Программа кружка "Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Направленность: программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяевой «Наураша в стране Наурандии».
Срок реализации программы – 1 учебный год (с октября по май включительно). Программа ориентирована на детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_tsifrovaya_laboratoriya_naurasha.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей
№ 45 «Земляничка» городского округа «город Якутск»
Автодорожная 40/4 тел/факс 43-10-04
Программа кружка
Цифровая лаборатория
«Наураша в стране Наурандии»
для детей старшего дошкольного возраста
Составили: Гермогенова Т.Н.
Михайлова Н.С.
Якутск 2023
Содержание
I.Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Цель и задачи
- Формы и режим занятий
II. Перспективный план работы с детьми подготовительной группы в детской лаборатории.
Список литературы
I.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Направленность: программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяевой «Наураша в стране Наурандии».
Срок реализации программы – 1 учебный год (с октября по май включительно). Программа ориентирована на детей 6-7 лет.
1.2. Актуальность
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова). Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детям шести-семи лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование. В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям современных детей и их родителей и ориентирована на детский и родительский спрос к исследовательской деятельности. Еще одним важным аспектом является создание в образовательном процессе педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка. Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
1.3 Цель и задачи
Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования окружающего мира -как механизма всестороннего развития личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;
- учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи,
- планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный
результат;
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную(конструктивную) деятельность;
- интерес к познанию окружающего мира и самого себя;
- развивать восприятие, мышление, речь, внимание, память;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
- формирование первичных ценностей представлений о себе, о здоровье, здоровом образе жизни;
- формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
- осуществлять преемственность к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в школе.
Воспитательные:
- воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыкисотрудничества;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- прививать бережное отношение к природе.
- привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
1.4 Формы и режим занятий
Программа предусматривает работу группы в количестве 8-12 человек.
Формы организации занятий:
- игровая – познавательная деятельность взрослого и детей;
- индивидуальная – беседы;
- экспериментирование;
- наблюдение, измерение, сравнение.
Возраст | Длительность занятия | Количество в неделю |
6 – 7 лет | 30 минут | 1 |
Ожидаемые результаты:
- повысить уровень дошкольной готовности детей;
- развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое;
- приобрести ряд познавательных умений и навыков.
- знать:
- основные легко определяемые свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья.
- уметь:
- - определять температуру воды, воздуха, тела человека;
- - уметь ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни.
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
- владеть: навыками наблюдения, измерения, сравнения.
II. Перспективный план работы с детьми подготовительной группы в детской лаборатории.
Срок | Тема | Задачи | Материал и оборудование |
Октябрь 1 неделя | Знакомство с Наурашей. | Знакомство с программой, оборудованием, главным героем – мальчиком Наурашей. Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». Развивать произвольное внимание, диалогическую речь и мыслительную активность, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос, активизировать словарь детей; Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность; Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Воспитывать усидчивость; интерес и умение работать в группах, коллективе. | Интерактивная доска, лотки с набором для экспериментов лаборатории «Наураша». |
Октябрь 2 неделя | Человек. Пульс | 1. Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма. 2. Знакомить с органами кровообращения. | Фонендоскоп, набор для исследований «Наураша» |
Октябрь 3 неделя | Когда сердце бьется чаще? | 1. Учить измерять пульс человека. 2.Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. | Рисунок строения сердца, набор для исследований «Наураша». Опыт с использованием научной лаборатории «Пульс и упражнения» |
Октябрь 4 неделя | Что такое свет? | 1. Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и«темно» познакомить с понятием освещенность (сравнивать освещенность различных объектов). | 2 разных фонарика, красители. Опыт с красителем с использованием цифровой лаборатории «Наураша»:измерить силу света фонариков, освещенности в комнате. |
Ноябрь 1 неделя | Прохождение света через объекты. | 1.Расширить знания детей о прозрачности, способности материала пропускать сквозь себя свет. | Фонарик, светофильтры разных цветов, полиэтиленовый пакет, оргстекло, стекло, прозрачные кристаллы. Опыт с фильтрами с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Ноябрь 2 неделя | Что такое Электри-чество? Откуда берется ток в батарейке? | 1. Дать детям общее представление об электричестве. 2. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. 3. Рассказать об утилизации батареек. | Лимон, яблоко (кислого сорта), электроприборы из цинка и меди, 3 батарейки хорошие, 1 использованная. Опыт «Электрояблоко», «Электролимон» с использованием цифровой лаборатории«Наураша». |
Ноябрь 3 неделя | Почему горит лампочка? | 1. Обратить внимание детей на то, что не во всех лампах светится нить накаливания, например, в лампах дневного света, энергосберегающих и др. | Соленая вода, стаканчики для опыта. Опыты с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Водноеэлектричество» |
Ноябрь 4 неделя | Температура Градус. | 1. Закрепить знания детей о термометрах, их назначении. 2. Познакомить с понятием «температура», «градус», «ноль градусов». | Градусник. Опыты с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить температуру тела, воздуха в помещении. |
Декабрь 1 неделя | Удивительное превращение глины. | Расширять представления о глине как о природном материале, познакомить со способами добычи глины в природе. Дать представления о гончарном деле, приобщать к народному декоративно-прикладному искусству. Закреплять представления о свойствах и качествах глины. | Презентация «Удивительное превращение глины»; иллюстрации с изображением мест добычи глины; рисунки-схемы свойств глины; глина (в её натуральном виде, игрушки, посуда из глины); для детей: кусочки глины, дощечки, миски с водой, стеки, салфетки. |
Декабрь 2 неделя | Пластичная глина. | Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими материалами (песок, камень). Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с дневниками наблюдений, фиксировать собственные наблюдения. | Глина, песок, камни, материал и оборудование для проведения опытов, карточки – схемы, сводная таблица. |
Декабрь 3 неделя | Что такое звук, громкость? | 1. Знакомить детей с органом слуха. 2. Обогащать и уточнять представление детей об функционировании человеческого организма. 3. Дать первичные знания о звуке, как о физическом явлении. | Ксилофон, флейта, свистки, карточка со схемой строения органов слуха. Задание на измерения звука с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Январь 3 неделя | Звук по воздуху. | 1. Продолжать знакомить детей с органом слуха. 2.Познакомить детей с понятием «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, «громкие и тихие звуки». | Различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки, фрагменты записи голосов живой природы, схема строения органов слуха человека. Исследования: голоса детей, воспитателя, «Кто громче, тише скажет». |
Январь 4 неделя | Звук и расстояние. | 1. Продолжать знакомить детей с органом слуха. 2. Объяснить детям вред громких звуков. 3. Рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека. | Карточка со схемой строения органов слуха. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Исследовать шум за окном». |
Февраль 1 неделя | Крахмал и его свойства. | Закрепить знания детей о ценных пищевых продуктах для организма человека, о значении витаминов в жизни человека; - познакомить детей со свойствами крахмала; - изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания; - продолжить исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы; | Картинки с изображением продуктов питания, продукты питания в тарелочках: мука, крахмал; картофель; хлеб и рис; печенье и манка; пшено и макароны; непроливайки с раствором йода, пипетки. |
Февраль 2 неделя | Что такое сила. Что такое вес? | 1. Познакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием вес. | Резиновая груша, воздушные шарики. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Измерение силы, веса, удара» |
Февраль 3 неделя | Белоснежная королева. Соль. | Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. | Тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, альбомные листы, покрытые гуашью, кисти, письмо, посылка с солонкой, кусочки поролона. |
Март 1 неделя | Сила в единстве. | 1. Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. 2. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям. | Игрушечная машинка, набор «Наураша»Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Задания на сравнительные измерения» |
Март 2 неделя | Магнит. Полюсы магнита. | 1. Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы». 2. Учить измерять поле различных магнитов. | Различные бытовые магниты, пластмассовая или мягкая игрушка. Исследование: «Кольцевой магнит. Плоский магнит. Поле на разных полюсах магнита». |
Март 3 неделя | Сладкие опыты. Сахар. | Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. | У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы. Проектор. Презентация. |
Март 4 неделя | Деревья - наши друзья. | Формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей, воспитывать бережное отношение к природе. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять. | Опыт «Деревянный брусочек».Беседы с детьми «Какие деревья растут на участке». «Почему нужно беречь и охранять деревья». Д/И «С какого дерева листок». «Подбирай, запоминай, называй». |
Апрель 1 неделя | Остаточный Магнетизм. | 1. Познакомить детей с понятием «магнитные и немагнитные материалы». 2. Способствовать развитию интереса детей к экспериментированию и исследованиям. | Отвертка, винтики, набор для исследований «Наураша». Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Апрель 2 неделя | Путешествие в мир камней. | Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности; | Презентация «Этот удивительный мир камней». |
Апрель 3 неделя | Что такое Кислотность? Как мы чувствуем вкус? | 1. Познакомить детей с понятием «кислотность». 2.Научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами. | Соки: яблочный, апельсиновый; питьевая сода, лимонная кислота, стаканы, вода, газированная вода. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Апрель 4 неделя | Игровые измерения по желанию детей. Закрепить ранее изученные темы. Научная лаборатория «Наураша». | ||
Май 2 неделя | Кислотность | Наша любимая газировка. Рассказать об органах чувств человека, в частности о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса. | Газированная вода. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша» |
Май 3 неделя | Игровые измерения по желанию детей. Закрепить ранее изученные темы. Научная лаборатория «Наураша». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 128 с.
2.Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
3.Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.
4.Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015. –
5.Использованные интернет-ресурсы: 1. http://org.naurasha.ru/ - описание лаборатории «Наураша в стране Наурандии»; 2. http://nsportal.ru/ - опыт работы, методическая разработка по окружающему миру по теме: «Наураша в стране Наурандии»; 3. https://infourok.ru/ - презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая сюжетная программа по ПДД "Путешествие в страну Светофорию" для детей старшего дошкольного возраста
обучение детей ПДД через сюжет игры...
Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...
Программа "Путешествие в «Страну фей»" для детей старшего дошкольного возраста
laquo;В некотором царстве, в некотором государстве...»— так начинается большинство сказок, эти волшебные слова в детстве, по вечерам, означало погружение в мир фантазии. И вот мы, н...
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
Программа кружковой деятельности "Страна книжек" для детей старшего дошкольного возраста
Программа предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы - формировать устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний. Привить детям любовь к художеств...
Дополнительная образовательная программа "Страна оригами" для детей старшего дошкольного возраста 5-7(8) лет
Дополнительная образовательная программа "Страна оригами" разработана для обучения детей старшего дошкольного возраста технике оригами, развития мелкой моторики рук. Предназначена для воспит...
Программа кружковой работы "Путешествие в страну АБВГДейка" для детей старшего дошкольного возраста
В данной программе представлены актуальность, цель, задачи и преспективный план занятий....