Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Методы и приёмы.
материал по окружающему миру

Экологическая культура , начинает формироватся  с первых лет осознанной жизни и развивается в течении всего жизненого пути..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Сайченко Татьяна Дмитриевна.

Сегодня хочу поделиться с вами опытом своей работы по экологическому воспитанию детей. В детстве я очень любила отдыхать с папой и мамой на природе. Мы рассматривали красивые, чистые берега нашей оби, наших озер. Позже, когда у меня родился мой любимый сынок мы тоже с ним стали отдыхать на природе, и я стала замечать, что наши берега, природа очень изменились. Озера. реки стали очень загрязнены, на берегу отдыхающие оставляют много мусора. Мне стало очень печально, что мой ребенок не мог насладиться той красотой, которое так запомнилась мне с детства.  В своём сыне я воспитывала человека который любит и бережёт природу. Когда мы видели на улице брошенный кем-то мы обязательно поднимали его и проговаривали что будет если каждый будет кидать мусор и засорять природу. А теперь у меня есть огромное желание воспитать в своих воспитанниках добросовестное отношение к природе, и животным.

  1. Когда я поставила перед собой цель формировать у детей предпосылки осознанного отношения к природе, её явлениям и объектам.

И первое что я сделала это провела анализ имеющейся предметно-пространственной развивающей среды, направленной на экологическое воспитание детей в ДОУ и в группе, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Для качественного осуществления экологического воспитания ребенка, как на занятиях, так и вне их, особое внимание уделила созданию эстетической предметно-пространственной развивающей среды. Особенности предметно-пространственной развивающей среды определяются следующими факторами:

- доступность и безопасность;

 - местом их организации;

- возрастными и индивидуальными особенностями детей.

         Создавая предметно-пространственную развивающую среду, руководствовалась специальной литературой по экологическому воспитанию детей: Мной был разработан экологический паспорт ДОУ. По моей инициативе в дошкольное учреждение приобрели метеостанцию и, соответственно, я возглавила работу с ней педагогического коллектива. Разработан методический материал «Экологическая тропа».  С ним можно ознакомиться на моем сайте. На данном этапе предметно-пространственная развивающая среда для качественного осуществления экологического воспитания ребенка в нашем дошкольном учреждении соответствует требованиям ФГОС и обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования. - МАДОУ города Новосибирска «Детский сад № 421  им. С. Н. Ровбеля» 

Далия возникла необходимость создать сетевое взаимодействие с учреждениями культуры, образования и т.д.  Успех экологического воспитания дошкольников определяется строгой, продуманной системой.  Были достигнуты следующие результаты:

- создан электронный банк презентаций по экологическому воспитанию;

- создан альбом «Наши опыты»);

- (изготовлены книжки-самоделки);

- составлен перспективный план дидактических игр с экологическим содержанием.

       Взаимодействие со специалистами детского сада позволяет мне качественно выполнять свою профессиональную деятельность по экологическому воспитанию детей (на занятиях ИЗО в рисунках отображают наши наблюдения; приобретённые знания у детей закрепляются в ходе праздников и музыкальных развлечений).

Педагогическая диагностика, которую я провела с родителями своих воспитанников, показала, что у большинства родителей не проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

        Поэтому одной из задач моей работы по экологическому воспитанию является взаимодействие с родителями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании ребенка в дошкольном учреждении и семье. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

-Анкетирование, проведение опросов

- Беседы

-родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры, бюро педагогических услуг, вопрос- ответ),

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат

–совместные досуги, праздники, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в «Центре природы».

- Выпуск газет, экологических, плакатов.

-участие в благотворительных акциях,

-участие в экологических проектах.

   

 И после проведенной мною роботы я поняла, что родителей проще внедрит в проектную деятельность, и они активно учувствуют.

Родители активно участвуют в разработанном мной проекте «Доброе Сердце». Итог этого проекта - акция «Покорми бездомных животных!». Дети и их родители приносили корм и игрушки, которые были переданы родителями в приют для животных. Одна из моих воспитанниц побывав с мамой в приюте взяли кота домой из этого приюта.  На сегодняшний день я вижу результат своей работы: на начало реализации проекта у 40% семей были домашние питомцы, спустя год у 89% есть свой питомец о которых заботятся дети. И я уверенна, что мои воспитанники никогда не обидят животное.

          В разработанном мной проекте «Покорми птиц зимой» дети активно учувствуют с родителями. Я стала организатором выставки в детском саду на самую оригинальною кормушку. Мы участники всероссийской акции «Хранители птиц»

           При моем активном участии совместно с родителями воспитанников на территории нашего детского сада был возведен огород, где дети очень тесно могут общаться с природой.

С помощью родителей в группе был созданы мини - музеи «Насекомые», «Морские раковины».

Я стала организатором участия нашего детского сада в городской социально - экологической акции по благотворительному сбору пластиковых крышек для помощи детям с особенностями развития «Полезные крышечки», в городской экологической акции по сбору батареек «Раzрядка». Коллектив дети, родители, педагоги детского сада каждый год занимают призовые места, по количеству собранного вторсырья.

Я активно применяю технологию исследовательской деятельности. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Содержание познавательно-исследовательской деятельности: опыты (экспериментирование), коллекционирование, путешествие по карте. Мною разработаны методические материалы:

-каталог опытов

-перспективный план «Экспериментирование»  

Сними можно познакомиться на моем сайте.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.

А в заключение хочу сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Ведь другой планеты у нас нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Формы экологического воспитания:        1.1 Занятия.         Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...

"Использование приёмов мнемотехники в экологическом воспитание детей дошкольного возраста"

Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации. Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тыся...