется за кустом.)

Белка:
Ах ты, бедная рябинка.
Вытирай скорей слезинки.
Что случилось, расскажи? Кто обидел, покажи?

(Рябинка плачет, сорока хочет сесть на веточку, замечает поломанную.)

Сорока:
Каррраул, скорррей, скорррей
Ветка сломана у ней.

Мышка:
Нужно ранку осмотреть
Кто сломал?
Не ты, медведь?

Медведь:
Нет, быть может, это ежь?

Ежик:
Ты меня не проведешь,
Тут есть чьей-то шерстки клок,
У кого ободран бок? (Примеряет.)
Как не стыдно, косолапый
Бок прикрыл огромной лапой.
Ты рябинку поломал? Отвечай! (Медведь кивает.)

Ежик: Я это знал.

Медведь:
Я случайно, так обидно.
Самому мне очень стыдно.
Что же делать, как же быть,
как рябинку полечить?

Мышка:
Я живу в лесу весь век,
видела, как человек
ветку дереву лечил,
ровно веточку спилил,
Чтобы дерево не сохло
к ранке глины приложил.

Сорока:
Нужно зайку попросить
ровно ветку откусить.
Ты медведь беги за глиной, (грозит пальцем)
Не ходи дорогой длинной.

(Звери лечат ранку на рябинке)

Рябинка: Спасибо вам, друзья!
Теперь в порядке я
А вам наказ такой:
«Любите лес родной.
Деревья не ломайте
И птиц не обижайте,
Зверюшек не губите,
Цветочки берегите».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...