Занятие по ознакомлению с окружающим «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Улитина Елена

Программное содержание:

Ознакомить детей с таким понятием, как землетрясение. Дать представление, почему оно происходит, с чем это связано. Воспитывать интерес к изучению природных явлений, желание изучать их. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство  сострадания, желание помочь попавшим в беду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemletryasenie1.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим

«ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»

Подготовительная группа

Воспитатель: Улитина Е.В.

2023 г.

Программное содержание:

Ознакомить детей с таким понятием, как землетрясение. Дать представление, почему оно происходит, с чем это связано. Воспитывать интерес к изучению природных явлений, желание изучать их. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство  сострадания, желание помочь попавшим в беду.

Предварительная работа:

Проведение опытов: «Как быстрее» - с целью демонстрации, как различные вещества влияют на скорость распространения волны во время землетрясения. Чтение рассказов о землетрясении: «Я познаю мир. Природные катастрофы», «Пружины явные и скрыты». Обсуждение недавнейкатастрофы в Индии.

Материал к занятию:

Для опытов: 4 бумажных полотенца, стакан воды, газеты, макет Земли в разрезе, рисунок Земли в разрезе, иллюстрации, тревожная музыка, фотографии.

Индивидуальная работа:

Рассмотреть глобус, вспомнить строение Земли.

Дифференцированный подход:

Подготовить с Мишей опыт «Складки» для демонстрации того, как силы сжатия воздействуют на движение коры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит тревожная музыка

Слова воспитателя

Предполагаемые ответы детей

Как вы думаете, ребята, что такое землетрясение?

Это когда трясется и ломается земля. Даже рушатся дома, гибнут люди. Это когда трещины идут по всей земле.

Ктохоть раз попадал в землетрясение, ощутил на себе, как дрожит земля, как она гудит и трескается. Падают телеграфные столбы, опрокидываются поезда, словно игрушечные, разваливаются дома, уходят под землю целые улицы. Землетрясение – целое бедствие, во время которого гибнут люди, остаются без крова, так как дома разрушаются. Но на помощь пострадавшим приходят другие люди: посылают в зоны бедствия лекарства, продукты, одежду, строительные материалы. Посылают бригада спасателей для разборки завалов. Есть даже специально обученные собаки, которые ищут в завалах людей.

Землетрясения измеряются баллами. Чтобы различить землетрясение по силе, ученые ставят оценку, балл. Как в школе, чем лучше результат, тем выше балл, так и здесь: чем сильнее землетрясение, тем выше его балл. В школе какая самая высокая оценка?

Пять.

А у землетрясений самая высока оценка 10-12 баллов. Землетрясения не всегда бывают сильными, несущими разрушения. Иногда земля вздрагивает чуть-чуть, едва заметно, и никакой опасности для людей это не представляет.

К сожалению, люди пока не научились бороться с этим страшным явлением природы, не могут его предотвратить, но предсказать, предупредить людей об опасности могут. Поэтому ученые ведут наблюдение за планетой и день и ночь. Они выслушивают Землю, как больную: как она дышит, нет ли перебоев, толчков в ее сердце. А помогают ученым в этом приборы. Когда в каком-нибудь месте Земли зарождается землетрясение, от него, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Кто вспомнит название этих волн?

Сейсмические.

Вот их-то и поджидают приборы, чтобы записать данные. Ученые эту запись прочтут и дадут объявление по радио об ожидаемой стихии. Тогда спасатели стараются вывести людей из опасной зоны, эвакуировать. В тех странах, где часто бывают землетрясения, в школах детей обучают, как себя вести во время него. Нужно не паниковать, а выйти из дома, идти на открытое пространство и лечь на землю. К сожалению, не всегда удается «отгадать» силу и время будущего землетрясения, как случилось недавно в Индии.

А вспомните, ребята, что еще рассказывали сейсмические волны ученым? В чем еще помогли?

Они пробежали внутри Земли и рассказали ученым, что там: земная кора, мантия, огненное ядро.(показ иллюстраций)

Вспомнили, молодцы. А теперь вернемся к землетрясениям. Никто еще точно не знает, отчего бывают землетрясения, но ученые считают, что землетрясения вызываются сдвигами гигантских плит под земной поверхностью. А под ней, вы знаете, находится что?

Мантия (показ рисунка)

Вот именно. Земная кора во много раз легче. И вот эти плиты, будто айсберги по океану, плавают по мантии. Передвигаются они очень медленно и часто сталкиваются. Более тяжелая наезжает на более легкую и топит ее. Это и есть землетрясение. Иногда сталкиваются две тяжелые плиты, и тогда в этом месте начинает дрожать земля, горбиться и вздыматься горами.

Сейчас мы проведем несколько экспериментов. Миша нам покажет, что он подготовил.

Я беру 4 бумажных полотенца, кладу их стопкой на столе, складываю стопку пополам, намочу полотенца. Кладу ладони по краям полотенец и начинаю двигать ладони вместе с полотенцами.

Что происходит, ребята?

Они становятся мятые, появляются складки.

Верно, на бумажной поверхности появляются складки. Вот и в природе, когда разные силы воздействуют на кору Земли с двух сторон, образуются складки.

А сейчас мы посмотрим другой опыт и увидим, как силы разрушают земную кору. Возьмите лежащий перед вами лист газеты, сложите его пополам, еще пополам и складываем до тех пор, пока газету невозможно будет сложить. Складывать лист все труднее и труднее, вено?

Складывая лист бумаги пополам, мы делаем его в два раза толще, сложив лист много раз, мы делаем множество слоев. Земная кора ведет себя точно так же. Чтобы смять тонкий верхний слой, нужна небольшая сила, тогда как для смятия мощных плотных нижних слоев требуются огромные силы. Так и происходят землетрясения. Но они бывают не только на суше, но и в морях, океанах. И тогда на берег обрушиваются гигантские волны. Вода размывает берега, уничтожает посевы, сады, разрушает здания. Вот почему ученые разных стран стараются научиться как можно точнее предсказать землетрясение. Землетрясение – огромная беда, и мы должны быть всегда наготове, чтобы подать руку помощи пережившим его. У нас землетрясений нет, потому что мы живем в безгорной местности, в низине, но кто знает, что может произойти в будущем, поэтому, мы должны интересоваться этим явлением природы и в дальнейшем изучать его.

(проделывают опыт)

Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....