Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Круговорот воды в природе»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Закрепление познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody_v_prirodk.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАДОУ «ДЕТСКТЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Круговорот воды в природе»

                                                                             Подготовила: Калинникова М.В.                                

                                          д. Дрожжино 2022 г.

Цель: Закрепление познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные

 -закрепить знания о круговороте воды в природе

 -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения, иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

   

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Материалы и оборудование:

Картинка «Круговорот воды в природе», карта мира, летбук «Вода».

На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, баночки пластиковые, кисти, гуашь, салфетки.

Ход НОД:

 

Организационный момент:

 - Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)

Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)

Воспитатель: Давайте все друг другу улыбнёмся. У вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).

 Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

 

«Меня пьют, меня льют

Всем нужна я,

Кто я такая?»  (вода)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

Воспитатель: Кто из вас ребята был с родителями на море?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Кто знает какого вкуса морская вода?

Дети: соленая

Воспитатель: правильно соленая, а можно ли пить такую воду?

Дети: нет, нельзя она пригодна только для морских обитателей.

Воспитатель: конечно нельзя. А какую мы с вами пьем воду?

Дети: (ответы детей) пресную

Воспитатель: А где мы можем ее встретить в природе ее?

Дети: (ответы детей) речка, водоемы, озера и т.д.

Воспитатель: Верно. А теперь я вам покажу на карте моря, океаны, реки и озера. (Показ)

Воспитатель: Давайте сравним какой же воды на планете больше: пресной или соленой?

Дети: (ответы детей) соленой

Воспитатель: Раз мы уже узнали, что пресной воды меньше на земле, то как мы должны к ней относится?

Дети: беречь воду.

Воспитатель:

-А как мы ее будем беречь?

Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы, не загрязнять реки и озера.

Воспитатель: 

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей) 

 - Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши столы, они готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. 

        - Приступим к нашему исследованию.

                Опыт 1. Какой формы вода? 

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

         Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

        Опыт 2. Какого цвета вода? 

        Перед вами стакан с водой. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

 Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

       

 Опыт 3. Вода – растворитель и не имеет вкуса.

        А есть ли у воды вкус? Дети высказывают свое мнение. Если размешать в воде сахар, то вода какая будет? (ответы детей). А если соль? (ответы детей). Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) 

Итак, делаем вывод, что вода не имеет вкуса. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

       

Физкультурная минутка:

        - Научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

        

Физкультминутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

        - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за столами и продолжим изучение воды.

      

  Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

        Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. (Снова используем алгоритм символизирующий, что у воды нет запаха, вывешивая его на доску).

Опыт 5.  Тонет не тонет - свойства воды.

Воспитатель опускает одно яйцо в банку с водой, второе яйцо в банку с соленой водой. Что случилось с яйцами? (ответы детей).  Почему это произошло? (яйцо потонуло в банке с пресной водой, потому что оно тяжелее воды, а в банке где яйцо всплыло соленая вода, потому что оно легче соленой воды) потому что соленая вода тяжелее пресной, поэтому и плавать в море легче, чем в речке.

Заключительная часть:

- О каком веществе мы сегодня с вами говорили? (о воде).

- Какие свойства есть у воды?

(у воды нет вкуса, запаха, цвета, формы, соленая вода тяжелее пресной).

- Спасибо ребята, вы все большие молодцы и хорошо сегодня потрудились.

Давайте скажем до свидание нашим гостям!!

Список используемой литературы

  1. Рыжова Н. А. Волшебница Вода – М.: «Linka - Press», 1997;
  2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М.: «Скрипторий», 2003;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды».

Это конспект познавательного занятия, на котором  дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой,  учатся делать логические выводы...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды»

Этот конспект будет интересен педагогам и детям в процессе экспериментирования с водой....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные -закрепить знания о круговороте воды в природе -познакомить со свойствами во...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Свойства воды"

Дети пришли в лабораторию, где будут изучать свойства воды , выполняя опыты и эксперименты....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Свойства воды»

Конспект познавательного занятия, на котором дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Свойства воды»...

Методический материал "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на тему: «Круговорот воды в природе»"

Данный методический материал по экологическому воспитанию, «Круговорот воды в природе», предназначен для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему...