Конспект непосредственно образовательной деятельности Экология в средней группе Тема: «Как узнать растение» (дерево, куст, траву). № 10
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Марина Дмитриевна Нетудыхата

Конспект непосредственно образовательной деятельности Экология в средней группе  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Экологическому воспитанию» в средней группе.

Тема: «Как узнать растение» (дерево, куст, траву). № 10

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое

развитие».

Деятельности детей: образовательная, игровая, коммуникативная двигательная

Цель: обобщить представления детей о типичной морфологии растений (куст, дерево, трава).

Программные содержание: развивать умственные операции: сравнение и обобщение, интерес ко всему живому, окружающему нас; закрепить умение различать и называть части растений (корень, стебель, ствол, ветки, листья, семена); закрепить представление о понятии «живое и нежное

формировать представления детей о потребности растений (тепло, свет, влага, земля) и навыки; развивать память, логическое мышление, творческое воображение, умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки; развивать доказательную речь детей;  активизация словаря: закреплять названия частей растений корень, стебель, ствол, листья, семена, шишки, хвоинки, - активизировать в речи слова: растение, куст, дерево, цветок, почва, свет, тепло, вода; воспитывать заботливое отношение к растениям; воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций: дерево, куст, цветок и их сравнение; рассматривание дерева и куста на прогулке, выделяя части растений; дидактическая игра «Живое – неживое»; наблюдение за комнатным растением (тянется к свету).

Материалы и оборудование: иллюстрации (дерево сосна, куст сирень); набор сюжетных картинок «Где растут растения»; крупные разрезные картинки дерево, куст, цветок. 4 стаканчика 4 палочки, имитирующие

дерево, 2 баночки и марлевая верёвочка

Планируемый результат: уметь различать дерево, куст, трава.

Ход занятия.

Структура занятия

Вводная часть

IIч

Основная часть

16м

1

Сюрпризный момент

Маша

2

Беседа

о растениях

3

Физкультминутка

Говорит цветку цветок

4

Загадки

5

Опыт

для чего корни

6

Опыт

для чего стебель

IIIч

Заключительная часть

Итог занятия

Длительность занятия 20 мину

Іч. Вводная часть

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть! Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

IIч. Основная часть.

1.Сюрпризный момент

В дверь стук, ребята кто-то к нам пришёл?

Появляется Машенька, из сказки «Маша и медведь», с корзинкой, в которой лежат картинки.

- Ребята, кто это к нам пришёл? (Машенька ). А из какой сказки Маша и медведь.

Машенька: Здравствуйте знатоки природы! Картинки хотите посмотреть?

(достает картинку березы).

Задает вопросы:

-Что это такое?

-Как узнали?

-Что есть у березы и для чего?

- Передвигается ли береза в поисках пищи?

-Что нужно березе, для того чтобы жить?

- Откуда берутся живые березы? Можно ли сделать живую березу? 

2.Беседа о растениях

- Ой, ребята Машенька столько вопросов задала, попробуем вместе ответить на все вопросы? (ответы детей). В некотором царстве жили-были роза и акация, берёза, тыква, ель, ромашки, смородина, сосна

Вы догадались, как звали жителей этого царства? (растения)

- Послушайте, как я буду рассказывать о растении, о том, что мы называем растениями. У растения есть корни, листья, стебли, цветы. Они растут на одном месте, не могут жить без тепла, света, влаги, питания, вырастают из семени. Так как же мы будем узнавать растения?

Расскажите Машеньке. (рассказы детей.) 

Машенька: Какие вы молодцы! Так много знаете о растениях!

-Итак, мы говорили с вами про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства живые? (Да!)

Машенька: Я уже догадалась - растения, можно узнать по величине: то, что растение, то большое.

- Ребята, а вы согласны с Машенькой? Какой величины береза, шиповник, ромашка? (Дети объясняют, что все они разные по величине. Растения бывают большие и маленькие.)

Машенька: Растение это то, что растет в лесу?

- Где растут береза, шиповник, ромашка? (В лесу, на лугу, в деревнях, и даже в городе.) Правильно ли называть растениями только то, что растет в лесу? (нет) Почему нет? (ответы детей)

- Правильно ребятки растением мы называем всё, что растёт, трава, овощи, деревья, цветы, кустарники.

3.Физкультминутка

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

(вращение головой)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка.

(наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

4.Загадки

- В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

- «Нога одна, а рук много» (дерево)

- Назовите, какие вы знаете деревья? (береза, осина, тополь, яблоня, сосна,

ель, пихта, кедр, лиственница,). Молодцы!

- Послушайте, кто жил во втором государстве.

Никак не могу понять я:

Похожи кусты, как братья.

А ягоды у них разные -

Чёрные, белые, красные.(смородина)

- Какие вы знаете кустарники? (сирень, акация, шиповник, малина крыжовник. смородина, боярышник.) Правильно ребятки.

- Кто же жители третьего государства?

Росла на лугу оказалась в стогу (трава). Молодцы!

-Ребята, кто из вас выберет картинки с травянистыми растениями.

Как вы их узнали? (они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт

корой.)

- Вы называли деревья, кусты, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? 
-А кто из вас знает, для чего растениям корень? (
дышит, питает, удерживает в земле)

5.Опыты

Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. 

У детей по 2 стаканчика, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: какой можно сделать вывод, кто расскажет? (корни помогают растениям удержаться в земле).

Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Опыт №2. 

У детей по 2 баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

Вывод: Какой вывод мы можем сделать, для чего нужен стебель растениям, кто ответит? Все согласны? (вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам).

-Теперь Машенька, наверное, поняла, давайте проверим. Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и покажите их Машеньки.

- Как вы узнали, что это деревья? (высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт твёрдой корой). А ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

- Покажите, пожалуйста картинки, на которых изображены кусты. Чем похожи все кусты, что у них общего? (ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой)

- В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

IIIч. Заключительная часть.

Спасибо вам, ребята. Машенька, ты все поняла? Сможешь отличить деревья от кустарников?

Машенька: Спасибо вам ребята, вы научили меня различать кустарники от деревьев и травы. Благодаря вам, я узнала чем питаются растения и для чего им нужен корень! И многое другое! Спасибо вам большое, побегу расскажу своим друзьям! До свидания!

Вы настоящие знатоки природы. Обязательно расскажите своим друзьям, что к растениям надо относиться бережно, заботиться о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием Э.О.Р."Строение растений"для детей среднего дошкольного возраста.

Зесь представлен материал с использованием здоровьесберегающих технологий,а также исследовательских методов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по разделу «Природное окружение» «Деревья в нашем лесу»

Обучающие задачи: Уточнить знания детей о деревьях, закрепить знания о листьях деревьев,  особенностях  строения деревьев, их отличия друг от друга, свойства деревьев меняться в зависим...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками средней группы по развитию элементарных математических представлений "Геометрические фигуры. Порядковый счет. Деревья."

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками средней группы по развитию элементарных математических представлений "Геометрические фигуры.Порядковый счет. Деревья"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по разделу «Природное окружение» «Деревья в нашем лесу»

Предварительная работа:- рассматривание иллюстраций  о растительном мире;- беседы, чтение стихотворений, загадок о деревьях, их плодах;Словарная работа:- кисть рябины;- крона дерева;- плоды дерев...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Растения и животные готовятся к зиме»

Задачи приоритетной образовательной области:«Познавательное развитие» развитие любознательности, интересов детей, систематизировать  знания о геометрических фигурах, величине, простра...

Конспект непосредственно образовательной деятельность с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В царстве лекарственных растений».

Цель: обогащать знания детей о лекарственных растениях.2.Задачи:Образовательные:1. Расширить знания о пользе и применении лекарственных трав.2. Активизировать и расширить словарный запас слов.Развиваю...