Самообразование.Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Волкова Марина Николаевна

Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_volkova_m.n._2023-2024.docx206.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Нижневская средняя общеобразовательная школа»

(МКОУ «Нижневская СОШ»)

План самообразования на 2023 – 2024 год

воспитателя младшей разновозрастной группы

(от 1,5 до 3-х лет)

Волковой Марины Николаевны

Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»

C:\Users\asus mvideo\Desktop\5cfbe3a47d15f950e1b472752a979d9e_big.jpg

2024

Никогда не прекращайте вашей

самообразовательной   работы и не

забывайте, что, сколько бы ни учились,

сколько бы ни знали, знанию и образованию нет

ни границ, ни пределов.

Н. А. Рубакин

Информационная справка  

Ф.И.О.  Волкова Марина Николаевна

Дата рождения: 17.09.1986

Образование: Среднее специальное

Специальность по диплому: Учитель начальных классов

Место работы: дошкольное отделение МКОУ «Нижневская СОШ»

Занимаемая должность: воспитатель (приказ №137-к от 01.12.2021г)

Дата прохождения аттестации: -  

Квалификационная категория:  -

Дата прохождения курсов повышения квалификации: 2023г.

Педагогический стаж: 3 года

Кредо:

Никогда не останавливаться на достигнутом,

делиться не задумываясь,

учить – обучаясь самой.

Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»

Цельработы по теме самообразования:Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

для педагога:

  •  изучить методики, технологии по познавательно исследовательской деятельности;
  •  рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми,  используемые в проведении и  описании педагогического опыта;
  •  разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
  •  создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  •  объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников;
  • в работе с детьми:
  •  поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  •  развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  •  развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
  •  сформировать навыки самостоятельной деятельности.
  •  формировать целостную картины мира, расширять кругозор детей.
  • в работе с родителями:
  • повысить компетентность родителей воспитанников по познавательно исследовательской деятельности детей;
  • научить применять опытно – исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях;
  • укрепить детско - родительские отношения;
  • заинтересовать родителей участвовать в образовательном процессе ДО.

Форма самообразования: индивидуальная

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: семинары, мастер-классы, Интернет - ресурсы, МО, методическая литература, журналы.

Срок реализации программы самообразования: 2023 - 2024 гг.

Возрастная группа: младшая разновозрастная группа (от 1,5 до 3х лет)

Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 10 -15 минут

Достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

Методы и приемы работы с детьми:  

 практические, проблемно-поисковые

  • беседы
  • опыты;
  • наблюдения на прогулках, эксперименты;
  • чтение художественной литературы
  • дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Всвоей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:

  • Принцип психологической комфортности –заключается в снятии        стрессовых факторов;
  • Принцип природосообразности –развитие в соответствии с природойребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • Принцип дифференцированного подхода –решаются задачиэффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  • Принцип         деятельности                 включение         ребёнка         в         игровую,

познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

  • Принцип творчества –максимальная ориентация на творческоеначало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

Принцип         интеграции         –         интегративность         всех         процессов,        реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитиеисаморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Предполагаемый результат:

Для детей:

  • расширение знаний о свойствах воды, воздуха, песка, и их роли в окружающем мире;
  • проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • развитие наблюдательности;
  • развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.
  • Для педагогов:
  • повышение профессионализма по данной теме;
  • внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
  • самореализация.
  • Для родителей:
  • повышение компетентности родителей воспитанников по данной теме;
  • возможность применять опытно – исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях;
  • укрепление детско - родительских отношений.
  • качественное и заинтересованное участие родителей в образовательном процессе ДО

Форма отчета по проделанной работе: организация открытых мероприятий для педагогов ДО; написание отчета о проделанной работе, выступление из опыта работы на   педагогическом часе ДО.

http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3049000/3048487-c0a14c62a5888821.jpg

Актуальность:

Любопытные и деятельные, дети осваивают мир всем своим существом, буквально впитывая его.

Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы ими удивляться, любознательный же – затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.

Ребенок – прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Почему зеркало становится мокрым, когда я на него дышу? Почему шарик «кричит», если из него начать выпускать воздух? Могу ли я глотать, когда стою на голове?

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают как перед педагогами, так и перед родителями.

 Ребёнок дошкольного возраста по природе своей – любознательная, думающая, наблюдающая личность,  пытливый исследователь окружающего мира. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, заинтересовывает и удивляет его. Исследования являются естественной формой детского освоения мира и учения.

  Наша цель - дать ребенку возможность самому совершить открытие!  Экспериментирование – доступное и эффективное  средство при формировании познавательной мотивации, а она, на  наш взгляд, основа для достижения всех целей. Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Ответы на детские вопросы взрослые могут искать совместно с детьми путем увлекательных экспериментов, вместе добираясь до сути. Занятия необходимо  организовывать таким образом, чтобы дети воспринимали окружающий мир всеми органами чувств, но главное – получали удовольствие от процесса познания.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Помогите  дошкольнику в проведении исследований, сделайте их полезными и безопасными для ребенка и его окружения.

Не торопитесь  научить ребенка тому, что сами считаете важным.  Позвольте ему исследовать то, что он сам хотел бы. А он сам хотел бы исследовать практически всё.  

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных.

И я решила идти по этому пути. Со своими «Непоседами» мы мнём и рвем бумагу, смешиваем краски, играем с песком, водой и снегом. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Познавая мир, делаем множество открытий. Мы считаем, что умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» писал Лев Семёнович Выготский.

Об этом также хорошо сказал К.А. Тимирязев: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». И великий дидакт Я.А. Коменский: «Старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, мы положим основание и для всей мудрости, и для всего мудрого красноречия, и для всех разумных жизненных действий».

Так давайте научим наших малышей на все «Почему?», «Зачем?», и «Как?» пытаться   находить ответы самостоятельно.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Этапы работы над темой

Сроки

Мероприятия

Практический выход

Информационно – аналитический

1-2 неделя Сентября

Актуализировать проблемы.

Анализ  своих возможностей, потребностей.

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей  

Выбрана тема:

Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»

Организационный

3- 4 неделя Сентября

Подбор и изучение литературы,

 написание         плана, организация развивающей среды.

План по

самообразованию, Организованна развивающая среда, которая пополняется всегда.

Практический

Октябрь – май

 1-2 неделя.

Реализация плана

Конспекты, мероприятия с детьми, разработки.

Аналитико - прогностический

Май

3 – 4 неделя.

Анализ работы по теме, подведение итогов, прогноз на будущее.

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей   по методикам Л.Н. Прохоровой «Маленький исследователь». 

Отчет  о проделанной работе

Перспективное планирование   по теме самообразования:

Индивидуальный план педагога

Сроки

Форма работы

Практические выводы

Сентябрь

  •  Изучение нормативных документов;
  • Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • Изучение запросов родителей;
  • Подбор материала  по теме: «Познаем окружающий мир через эксперименты»;
  • Постановка целей и задач по данной теме.

Выбор темы: «Познаем окружающий мир через эксперименты»

Анкеты для родителей

Подбор материала 

Октябрь

  • Создание образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  •   Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду»;
  • Разработать перспективное планирование по теме «Познаем окружающий мир через эксперименты»
  • Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования.

Цикл занятий, игр, Картотека игр,

опытов

Ноябрь

  • Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование в неживой природе».
  • Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Создание мини-лаборатории

Декабрь

  • Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей через сенсорику».
  • Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

Подбор материала, разработка конспектовКартотека

Январь

  • Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Картотека

Февраль

  • Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Картотека

Март

  • Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» в рукотворном мире.

Подбор материала, разработка конспектов

Апрель

  • Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у через экспериментирование» в рукотворном мире.

Картотека

Май

  • Подготовка доклада и презентации из опыта работы по теме профессионального саморазвития (Самоанализ плана самообразования)

Доклад

Презентация

План работы с родителями

 См папка работа с родителями

Сроки

Форма работы

Практические выводы

Сентябрь

Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Познаем окружающий мир через эксперименты»

Анкеты для родителей

Приложение 1

Беседы с родителями 

Консультация

Октябрь

 Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

«Создание условий для экспериментирования детей дома».

Консультация

Ноябрь

Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей».

Индивидуальные беседы  с родителями

Папка-передвижка

Декабрь

«Что можно, что нельзя»

«Игры  с водой и песком. Это интересно!»

Беседа по безопасности

Консультация

Январь

 «Опыты –это интересно!»

«Эксперименты на кухне».

Создание памятки для родителей:

Февраль

 «Малыши экспериментируют».

Создание фотоальбома:

Март

Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»

Консультация:

Апрель

 «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.»«Нам интересно все, что неизвестно»

Фотовыставка

Май

Презентация работы:  «Познаем окружающий мир через эксперименты»

Презентация

План работы с педагогами

См папка работа с педагогами

Сроки

Форма работы

Практические выводы

Октябрь

Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников

 Консультация

 Февраль

 Познаем окружающий мир через игру и эксперименты

Фотовыставка, консультация

Май

Экспериментирование в младшей группе

Презентация

 «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».

А.Энштейн.

Перспективное планирование работы с детьми

См папка работа с детьми(Конспекты занимательных дел)

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Тема: «Есть ли у воды вкус?» Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность О.В.  Дыбина

«Неизведанное рядом», с. 5

Тема: «Какого цвета вода?» Цель: познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

Тема: «Какие предметы держатся на воде?»

Цель:обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут.

Тема: «Как вода гулять отправилась» Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Ноябрь

Тема: «Что в пакете?»

Цель: обнаружить

воздух в

окружающем пространстве. О.В.  Дыбина

«Неизведанное рядом», с. 6

 Тема: «Ветер по морю гуляет» Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

О.В. Дыбина

«Неизведанное

рядом», с. 8

Тема: «Игры с воздушным шариком и соломинкой» Цель: закрепить материал по теме, что внутри  человека есть воздух, и обнаружить его.

О.В.  Дыбина

«Неизведанное

рядом», с. 7

Тема: «Надувание мыльных пузырей» Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом.

С. 8

Декабрь

Тема: «Музыка или шум?»

Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.  О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 11

Тема: «Что звучит?» Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет.  О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 11

Тема: «Легкий - тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые)

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом.

С. 10

 Тема: «Горячо – холодно» Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов. О.В. Дыбина

«Неизведанное

рядом», с. 12

Январь

 Тема

«Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с тем,  что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 5

Тема: «Вот беда – был снег, стала вода»

Цель: продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду.

М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр.

30

Тема: «Мы сосульку не сосали» Цель: дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте

превращается в воду) М.Г.Борисенко «Я

познаю мир» стр. 32

Тема: «Бумага, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина,

впитывающая способность). и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом.

С. 16

Февраль

Тема: «Ткань, её качества и свойства» Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из ткани, вычленять её качества (толщина, структура поверхности, степень прозрачности, мягкость) и свойства (мнётся, рвется, режется, намокает, горит) О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 17

 Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»

Цель: знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами; научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 15-16

 Тема: «Самолётик» Цель: знакомить со свойствами бумаги и ткани в процессе действия (держит форму, мнется – не мнется) О.В. Дыбина Из чего сделаны предметы. С. 14-15

 Тема: «Бантик из бумаги и ткани» Цель: закрепить представления о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, её можно стирать и гладить); научить выделять свойства и признаки материалов. О.В. Дыбина Из чего сделаны предметы. С. 18-19

Март

Тема: «Солнечный зайчик»

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность

Тема: «Что в коробке?» Цель:

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. О.В. Дыбина

Неизведанное рядом. С. 9

Тема: «Сухой и мокрый песок» Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить).

Тема: «Свойства песка»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы.

Апрель

 Тема: «Камни»  Цель: формировать представления о некоторых свойствах камней (твёрдость, прочность).  

«Теремок» Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности. О.В. Дыбина Из чего сделаны предметы. С. 19

 Тема: «Твёрдый или мягкий» Цель: учить сравнивать предметы по их свойствам путём экспериментирования

.

Тема: «Глина, её качества и свойства» Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из глины, вычленять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности)  и свойства (мнется, бьётся, размокает)

О.В. Дыбина

Неизведанное рядом.

С. 18  

Май

Тема: «Магнит - приставка» Цель: познакомить детей с качеством магнита – он притягивает металлические предметы.

М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр.

34

Тема:

«Температура предметов на солнце и в тени» Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладоням, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением. О.В. Дыбина

«Неизведанное

рядом», с. 12-13

Тема: «Дотронься до …» Цель: поупражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов. О.В. Дыбина Из чего сделаны предметы. Стр. 22

Тема: Игра «Плавает – тонет» Цель: закреплять представления детей о свойствах предметов, сделанных из разных материалов (деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, резиновые, камни, ткань) через практическую деятельность и чувственный опыт. М.Г.Борисенко «Я

познаю мир» стр. 28

Педагогическая диагностика и методика результативности программы

Методика «Выбор деятельности»  (Л.Н. Прохорова

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности:

1.      Игровая

2.      Чтение книг

3.       Изобразительная

4.       Труд в уголке природы

5.      Экспериментирование

6.      Конструирование  

%

Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка:

1.      Песок и вода

2.      Звук

3.      Магниты

4.      Бумага

5.      Свет

6.       Стекло

7.       Резина  

Количество

детей

Диагностическое задание игра «Да – нет»

Исследование динамики развития любознательности (исследовательской деятельности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Отвечать на вопрос «Что это?» Показатели:

1.      Продуктивность

2.      Количество прямых вопросов

3.      Количество абсурдных вопросов

4.      Количество вопросов высокого уровня

Развитие исследовательской активности

 

Для определения динамики, своевременного выявления первоначальных проблем и для корректировки дальнейшей работы разработаны мониторинги формирования исследовательских умений и навыков у детей на все возрастные группы, который проводим два раза в год.

Таблица: Мониторинг формирования исследовательских умений и навыков

во второй младшей группе см Приложение 2

 Промежуточные результаты работы: 

в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей. Овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;  Знают некоторые свойства воды, воздуха, снега, льда, бумаги и т.д;  В группе создан центр экспериментирования с оборудованием для экспериментирования и элементарных опытов. Пополнилась обучающая среда дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.

Перспективы работы:

Проект «Огород на окне»

Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.  

Вывод:

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой - позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Методическое обеспечение

 

1.  «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-составители: Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова – Волгоград: Учитель,2014г.
2.  «Организация  опытно-экспериментальной работы в ДОУ». Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.

3.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.
5.  Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009год

 6. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -  Издательство. Аркти, 2005

7. Интернет ресурсы

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной     деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.

Приложение № 1

Анкета: ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ

  1. ФИО ребенка ____________________________________________

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач,

чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое  из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

 (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие

  1. Как вы поддерживаете интерес  ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
  • проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
  • оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
  • сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

-другие методы                           (какие именно?).

  1. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

  1. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

  1. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий

мир или при тесном взаимодействии с родителями?

Приложение № 2

Таблица 1

Мониторинг формирования исследовательских умений и навыков

во второй младшей группе

 

Фамилия и имя ребенка

Проявляет исследовательский интерес

Способен провести простейшие наблюдения

Умеет делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи (если идет снег, значит зима, холодно)

Придумывает интересные комментарии (ленточки танцуют с ветром, они говорят до свидания облакам и т.д.) в ходе экспериментирования

Используют в речи доступную научную терминологию

Способен предвидеть полученный результат

Проявляет знания о свойствах воды, снега, песка

итого

 сентябрь

 декабрь

 сентябрь

декабрь

сентябрь

 

декабрь 

сентябрь

декабрь

сентябрь

декабрь

 сентябрь

декабрь

сентябрь

 

декабрь

сентябрь

декабрь

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5- умение сформировано; 4 – частично сформировано; 3 – не сформировано

Таблица 2

Во второй младшей группе я использовала для диагностики методику 

« Выбор деятельности » (Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 – игровая;

2 – чтение книг;

3-изобразительная;

4-детское экспериментирование;

5- труд в Уголке природы;

6-конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

  Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий - 1 бал.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе, результат оформляют в таблицу.

 

Ф.И. ребенка

Выбор деятельности

игровая;

чтение книг

изо

детское экспериме-нтирование;

труд в Уголке природы;

конструирование из разных материалов.

1

2

3

4

5

6

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"

Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...

План профессионального самообразования "Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» (младшая группа)

Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет п...

Педагогический опыт «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, о...

Конспект занятия «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» для детей средней группы «Путешествие в страну «МылоПузыряндию»

В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по экспериментированию. Дети узнали много нового и интересного. Расширили представления о способах обнаружения воздуха. Продолжили знакомит...

Познаем окружающий мир через игру и эксперименты

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г.  на тему «Познание окружающего  мира  через эксперименты  и опыты  с младшими дошкольниками» поможет спланировать...

Презентация "Познаем окружающий мир через игру и эксперименты"

Игры и эксперименты, во всех образовательных областях и совместной деятельности педагога и ребёнка....