Птицы- наши пернатые друзья.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шитенова Сарбиназ Жараскановна

Формирование и уточнение представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл птицы- наши пернатые друзья20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе «Птицы – наши пернатые друзья»

Цель: формирование и уточнение представлений о зимующих птицах   и роли человека в их жизни.

Задачи:

Образовательные:

расширять знания детей о жизни птиц в зимний период, об их  питании;

- формировать понятие зимующие птицы;

Развивающие:

-  совершенствовать умение слушать, анализировать и отгадывать описательные загадки;

- развивать познавательный интерес;

-развивать умение находить сходство и отличие птиц, наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера;

- совершенствовать двигательную активность;

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время

Образовательные области: познавательное, физическое, социально- коммуникативное развитие.

Оборудование: репродукция картины зимнего пейзажа для рассматривания, карточки с изображением зимующих птиц, рисунок зимнего дерева, иллюстрация корма, набор корма для птиц,  2 плоских тарелочек, разноцветные кубики, конфеты, 2 картошки, 2 мандарина, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, магнитная доска.

На доске картинка с изображением зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта Вивальди «Зима».

Воспитатель:

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

Ф.Тютчев

- Сегодня мы отправимся в зимний лес на прогулку.

А в лесу, живут угадайте, кто? (Звучит аудиозапись голосов птиц.)

Дети: Птицы.

Воспитатель: А давайте мы с вами вспомним какие птицы прилетают к нам в кормушку?

Загадки.

Чик-чирик! 
К зернышку прыг, 
Клюй, не робей, 
Кто это? 
(воробей) 
 ( Слайд Воробей)

Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее? 
(синичка)
 (Слайд Синица)

Выпал снег, а эта птица 
Снега вовсе не боится. 
Эту птицу мы зовем 
Красногрудым... 
(снегирем).( Слайд Снегирь)

Эта птица - символ мира,

Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,

Ищет крошки постоянно! (Голубь) (Слайд Голубь)

Кто в лесу деревья лечит?

Простучит, им станет легче. (Дятел) (Слайд Дятел)

По лесу летает трещотка,

Хвост длинный, сама белобока.

Шустра и вертлява красотка,

Такая вот птица – (Сорока) .( СлайдСорока)

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её (Ворона) .( Слайд Ворона)

Воспитатель: - Как одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

- Почему их так называют? (они никуда не улетают, зимуют в городе)

- Чем птицы питаются зимой? (семенами, ягодами рябины)

- Что для птиц зимой страшнее холод или голод? (голод)

Пальчиковая гимнастика «Птички» :

Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

Крыльями махали.

Сели. Посидели, (Кисти рук соединили в замок).

И дальше полетели. (Повторяют первое движение).

Воспитатель: А теперь мы отправимся в лес. Закройте, пожалуйста, глазки, повернитесь вокруг себя три раза и тогда мы окажемся в лесу.

(Звучит музыка леса)

      (В группе стоит декорация «Зимний лес».) Ребята вы знаете что птиц называют нашими пернатыми друзьями, они несут радость и являются защитниками леса.

Воспитатель: Зима – очень трудное для птичек время года. Особенно если зима морозная и снежная. Летом и осенью птицы питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм). И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к нашим птицам, которых вы отгадали. Назовите еще раз, каких птичек вы видите в нашем лесу.

Дети: Снегирь, синица, воробей, ворона, голубь.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Хотите, я расскажу вам какая птица чем питается?      

Воробьи питаются крошками, зернышками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на доске).

Синицы питаются зернышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим (модель).

Снегири едят семена растений, любят клевать ягоды рябины, их обозначим (модель).

Вороны питаются очистками, остатками пищи, любят конфеты, их обозначим (модель).

Проблемно-поисковая деятельность.

Воспитатель:  У нас есть кормушка с птичками, и есть различные лакомства. Вам надо выбрать те продукты, которыми можно покормить птиц.

Дидактическая игра «Покормите птиц зимой»

(на столе разложены варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, картофель, мандарины)

 (дети выбирают стаканчики с нужным кормом и ставят в кормушку).

Обсуждение - итог игры(в чем правильный и в чём ошибочный вариант ответа)

Воспитатель: Вот какое угощение приготовили для птиц. Теперь птичкам легче  будет пережить холода.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

(З. Александрова «Новая столовая»)

Подвижная игра «Птицы»

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в птичек. (Физкультминутка.)

Птички прыгают, летают (Махи руками и прыжки на месте.)

Крошки птички собирают (Наклоны вперед.)

Перышки почистили, (Поднимаем правую руку.)

Клювики почистили (Поднимаем левую руку.)

Птички летают, поют (Махи руками.)

Зернышки клюют (Наклоны вперед.)

Дальше полетели (Покружились.)

И на место сели.

Воспитатель: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Кто лишний?» Когда вы закроете глазки, я добавлю несколько птиц. Когда откроете глазки, вы должны будете назвать «лишних птичек» то есть, тех кто с нами не зимует.

Проводится игра. «Кто лишний?»

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Нам пора возвращаться. Скажите, ребята вам понравилось гулять в лесу?

Дети: Да.

Итог занятия.

Рефлексия: (все встают в круг)

Воспитатель: Ребята, о каких птицах мы с вами говорили  сегодня?

Дети: О зимующих.

Воспитатель: А кто заботится зимой о птицах?

Дети: Люди.

Воспитатель: А как и чем они помогают птицам?

Дети: Делают кормушки и сыплют корм: семечки, крошки хлеба, пшено, сало.

Воспитатель: Правильно. На это занятие закончено. Скажем друг другу "Спасибо за занятие. Доброго дня!"

Воспитатель: Да. ребята сколько на земле удивительных птиц! Важно помнить: все птицы, интересны, все нужны, всех их надо беречь, и помогать им в холодное время года. Во время прогулки мы обязательно насыплем любимые лакомства нашим пернатым друзьям в кормушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы-наши пернатые друзья

Цель: Формировать представления детей о зимующих птицах и условиях обитания в холодное время.Задачи: Учить детей по картинкам узнавать и называть зимующих птиц (воробей, синица, ворона, снегирь)....

«Птицы - наши пернатые друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

«Птицы - наши пернатые друзья» для детей младшего дошкольного возраста....

Презентация "Птицы - наши пернатые друзья" для детей младшего дошкольного возроста

"Птицы - наши пернатые друзья" для детей младшего дошкольного возроста...

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы - наши пернатые друзья»

Цель.  Расширять знания детей о птицах, об их характерных особенностях, о взаимодействии с человеком и окружающей средой.                     ...

Проект "Птицы - наши пернатые друзья"

Проект по экологическому воспитанию "Птицы - наши пернатые друзья" (старшая, подготовительная группа)...

Экологический проект для детей второй младшей группе «Птицы - наши пернатые друзья»

Про      П       Проект направлен на воспитание интереса детей к нашим пернатым друзьям - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.х...