Программа кружка "Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Направленность: программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях.

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяевой «Наураша в стране Наурандии».

Срок реализации программы – 1 учебный год (с октября по май включительно). Программа ориентирована на детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_tsifrovaya_laboratoriya_naurasha.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по социально-личностному развитию детей

№ 45 «Земляничка» городского округа «город Якутск»

Автодорожная 40/4 тел/факс 43-10-04

Программа кружка

Цифровая лаборатория

«Наураша в стране Наурандии»

для детей старшего дошкольного возраста

Составили: Гермогенова Т.Н.

Михайлова Н.С.

Якутск 2023

Содержание

I.Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель и задачи
  4. Формы и режим занятий

 II. Перспективный план работы с детьми подготовительной группы в детской лаборатории.

Список литературы

                                    I.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

  Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

  Направленность: программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях.

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяевой «Наураша в стране Наурандии».

Срок реализации программы – 1 учебный год (с октября по май включительно). Программа ориентирована на детей 6-7 лет.

1.2. Актуальность

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова). Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детям шести-семи лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование. В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям современных детей и их родителей и ориентирована на детский и родительский спрос к исследовательской деятельности. Еще одним важным аспектом является создание в образовательном процессе педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка. Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

1.3 Цель и задачи

  Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования окружающего мира -как механизма всестороннего развития личности ребенка.

Задачи:

Обучающие:

  • обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;
  • учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи,
  • планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный

результат;

  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора.

Развивающие:

  • развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную(конструктивную) деятельность;
  • интерес к познанию окружающего мира и самого себя;
  • развивать восприятие, мышление, речь, внимание, память;
  • развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
  • формирование первичных ценностей представлений о себе, о здоровье, здоровом образе жизни;
  • формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
  • осуществлять преемственность к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в школе.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыкисотрудничества;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
  • прививать бережное отношение к природе.
  • привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

1.4 Формы и режим занятий

Программа предусматривает работу группы в количестве 8-12 человек.

Формы организации занятий:

- игровая – познавательная деятельность взрослого и детей;

- индивидуальная – беседы;

- экспериментирование;

- наблюдение, измерение, сравнение.

Возраст

Длительность занятия

Количество в неделю

6 – 7 лет

30 минут

1

         

Ожидаемые результаты:   

  • повысить уровень дошкольной готовности детей;
  • развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое;
  • приобрести ряд познавательных умений и навыков.
  • знать:
  • основные легко определяемые свойства воздуха, воды;
  •  общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  •  правила сохранения и укрепления здоровья.
  • уметь:
  • - определять температуру воды, воздуха, тела человека;
  • - уметь ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни.
  •  выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
  • владеть: навыками наблюдения, измерения, сравнения.

II. Перспективный план работы с детьми подготовительной группы в детской лаборатории.

Срок

Тема

Задачи

Материал и оборудование

Октябрь

1 неделя

Знакомство с Наурашей.

Знакомство с программой, оборудованием, главным героем – мальчиком Наурашей.

Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».

Развивать произвольное внимание, диалогическую речь и мыслительную активность, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос, активизировать словарь детей;  

Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;

Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитывать усидчивость; интерес и умение работать в группах, коллективе.

Интерактивная доска, лотки с набором для экспериментов лаборатории «Наураша».

Октябрь

2 неделя

Человек.

Пульс

1. Обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.

2. Знакомить с органами кровообращения.

Фонендоскоп, набор для исследований «Наураша»

Октябрь

3 неделя

Когда сердце бьется чаще?

1. Учить измерять пульс человека.

2.Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

Рисунок строения сердца, набор для исследований «Наураша».

Опыт с использованием

научной лаборатории «Пульс и

упражнения»

Октябрь

4 неделя

Что такое свет?

1. Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и«темно» познакомить с понятием освещенность (сравнивать освещенность различных объектов).

2 разных фонарика, красители. Опыт с красителем с использованием цифровой лаборатории «Наураша»:измерить силу света фонариков, освещенности в комнате.

Ноябрь

1 неделя

Прохождение света через объекты.

1.Расширить знания детей о прозрачности, способности материала пропускать сквозь себя свет.

Фонарик, светофильтры разных цветов, полиэтиленовый пакет, оргстекло, стекло, прозрачные кристаллы. Опыт с фильтрами с использованием цифровой лаборатории «Наураша»

Ноябрь

2 неделя

Что такое Электри-чество? Откуда берется ток в батарейке?

1. Дать детям общее представление об электричестве.

2. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством.

3. Рассказать об утилизации батареек.

Лимон, яблоко (кислого сорта), электроприборы из цинка и меди, 3 батарейки хорошие, 1 использованная. Опыт «Электрояблоко», «Электролимон» с использованием цифровой лаборатории«Наураша».

Ноябрь

3 неделя

Почему горит лампочка?

1. Обратить внимание детей на то, что не во всех лампах светится нить накаливания, например, в лампах дневного света, энергосберегающих и др.

Соленая вода, стаканчики для опыта. Опыты с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Водноеэлектричество»

Ноябрь

4 неделя

Температура Градус.

1. Закрепить знания детей о термометрах, их назначении.

2. Познакомить с понятием «температура», «градус», «ноль градусов».

Градусник. Опыты с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить температуру тела, воздуха в помещении.

Декабрь

1 неделя

Удивительное превращение глины.

Расширять представления о глине как о природном материале, познакомить со способами добычи глины в природе. Дать представления о гончарном деле, приобщать к народному декоративно-прикладному искусству. Закреплять представления о свойствах и качествах глины.

Презентация «Удивительное превращение глины»; иллюстрации с изображением мест добычи глины; рисунки-схемы свойств глины; глина (в её натуральном виде, игрушки, посуда из глины); для детей: кусочки глины, дощечки, миски с водой, стеки, салфетки.

Декабрь

2 неделя

Пластичная глина.

Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими материалами (песок, камень). Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с дневниками наблюдений, фиксировать собственные наблюдения.

Глина, песок, камни,  материал и оборудование для проведения опытов, карточки – схемы, сводная таблица.

Декабрь

3 неделя

Что такое звук, громкость?

1. Знакомить детей с органом слуха.

2. Обогащать и уточнять представление детей об функционировании человеческого организма.

3. Дать первичные знания о звуке, как о физическом явлении.

Ксилофон, флейта, свистки, карточка со схемой строения органов слуха. Задание на измерения звука с использованием цифровой лаборатории «Наураша»

Январь

3 неделя

Звук по

воздуху.

1. Продолжать знакомить детей с органом слуха.

2.Познакомить детей с понятием «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, «громкие и тихие звуки».

Различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки, фрагменты записи голосов живой природы, схема строения органов слуха человека. Исследования: голоса детей, воспитателя, «Кто громче, тише скажет».

Январь

4 неделя

Звук и

расстояние.

1. Продолжать знакомить детей с органом слуха.

2. Объяснить детям вред громких звуков.

3. Рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека.

Карточка со схемой строения органов слуха. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Исследовать шум за окном».

Февраль

1 неделя

Крахмал и его свойства.

Закрепить знания детей о ценных пищевых продуктах для организма человека, о значении витаминов в жизни человека;

- познакомить детей со свойствами крахмала;

- изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания;

- продолжить исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы;

Картинки с изображением продуктов питания, продукты питания в тарелочках: мука, крахмал; картофель; хлеб и рис; печенье и манка; пшено и макароны; непроливайки с раствором йода, пипетки.

Февраль

2 неделя

Что такое сила. Что такое вес?

1. Познакомить детей с понятием силы как физической величины, с понятием вес.

Резиновая груша, воздушные шарики. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Измерение силы, веса, удара»

Февраль

3 неделя

Белоснежная королева. Соль.

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, альбомные листы, покрытые гуашью, кисти, письмо, посылка с солонкой, кусочки поролона.

Март

1 неделя

Сила в

единстве.

1. Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора.

2. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям.

Игрушечная машинка, набор «Наураша»Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: «Задания на сравнительные измерения»

Март

2 неделя

Магнит.

Полюсы

магнита.

1. Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы».

2. Учить измерять поле различных магнитов.

Различные бытовые магниты, пластмассовая или мягкая игрушка. Исследование: «Кольцевой магнит. Плоский магнит. Поле на разных полюсах магнита».

Март

3 неделя

Сладкие опыты.

Сахар.

Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы. Проектор. Презентация.

Март

4 неделя

Деревья - наши друзья.

Формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей, воспитывать бережное отношение к природе. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.

Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

Опыт «Деревянный брусочек».Беседы с детьми «Какие деревья растут на участке». «Почему нужно беречь и охранять деревья».

Д/И «С какого дерева листок». «Подбирай, запоминай, называй».

Апрель

1 неделя

Остаточный

Магнетизм.

1. Познакомить детей с понятием «магнитные и немагнитные материалы».

2. Способствовать развитию интереса детей к экспериментированию и исследованиям.

Отвертка, винтики, набор для исследований «Наураша». Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»

Апрель

2 неделя

Путешествие в мир камней.

Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их      свойства и особенности;

Презентация «Этот удивительный мир камней».

Апрель

3 неделя

Что такое Кислотность? Как мы чувствуем вкус?

1. Познакомить детей с понятием «кислотность».

2.Научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами.

Соки: яблочный, апельсиновый; питьевая сода, лимонная кислота, стаканы, вода, газированная вода. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»

Апрель

4 неделя

Игровые измерения по желанию детей. Закрепить ранее изученные темы.

Научная лаборатория «Наураша».

Май

2 неделя

Кислотность

Наша любимая газировка. Рассказать об органах чувств человека, в частности о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса.

Газированная вода. Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша»

Май

3 неделя

Игровые измерения по желанию детей. Закрепить ранее изученные темы.

Научная лаборатория «Наураша».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 128 с.

2.Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева.  – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

3.Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.  

4.Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015. –

5.Использованные интернет-ресурсы: 1. http://org.naurasha.ru/ - описание лаборатории «Наураша в стране Наурандии»; 2. http://nsportal.ru/ - опыт работы, методическая разработка по окружающему миру по теме: «Наураша в стране Наурандии»; 3. https://infourok.ru/ - презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...

Программа "Путешествие в «Страну фей»" для детей старшего дошкольного возраста

laquo;В некотором царстве, в некотором государстве...»— так начинается большинство сказок, эти волшебные слова в детстве, по вечерам, означало погружение в мир фантазии. И вот мы, н...

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

Программа кружковой деятельности "Страна книжек" для детей старшего дошкольного возраста

Программа предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы - формировать устойчивый интерес к книге как к произведению искусства, источнику знаний. Привить детям любовь к художеств...

Дополнительная образовательная программа "Страна оригами" для детей старшего дошкольного возраста 5-7(8) лет

Дополнительная образовательная программа "Страна оригами" разработана для обучения детей старшего дошкольного возраста технике оригами, развития мелкой моторики рук. Предназначена для воспит...

Программа кружковой работы "Путешествие в страну АБВГДейка" для детей старшего дошкольного возраста

В данной программе представлены актуальность, цель, задачи и преспективный план занятий....