Экологический проект "Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №10

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ д/с№10

                                                                              __________   С.В. Ткаченко

                                              «___»___________20____г.

Экологический проект

« Мир вокруг нас»

в старшей логопедической группе.

Выполнилвоспитатель:

Самойлик А.Е.

ст. Кисляковская 2020г.

Тема проекта: « Мир вокруг нас».

Актуальность

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Проблема:

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Цель проекта:

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

- формировать представление детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;

- расширять представление детей о жизни диких и домашних животных, птиц;

- расширять знания о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

- развивать любознательность, ценностное отношение к миру природы;

- развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

6. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Основной этап

1. Апробация содержания проекта “Мир вокруг нас”.

2. Проведение мероприятий в группах.

3.Экскурсия на экологическую тропу здоровья.

Заключительный этап

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Презентации.

3. Физкультурный досуг-экологический направленности.

4. Изготовление альбома «Родной край».

5. Изготовление макетов: «Домик в деревне».

6.Акция «Озелени групповую комнату».

7. Подведение итогов.

Участники проекта:

- дети;

- воспитатели;

- физ. инструктор;

- родители.

Предполагаемый результат: 

- Проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.

- Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

- Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.

- Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.

- Проявляет бережное отношение к природе.

Место реализации проекта

МБДОУ д/сад №10

Срок реализации проекта: с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года.

Формы реализации проекта:

- Экологические занятия.

- Наблюдения и экологические экскурсии.

- Познавательное чтение.

- “Уроки доброты”.

- Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).

- Природоохранные акции.

- Подвижные, дидактические игры, инсценировки экологической направленности.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Список литературы:

1. «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками»,  – М.: ТЦ «Сфера», 2016.

2. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст, 2017.

3.Экологические проекты в детском саду.- М. 2011 г.

4. «Исследовательская деятельность на прогулках».- Волгоград, 2016г.

5. Интернет ресурсы.

6. Периодические издания: детские журналы познавательного характера, энциклопедии.

Тематический план к проекту

п/п

Месяц

Содержание

Итоговое мероприятие

1

Сентябрь

Тема: «Деревья нашего двора»

Беседа: «Деревья нашего двора».

Знакомство с литературными произведениями: В.Зотов из книги «Лесная мозаика»: «Берёза», «Дуб»; «Деревья - украшение нашей планеты».

Дидактические игры: «Назови дерево», «Парные картинки», «Какого дерева не стало»;

Рисование: «Осень в парке»;

Наблюдение: за деревьями на участке детского сада.

Подвижные игры: «Беги к тому дереву, которое назову»;

Коллективная аппликация: «Деревья осенью»

1-ая неделя

2-ая неделя

Тема:«Путешествие в мир насекомых».

Беседа: «Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?», рассматривание иллюстраций, изображений различных насекомых.

Знакомство с литературными произведениями: Э.Шим «Сказки,

найденные в траве»; И.Крылов «Стрекоза и Муравей»; загадки о насекомых; «Муха – цокотуха»; В.Зотов из книги «Божья коровка», «Кузнечик»;

Наблюдения за насекомыми на участке детского сада.

Подвижные игры: «Бабочки и цветы»,  «Медведь и пчелы»,

Конкурс рисунков:

«Насекомые летают на лугу»

3-ая неделя

Тема: «Царство растений».

Экскурсия на экологическую тропу.

Беседа «Зеленая аптека», «Растения в цветнике», «Растения осенью»,

«Как зимуют цветы?»

Рассматривание иллюстраций:«Мир растений», «Как растёт растение».

Трудовая деятельность: Посадка комнатного растения Хлорофитум для  озеленения  детского  сада.

Знакомство с литературными произведениями: А.А. Плешаков «Зеленые страницы».Т.А. Шорыгина «Маленькие путешественницы».

Загадки, половицы и поговорки

о растениях.

Дидактические игры: «Назови растение», «Лото – мир растений»

Рисование: «Рябина».

Аппликация:«Лекарственные растения. Одуванчик».

Рекомендации родителям посетить с детьми парк, скверы, рассказать о растениях ребенку.

Экологическая акция «Высадка растений - сделаем воздух чище».

4-ая неделя

Тема: «Ходит капелька по кругу».

Рассматривание глобуса. Ситуативный разговор «Вода на глобусе».

Беседа «Вода. Какая она?». «Вода друг – вода враг» ,«Круговорот воды в природе».

Чтение сказки: « Родничок», «Вы слыхали о воде?», «Золотая рыбка».

Пластинография: «Дно морское», «Морские жители».

Оригами: изготовление корабликов избумаги.

Наблюдение за росой, лужей ,дождём.

Подвижные игры: «Караси и щука», «Водяной».«Ручеёк».

Показ презентаций:

«Круговорот воды в природе»

2

Октябрь

Тема:«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

Беседа: «Помогите природе»,«Правила поведения в природе»,

Экологическая сказка «Мастерская лесовика», «Что такое –Экология»,«Мусорная фантазия»

Дидактические игры : «Бусы для Маруси», «Рассортируем мусор»,

Ручной труд: «Вторая жизнь одноразовой посуды».

Зеленый патруль: «Чистый участок детского сада».

Анкетирование родителей: «Окружающая среда. Умеем ли её беречь? »

Экологическая акция :«Берегите природу»

Наклеивание листовок для населения.

1-ая неделя

2-ая неделя

Тема:«Земля — наш общий дом!».

Беседа: «Для чего мы на Земле?»,«Почему необходимо беречь и заботиться о планете?»

Чтение литературы по теме: «Земля – наш общий дом», « Мой край».

Развивающие игры: «Что кому?», «Когда это бывает?» , «Лото», «Мозаика»,  «Ездить, плавать и летать»

Рисование:«Лёгкие, воздушные, ветерку послушные- воздушные шары».

Экспериментирование:Проходит ли вода через песок и глину?

Просмотр презентаций: « Родной край - Краснодарский».

Изготовление макета: «Кубанское подворье».

Подвижные игры: «Весёлые перебежки»,«Выше земли».

Изготовление альбома: «Родной край».

3-ая неделя

Тема:«Подарки осени».

Беседа с детьми: «Что нам осень подарила?» «Грибы и ягоды – дары леса».

Чтение художественной литературы : «На лесной полянке»,«Сказки и рассказы про овощи и фрукты»,

Дидактические игры: «Кто быстрее соберет», «Чудесный мешочек», «Лото- овощи-фрукты».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Раз, два, три- беги».

Конкурс поделок:       «Дары кубанского огорода»

4-ая неделя

Тема:«Разноцветная осень».

Рассматривание иллюстраций: «Разноцветные краски осени»,

«Времена года».

Беседа с детьми на тему:  «Добрые дела осенью», "Хозяюшка осень".

Чтение художественной литературы :

"Золотая осень на пороге",«Уж небо осенью дышало…»,«Лес, точно терем расписной…».

Дидактические игры: «На что похоже?», «Найди самый красивый листок», «солнышко и тучка».

Коллективная работа: « Леди осень»

(из листьев деревьев)

Помощь родителей в подготовке праздника осени.

Праздник осени: «Раз осенью порой».

3

Ноябрь

Тема: «Наши пернатые друзья».

Рассматривание иллюстраций:  Зимующие и перелётные птицы нашего края.

Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о птицах», «Почему птицы осенью улетают».

Знакомство с литературными произведениями: чтение стихотворений «Воробей», «Ворона», «Первая прогулка»; «Птичка»,

Слушание и заучивание песенок – потешек; стихи о птицах.

Дидактические игры: «Что за птица», «Летает – не летает»,«Кто где живёт».

Аппликация : Снегири на дереве.

«Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)

1-ая неделя

2-ая неделя

Тема: «Дикие животные»

Рассматривание иллюстраций:  «Животные».

Знакомство с литературными произведениями: Л.Толстого «Страшный зверь», сказок «Лисичка со скалочкой», Я. Тайца «Белка», «Волк», «Лиса».

Игра-имитация: «Изобрази животного»

Дидактические игры: «Кто чем питается», «Чья мама?», «Кто, где живет?»

Рисование: Раскраска «Лесные жители»

Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Зайка серенький сидит».

Изготовление масок животных для театральной  и игровой деятельности.

3-ая неделя

Тема: «Домашние животные»

Рассматривание иллюстраций по теме:

«Домашние животные и их детеныши», « Наши верные друзья».

Чтение художественной литературы:

Е. Чарушин. «Рассказы о животных»,

Л. Толстой «Корова», «Кот Епифан», «Маруся»,Стихи и загадки про домашних животных.

Дидактические игры :«Узнай по описанию», «У кого кто?», «Кто, где живет?», «Кто как кричит?».

Просмотр мультфильмов про животных: «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом», «Человек собаке друг» .

Обрывная аппликация: «Котенок». «Щенок- мой верный друг».

Подвижные игры: «Кролики», «Лохматый пес».

Создание макета: «Домик в деревне».

4-ая неделя

Тема: «Комнатные растения»

Беседа по теме «Что растёт на окошке», «Как ухаживать за комнатными растениями».

Чтение художественной литературы. Г. Охапкина «История одного растения»

Дидактические  игры: "Угадай растение". "Найди растение по названию", «За покупками  в цветочный магазин».

Опытно –экспериментальная

деятельность:«Нужно ли растениям тепло?»,

«Может ли растение дышать?»,

«Что выделяет растение?».

Хозяйственно-бытовой труд:

дежурство в уголке природы.

Акция: «Озелени групповую комнату».

Дыхательная гимнастика: «Приятный аромат».

Физкультурныйдосуг-экологический направленности.

Общие выводы по проекту.

В результате работы над проектом у детей  сформированы следующие умения и навыки:

- повысился интерес к окружающей природе, миром растений и животных;

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:

1. Воспитание любви и уважения к животным,  растениям, природе в целом.

2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.

3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.

4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Экологический проект "Зелёный мир вокруг нас"

Зелёный мир вокруг нас.(важность экологического воспитания)                К концу ХХ века экологические проблемы занял...

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Растения вокруг нас"

Экологическое культура воспитания дошкольников, формирование знания о цветах и растениях которые окружают нас, о временах года. Умение работать в коллективе. ативизировать словарный запас дошкольников...

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Экологический проект. «Мир вокруг нас» программа для маленьких исследователей. ( для детей 5-7 лет)

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем д...