НОД "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия в подготовительной группе по экологическому воспитанию с элементами эксперементирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Конспект

интегрированного занятия по познавательному развитию

с элементами экспериментирования

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Волшебница вода»

Форма НОД: научная лаборатория

Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цель: Обобщение закрепление знаний и представлений детей о неживой природе – о воде; прививание интереса к исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- уточнять и расширять знания детей о воде;

-продолжать знакомить со свойствами воды;

-обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о её значении в жизни на земле;

Развивающие:

-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию; умение делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, взаимовыручку.

Методические приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, эвристическая беседа, пояснение, напоминание, рассуждение, повторение, поощрение, художественное слово

Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий

Практические: опыты, рисование на воде, игра на музыкальных инструментах

Предварительная работа:

- беседа с детьми о значении воды;

- чтение художественной литературы ( Н. Николаенко «Дождик- душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели» ) ;

- рассказ воспитателя «Откуда в кране вода?»;

- проведение отдельных экспериментов с водой;

- познавательная игра «Где, какая вода бывает»;

- просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужно беречь»;

- аппликация «Аквариум»;

- наблюдение на прогулках за изменением состояния воды (луж, снега и т.д.);

- изготовление с детьми памяток буклетов на тему: «Берегите воду!»

Ход занятия

Организационный момент:

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А теперь пойдем налево

В центр круга соберемся

И на место все вернемся

Все друг другу улыбнемся,

Все в сборе-дети, взрослые

Мы можем начинать

Но прежде надо дружно

Всем здравствуйте сказать.

Здравствуйте, дорогие ребята. 

Прежде чем мы начнем с вами нашу беседу, я бы хотела загадать вам загадку. Вы внимательно ее послушайте до конца, и кто первый поднимет руку, тот и скажет отгадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

 Без чего не может мама.

 Ни готовить, ни стирать, 

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без … (Воды).

Воспитатель: Ребята, мы с вами очень много говорили о воде. Предлагаю вам небольшую викторину. Я задаю вопросы, а вы мне говорите правильные ответы. Только будьте внимательны.

Что такое вода? – это жидкость

Какой у нее вкус? – вода не имеет вкуса

А какой вода имеет цвет? – бесцветная

Она чем то пахнет? – нет, вода не имеет запаха.

Почему её можно назвать волшебницей? – она может быть в форме дождя, пара, а зимой – снегом, льдом или сосулькой.

А какой вода формы? – она принимает ту форму, куда ее нальют.

А для чего нам нужна вода?

Ответы детей: для животных, для рыб, для человека, для растений.

А где можно встретить воду? – лужа, дождь, ручей, в кране, в океане и т.д.

Если вода находится в океане, то она – океаническая…

А если в реке, роднике, море, болоте…А в кране?

Мир воды – большой. На земле много воды (показываю глобус). Вода в океанах, в морях, реках, озерах, в болотах, ручейках и в облаках, это дождевые капли и снежинки. Ученые нашли воду даже в камне…., в каждом растении, в животном и даже в человеке! Тело человека состоит больше чем на половину из воды. Без воды не могут вырасти и выжить растения, животные тоже не выживут, если пить не будет. И человек не сможет выжить без воды. Вода всему живому нужна на Земле!

А ещё очень часто вода нужна ученым. Благодаря ей они могут проводить разные опыты. Вы знаете, кто такие ученые?

Ученый – это человек, который занимается наукой. Он изучает разные вещи, вглядываясь в них, задавая вопросы и проводя эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены.

Я предлагаю побыть нам с вами маленькими учеными, и провести несколько экспериментов с водой.

А где работают ученые?

В лаборатории.

И чтобы опыты в лаборатории проходили успешно, нужно соблюдать несколько правил:

  1. Не шуметь.
  2. Никого не толкать.
  3. Давать возможность высказываться своим товарищам.
  4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.
  5. Точно выполнять указания
  6. Аккуратно работать с оборудованием.

Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать. 

А сейчас - переменка. Предлагаю разминку.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем приседать.

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Наклонились вперёд,

А теперь наоборот.

И ещё разок вперёд

И опять наоборот.

Потянулись, удивились

И на место возвратились

Не будем терять время, начнем! Обратите внимание на  первый опытный стол

Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

«Растворение веществ»

Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.

"Звенящая вода"

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, что у меня на столе бокалы с водой.

Воспитатель: - Могут ли эти бокалы звучать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Бокалы могут звучать. Как заставить  бокалы звучать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: -Давайте постучим пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: - как сделать звук звонче?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: -Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце

Дети: звонкий.

Воспитатель: -Одинаковый ли получается звук?

Дети: одинаковый

Воспитатель: - Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.

Дети: разное.

Воспитатель: -Что влияет на звон?

Дети: На звон влияет количество воды.

«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

Подведение итогов

(Дети становятся в круг )

Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что интересного вы сегодня узнали на занятии, какие опыты мы с вами провели?

Сможете ли вы дома самостоятельно рассказать родителям о наших опытах и провести их?

Рефлексия – прослушать звуки воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...