Непосредственно – образовательная деятельность по экологии «Кто такие рыбы» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Задачи: развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение - форму тела, плавники, хвост и т. д.; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_ekologii_kto_takie_ryby_v_starshey_gruppe.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно – образовательная деятельность по экологии «Кто такие рыбы?» в старшей группе
Задачи: развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение - форму тела, плавники, хвост и т. д.; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.
Ход занятия
Воспитатель выставляет картинку с изображением ласточки в полете.
- Ребята, посмотрите, какая рыбка красивая!
Дети - Нет, это птица - ласточка.
Воспитатель - Но она ведь похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники... (показывает на крылья), это настоящая рыбка.
Дети - Нет.
Воспитатель - Ребята, давайте разберемся как узнать рыб и не путать их с другими животными. Вот, посмотрим. (На ковролине — картинки с рыбками.) Здесь много разных рыб. Ребята, давайте расскажем какие здесь изображены рыбки. (Дети называют.)
Воспитатель - Как вы, ребята, их всех запомнили? (ответы детей)
- Правильно, рыбки все разные. Но чем они все похожи? Давайте расскажем все по порядку. Сначала про форму тела. На что похожа форма тела у рыб? Почему такая форма удобна? (Ответы детей).
Воспитатель - Форма тела у рыб обтекаемая - удобна для плавания. Чем рыбы дышат? (Жабрами.)
Воспитатель – Как вы думаете, почему у рыб нет носа? Почему они дышат жабрами? (ответы детей)
Воспитатель - У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде, и воздух они «выбирают» из воды через жабры.
- А зачем рыбам плавники? (Ответы детей). Плавники помогают рыбам плавать, как весла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины.
- А что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет? (ответы детей)
Воспитатель - Еще у рыб есть отличие от всех животных. Животные покрыты шерстью, птицы — перьями, а рыбы ... Чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.)
Воспитатель - Ребята, чем отличаются рыбы друг от друга? (Окраска, форма, размер, повадки, питание.)
- Давайте расскажем почему рыбы все разные. (Ответы детей).
Воспитатель - Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Смотрите, как ловко спряталась камбала на дне морском, ее и не видно. (Иллюстрации.) А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях тропических морей.
- Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой морской воде. А как рыбки рождаются? (Ответы детей).
Воспитатель - Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Мы уже наблюдали за появлением маленьких рыбок у гуппи и меченосцев в аквариуме.
- А теперь, ребята, еще раз расскажем по схеме, чем отличаются рыбы от птиц и животных, а ты смотри и запоминай. (Дети рассказывают по схеме.)
«Среда обитания + чешуя + плавники + хвост + обтекаемая форма тела +
жабры + появление мальков из икры или рождение живых мальков»
Воспитатель - Теперь вы никогда не спутаете рыб. Предлагаю вам картинки, выберете всех рыб. (дети выполняют задание)
(Среди картинок есть изображения подводной лодки и броненосца.)
Воспитатель - Вот, смотрите, какие рыбы. Правильно я выбрала? (Дети исправляют, говорят, что у броненосца есть чешуя, но это - животное, доказывают, а подводная лодка похожа, но она неживая...)
Воспитатель - Чтобы правильно узнать рыб, нужно, чтобы все характерные черты были все сразу: и среда обитания, и чешуя, и плавники, и хвост, и обтекаемая форма тела, и жабры, и все остальное.
Воспитатель - А теперь давайте поиграем в игру «Ловля рыб».
Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа - рыболовы (их меньше), другая - рыбы. Сначала между ними происходит разговор.
Рыбы. Что вы вяжете?
Рыболовы. Невод.
Рыбы. Что вы будете ловить?
Рыболовы. Рыбу.
Рыбы. Какую?
Рыболовы. Щуку.
Рыбы. Ловите!
Рыболовы догоняют рыбу.
Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.
Воспитатель подводит итог занятия. Спрашивает что детям больше всего запомнилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами рисования в средней группе «Лесная фея»
Цель данного занятия - пробудить познавательный интерес к лесу, научить видеть необычное в привычном, вызвать чувства удивления и восхищения....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Что такое стул?
В конспекте знакомим детей с историей стула, с его предназначением для человека....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"
В основе непосредственно образовательной деятельности на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии «В мире запахов» в средней группе
Цель: формирование познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:-формировать элементарные представления о строении и функции носа как органе чувств человека;-развивать исследовательские н...
Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»
1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с использованием ИКТ в подготовительной группе «Путешествие в Цветочную страну»
Программные задачи:Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок (стебель, корень, листья, соцветия), как размножаются цветы, почему ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...