ООД «Дедушкины помощники»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Юлия Валерьевна Захарова

Конспект ООД с детьми младшей группы «Дедушкины помощники». Приобщение дошкольников к истокам русской культуры в совместной интегрированной деятельности по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_s_detmi_mladshey_gruppy.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД с детьми младшей группы «Дедушкины помощники»

Цель: приобщение дошкольников к истокам русской культуры в совместной интегрированной деятельности по познавательному развитию.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов;
  • закреплять умение выделять цвет как свойство предмета;
  • совершенствовать навык установления тождества и различия предметов по их свойству (цвету);
  • формировать первичные представления о национальной культуре.

Развивающие:

  • активизировать речь детей, восприятие;
  • обогащать чувственный опыт детей и развивать умение фиксировать его в речи;
  • развивать образные представления.

Воспитательные:

  • способствовать формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим;
  • вызвать желание помогать малышам и взрослым.

Планируемые результаты: Дети проявляют интерес к познавательной деятельности, активны в играх и в поиске решений игровой задачи, ориентированы на успешный результат своей деятельности; сравнивают группы предметов на основе взаимного сопоставления, выделяют цвет предмета, устанавливают тождество и различие предметов по цвету; имеют первичные представления о русской культуре и самобытности.

Методы и приемы: сюрпризный момент, мотивационная проблемная ситуация, дидактическая игра, выполнение практического задания, беседа, художественное слово.

Материалы и оборудование: костюм для воспитателя, ширма с изображением русской печи, элементы русской избы, кукла текстильная «Дед», куклы девочка и мальчик, набор предметов для дидактических игр «Нарядная матрешка»«Горшочки и горошины».

Предварительная работа: рассматривание старинной русской посуды, утвари, предметов народного быта, русского национального костюма, чтение и разучивание произведений русского фольклора, знакомство с народными игрушками.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей в группе.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Узнали, вы, меня? (ответы детей)

Воспитатель: Вот какие вы у меня умники! Не перепутаете. Посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте познакомимся. (Дети здороваются с гостями)

Сегодня я буду бабушкой — Рассказушкой. Люблю я истории разные рассказывать. Ребята, посмотрите, где же мы с вами оказались? (ответы детей) Вот перед нами окно, печь, кот на печи греется, на столе самовар стоит, на полках посуда. … Наверное, мы в доме. Вы со мной согласны? Давайте присядем.

(дети садятся на стульчики)

1 часть

Воспитатель: Ребятки, вот что я вам расскажу. …Живет в этом доме мой давний знакомый, дедушка Ермолай. На дворе — зимушка-зима, вот все взрослые и уехали в лес за дровами, а дедушку в доме с внучатами Ваней и Машей оставили. Да только, что с ними делать, он не знает, дети плачут целый день. Кто бы горюшку помог. …Ой, ребята! Дети плачут! Дедушка не знает, что с внучатами делать. Давайте поможем деду Ермолаю успокоить малышей.

Вы сможете? Справитесь? Как можно успокоить малышей?

Дети: поиграть, почитать сказку, спеть песенку, угостить конфеткой и др.

Воспитатель: Какие вы у меня умники! Но где же хозяин дома?

(Появляется из-за ширмы дед, кашляет)

Воспитатель: Вот и дед Ермолай пожаловал, здравствуй, соседушка!

Дед Ермолай: Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали?

Дети: Тебе помогать, с внучатами играть, песенки петь, деток веселить и т.д.

Дед Ермолай: Ну тогда ладно. Ванька, Манька, идите сюда!

Воспитатель: Что же ты, дед Ермолай, зовешь их так сердито? Ты, на печи посиди, да нас послушай, как детей ласково называть надо.

Вера, как тебя ласково дома мама называет?

А тебя, Саша?

А тебя, Даша?

А как мы назовем ласково Машу и Ваню?

Дети: Машенька, Ванечка.

Воспитатель хвалит детей и предлагает ласково позвать внучат дедушки Ермолая. (Воспитатель вносит деток-кукол: мальчика и девочку)

Воспитатель: Посмотрите на Ванечку и Машеньку. Какие они красивые и хорошие. Только кажется мне, что кушать они хотят… Давайте сварим малышам кашу. Я предлагаю вам пройти и сесть за столы. (Пока дети рассаживаются, воспитатель задает вопросы: а вы любите кашу? Какую?)

Я предлагаю вам сварить гороховую кашу. Посмотрите, что у вас на столах? Есть горшки. А горох? Вот и горох нашелся. Какой он? (круглый, желтый).

Положите перед собой картинку с горшочками. Сколько горшочков?

Дети: много.

Воспитатель: Теперь возьмите одну горошину. Чтобы сварить кашу, нужно в каждый горшок положить по одной горошине. (Воспитатель выполняет действия на доске, дети – на своих столах).

Воспитатель: Я в каждый горшок кладу по горошине. А у вас в каждом горшочке по горошине?

Сколько горошин осталось на тарелке?

Дети: ни одной.

Воспитатель: Сколько у каждого из вас горшочков и горошин?

Дети: поровну, одинаково.

Воспитатель: Горшочков и горошин поровну. Горошин столько, сколько и горшочков.

Теперь скажем волшебные слова. (Воспитатель предлагает детям выйти из-за столов и встать в круг)

Игра «Варим кашу»

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Молоко мы нальем, буль- буль (наливаем)

До кипенья доведем. Ш-ш-ш.

Кашу нужно посолить, да и сахар положить. (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью).

Дружно все перемешаем. (Перемешивание)

Каша преет «пых - пых - пых» (похлопывание по щекам)

Для друзей и для родных.

Мы все дружно поедим,

И малышек угостим.

Каша вышла-то у нас - замечательная!

Воспитатель: Вот деток мы накормили, нужно их развеселить, а как, ребята можно повеселиться?

Дети: поиграть.

Воспитатель: Дед Ермолай, умеешь ты с внуками играть? Молчит дед, наверное, все забыл. Чтобы Ваня и Маша не скучали, давайте сделаем для них игрушки. А какие это будут игрушки, сейчас узнаем. Возвращайтесь на свои места.

(дети садятся за столы)

Воспитатель: Посмотрите, что лежит у вас на столах. Вы догадались, какие у вас будут игрушки?

Дети: Матрешки!

Воспитатель: Ваши матрешки нарядные?

Дети: Нет. Не хватает красивой одежды.

Воспитатель: Давайте мы нарядим матрешек и подарим Машеньке и Ванечке, чтобы они не скучали и вместе играли.

Воспитатель: Положите перед собой матрешку. Повяжите своей матрешке платочек. Выберите платочек того цвета, который вам нравится. (Воспитатель спрашивает 2-3 детей о цвете платочков их матрешек)

Теперь наденем Матрешке фартук. Чтобы матрешка была нарядной, выберите фартук другого цвета. Платок и фартук должны быть разными по цвету.

(воспитатель наблюдает за выполнением действия детьми)

Воспитатель: Давайте украсим фартук цветком. Возьмите цветок такого же цвета, как и платок.

Воспитатель: Вот какие нарядные матрешки у нас получились! Давайте соберем их в дружный хоровод! (дети размещают свои поделки на доске)

Воспитатель: Молодцы! Будут Ваня и Маша матрешками играть и вас вспоминать. А вы умеете водить хоровод? (дети и воспитатель встают в хоровод и, держась за руки проходят на стульчики)

Воспитатель: Смотрите, малыши наши зевают. Как вы думаете, почему?

Дети: устали, спать хотят, уже поздно.

Воспитатель: Дед Ермолай, как ты деток спать укладываешь?

Д.Е: Как, как… положу на лавку, устанут реветь, да и уснут…

Воспитатель: Ребята, а вы бы стали малышей на лавку спать укладывать? А почему?

Дети: На лавке жестко, холодно, неудобно…

Воспитатель: Куда же их положить?

Дети: в кроватку.

Воспитатель: Что же сделать, чтобы они поскорее заснули?

Дети: покачать, песенку спеть.

Воспитатель: Как называют песенку, которую поет мама, укладывая малыша спать?

Дети: колыбельная.

Воспитатель: Как нужно петь колыбельную песенку?

Дети: тихо, ласково, нежно…

Воспитатель и дети поют песню «Котя, котенька…»

Воспитатель: Тсссс… Уснули. Дедушка Ермолай, понравились ли тебе наши ребята? Хорошо ли они тебе помогли?

Дед Ермолай: Ой, как вы мне помогли! Ой, как вы мне понравились! Спасибо вам! Вот вам за старание и умение баранки. А я пойду на печи полежу.

Дети и воспитатель благодарят деда за угощение и прощаются с ним.

3 часть.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось дедушке помогать?

Дети: Понравилось.

Воспитатель: Что вы делали?

Дети: Кашу варили, матрешек украшали, песенку пели…

Воспитатель: Как выдумаете, вы смогли деток успокоить, развеселить?

Дети: Да, мы смогли, мы справились.

Воспитатель: Вы молодцы! Без вас мне было бы трудно помогать дедушке Ермолаю. Спасибо вам за помощь. Теперь я вижу, как вы выросли, как много умеете и можете помогать взрослым с малышами. Вы добрые, умные и дружные ребята!

Теперь нам пора прощаться. Скоро я снова к вам за помощью приду. Будете меня ждать?

До свидания! Доброго вам здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Дедушкины помощники"

Изготовление персонажей к сказке «Репка» из бросового материала....

Фотовыставка" Я бабушкин и дедушкин помощник"

У нас прошла фотовыставка к Дню пожилых людей. ...

ОД с детьми средней группы "Дедушкины помощники"

образовательная деятельность с детьми средней группы....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Дедушкины помощники»

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры в совместной интегрированной деятельности по познавательному развитию....