Семинар-практикум для родителей тема: «Помоги мне это узнать самому!»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Семинар на данную тему будет актуален для воспитателей, которые применяют в своей работе «Технологию проектной деятельности дошкольников Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы». Цель: показать значимость участия родителей в создании исследовательских проектов.


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»

Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Методическая разработка

Семинар-практикум для родителей

тема: «Помоги мне это узнать самому!»

Автор: Наседкина Инна Вячеславовна,

воспитатель

г. Назарово 2022 г.

Обучающий семинар-практикум для родителей

«Помоги мне это узнать самому!»

Актуальность: Семинар на данную тему будет актуален для воспитателей, которые применяют в своей работе «Технологию проектной деятельности дошкольников Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы».

Свою работу над проектами в группе выстраиваю в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Вместе с детьми они принимают участие в изготовлении плакатов, поделок для тематических выставок, подарков, кормушек для птиц, коллажей, выпуске фотогазет. Однако, преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования и зачастую недооценивают свою роль в этом процессе. Поэтому, прежде чем предложить им работу над детско-родительскими исследовательскими проектами, было решено провести обучающий семинар на данную тему.

Цель: показать значимость участия родителей в создании исследовательских проектов.

Задачи:

- Дать представления о методе исследовательских проектов, его этапах.

- Познакомить с процессом работы над детско-родительским исследовательским проектом и правилами его оформления.

-  Сформировать мотивацию для участия в создании детско-родительских исследовательских проектов.

Организационные условия: время проведения 18.10, кабинет (изостудия) в котором есть телевизор или экран, доска, ноутбук, столы, расставленные по два, для того чтобы можно сесть вокруг них, стулья по количеству предполагаемых участников, ведущий, второй воспитатель находится с детьми в группе.

Семинар проводится в форме практикума.

Вводная часть:

Родителям демонстрируется видеоролик, на котором ребенок самостоятельно презентует детско-родительский исследовательский проект в группе сверстников (Приложение № 1). Видео предоставлено родителем нашей выпускницы и демонстрируется с ее разрешения.

После просмотра ведущий задает участникам семинара вопрос «Какие мысли или чувства у вас возникли при просмотре этого видео?», родители рассуждают по поводу увиденного, ведущий задает наводящие вопросы, подводя родителей к пониманию происходящего на видео: «Что презентует девочка детям? Уверенно ли она говорит? Знает ли он она то, о чем говорит? Кто помог ей узнать эту информацию? Как думаете какое участие она принимала в подготовке презентации? Какое участие принимали родители?».

Основная часть:

Теория: в условиях быстроменяющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями. Вот поэтому, детская проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых

Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

I этап - создание ситуации в ходе, которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Педагогом создается особая ситуация, одна и та же для всех детей или основанная на сфере интересов конкретного ребенка, которая помогает дошкольнику сформулировать исследовательскую задачу.

Привлекаются родители, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта.

Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются.

Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

II этап - оформление проекта. Организатор ребёнок, а родители выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу, наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта. Проект оформляется в виде папки с листами.

1 страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями: родители пишут надпись, ребенок помогает украсить страницу.

2 страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов, данных сверстниками, родителями, знакомыми и им самим. Можно использовать картинки из журналов, раскрасок. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько разных точек зрения (одна из них должна принадлежать ребенку).

3 страница посвящается выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор.

4 страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. В нижней части страницы ребенок должен нарисовать тот способ получения информации, которым он воспользовался (обращение к взрослому, сверстнику, книга, просмотр передачи и т. п.) и обосновать его преимущества (последнее обязательно обсуждается с ребенком, но не всегда отображается письменно – можно нарисовать значки, которые помогут дошкольнику восстановить смысл вывода).

5 страница - изображается результат проверки правильности ответа. Ребенок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ.

6 страница -  ребенок показывает, где можно применить проект: он может рассказать о проекте в группе, организовать игру и т. п. (возможные сферы применения зависят от содержания проекта).

III этап – защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и выбрать время защиты. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.

IV этап педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе центре активности, соответствующем теме проекта.

Практика: Ведущий предлагает участникам семинара в группах ознакомиться с познавательно-исследовательскими проектами, оформленные детьми и родителями прошлого выпуска: «Какие бы советы вы могли дать родителям, которые помогали своим детям в этой деятельности? В помощь вам буклеты, в которых представлены правила работы над проектом». Родители в группах рассматривают проекты. Затем каждая группа родителей вывешивает проект на доске и высказывает свое мнение по поводу его оформления, дает свой СОВЕТ по поводу его разработки и оформления.

Заключительная часть:

Ведущий «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Этот процесс проходит под контролем и с помощью взрослых. На каких этапах важную роль играет участие родителей? На сегодняшнем семинаре мы почти не затронули Ш этап, есть ли у вас вопросы по его проведению? У меня есть предложение организовать презентации будущих проектов на заседаниях нашего детско-родительского клуба «Мы вместе». Я надуюсь, что вы будете активно участвовать в реализации будущих исследовательских проектов». Буклеты «Как оформить детско-родительский исследовательский проект» ведущий раздает родителям.

Список используемой литературы:

А.  Н.  Веракса, Н.  Е.  Веракса.  «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»

Приложения:

1. видео «Презентация детско-родительского исследовательского проекта»;

2. буклеты «Как оформить детско-родительский исследовательский проект»

3. детско-родительские исследовательские проекты, оформленные детьми и родителями прошлого выпуска.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Наседкина И.В . воспитатель Исследовательская проектная деятельность

Слайд 2

Цель исследовательской проектной деятельности: получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания . Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов

Слайд 3

Этапы реализации проектной деятельности: 1 этап – создание ситуации в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Стратегии поведения педагога: педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Наблюдение и выявление сферы интересов каждого ребенка, а затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу . Привлечение родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу проекта.

Слайд 4

1 Страница формулировка основного вопроса исследования - красочный заголовок (родители пишут, ребёнок помогает украшать страницу ). 2 Страница раскрывает важность вопроса, с точки зрения ребёнка, сверстников, взрослых. Ребёнок проводит опрос и рисует иллюстрации, изображающие содержание ответов. 3 Страница посвящена выбору и объяснению правильного ответа с точки зрения ребёнка. 2 этап - Оформление проекта. Организатор ребёнок, а родители выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу. Проект оформляется в виде папки с листами.

Слайд 5

. 4 Страница посвящена способам проверки, предложенного ребёнка ответа, в виде картинки. Указываются (изображаются) источники получения информации люди, книги, телепрограммы и т.п. 5 Страница изображается результат проверки правильности ответа. Отображается, удалось ли произвести проверку, насколько трудным оказался выбранный способ проекта. 6 Страница посвящена возможности применения на практике ( он может рассказать о проекте в группе, знакомым, организовать игру и т.п.) Возможные сферы применения зависят от содержания проекта

Слайд 6

Ребёнок вместе с родителями подает заявку на защиту проекта. Перед выступлением папка с листами вывешивается на стенде в определённой последовательности. Затем ребёнок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения 3 этап – защита проекта

Слайд 7

педагог организует выставку проектов и придумывает задания и игры для закрепления и систематизаций знаний по проектам. Далее проект сшивается в книжку и находится в свободном доступе детей. 4 этап

Слайд 8

расширение знаний ребёнка о различных областях действительности; развитие общих способностей (познавательных, коммуникативных, регулятивных); развитие воображения, внимания, памяти, речи; обогащения содержаний игровой деятельности детей; приобретения опыта публичных выступлений ; приобретение положительного социального опыта взаимодействия в детском коллективе; Зачем проекты для детей

Слайд 9

ЛИТЕРАТУРА : Н.Е. Веракса , А.Н. Веракса «Организация проектной деятельности в детском саду» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются р...

Семинар – практикум для родителей «Сами будем больше знать, будем детям помогать»

Проблема активизации речемыслительной деятельности детей является одной из важнейших в психологии развития, коррекционной педагогике, специальной психологии. Активизация коммуникативно-речевой сферы р...

Семинар-практикум для родителей «Пальчики помогают говорить»

Цель данного семинара-практикума показать важность работы по развитию мелкой моторики;обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой м...

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....

Семинар – практикум «Умные ручки – язычку помогают»

Повышение  педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросе развития мелкой моторики рук, в общем и речевом развитии ребёнка....

Семинар - практикум «Как наши пальцы помогают говорить»

Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики;обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики....

Семинар-практикум "Играя, мы узнаем природу своего края"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ...