Вода - это жизнь
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Ивановна Рубанова

Этот материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_-_eto_zhizn.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Название разработки: «Вода – это жизнь»

Название и форма проведения:  «Вода – это жизнь», опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе

Пояснительная записка

  • Цель:  Вызывать интерес  и развивать познавательную активность ребёнка к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания.

Задачи:

Образовательные:-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды через опытно – экспериментальную деятельность.

Развивающие-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

Воспитательные-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

Форма проведения: опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе

Метод проведения: наглядный, словесный, игровой, метод поощрения.

Возраст детей: 6-7 лет.

Условия для проведения: групповая комната

Оборудование:  капельки (из бумаги), одноразовые халаты медицинские халаты и шапочки на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, стаканчики с молоком на каждого ребенка, пуговицы, чеснок, лимон, тарелки с молоком на каждого ребенка, пипетки, моющее средство, ватные палочки.

Методические советы на подготовительный период

• Беседа с детьми о значении воды

• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

• Чтение сказки «Путешествие Капельки»

• Просмотр презентаций на тему«Почему воду нужно беречь»

План мероприятия

I.Организационный момент

II.Основные этапы мероприятия

  1. Загадки с презентацией.
  2. Гимнастика для глаз «песни воды».

Опыты с водой. 1. Вода – растворитель 2. Какой формы вода? 3. Какого цвета вода?

  1. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

     4.   Опыты с водой.4. Вода не имеет собственного запаха. 5. Салют в тарелке

III. Итог мероприятия. Рефлексия.

  1. Организационный момент 

Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (Вода)

Правильно, сегодня 22марта вся страна отмечает праздник – День Воды.

Ребёнок читает стихотворение:

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, вода в реках, морях, океанах, озёрах, родниках, прудах, болотах, ручьях. Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля. (Показ иллюстраций). Звучит музыка «Вальс воды»

А кому нужна вода? Насекомым, животным, человеку и т. д. (показ иллюстраций). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь.

.Ведущий: Есть чудесная водица, без нее нам не прожить, Н е умыться, не напиться и здоровыми не быть. Утром только лишь проснешься - сразу личико умой. Будешь чистым и красивым, подружись скорей с водой.
Дискотека с Машей под песню «Если утром дети умываются» из м/ф «Маша и медведь».

- У меня есть чудесные  капельки. Давайте мы с вами внимательно посмотрим на нашу группу, и скажем где в нашей группе могут жить капельки.З (вучит  музыка Фредерик Шопен «Вальс дождя»)

«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»!

– Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?

– Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима. (приклеивают капельку из бумаги к цветочному горшку).

– Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевой водой).

– В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).

– И из крана по водопроводным трубам к нам в группу течет вода! (приклеиваем капельку).

ФизкультминуткаК речке быстрой мы спустились,(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой(шагаем на месте)

И отправились домой.

II.Основные этапы мероприятия Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию «Почемучек». Нам предстоит серьезная работа с  интересными  опытами и открытиями. Вы готовы?

Но сначала , отгадайте-ка загадки. Демонстрируется презентация «Круговорот воды в природе». Загадка изображена на слайде, дети отгадывают.
1. Где он только не бывает,
Там водица прибывает.
Не имеет рук и ног,
Но водою всех польет. Дети - (дождь).
2. С небес к нам падает она,
Ажурна, очень холодна.
К нам упала на ресницы,
Превратилась вся в водицу. Дети - (снежинка)
3. Кто бежит по горным склонам,
тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
прячет хвостик голубой? (ручеек)
4. Стало хмуро за окном,
дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи появились всюду... (лужи)
5. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке (снежинка)
6. Мы говорим: она течет;
Мы говорим, она играет;
Она бежит всегда вперед;
Но никуда не убегает. (вода)
7. Очень добродушная, я мягкая послушная,
Но когда я захочу, даже камень источу. (вода)
8. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
9. Висит под окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
10. Если солнце не смеётся,
Что с небес на землю льётся? (дождь)
11. Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься… (Лёд)

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «песни воды»

На стенде  в углах  висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

Море

 Шириною широко,

 Глубиною далеко.

Грозно день и ночь

О берег бьётся.

Дождь

Мочит рощу, лес и луг!

Город, дом и всё вокруг!

Облаков  и туч – он вождь!

Поливает землю ….дождь!

Ручей

Ручей бежит  по горным склонам,

Тараторя сам собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой.

Водопад

С высоты большой срываясь,

Водопад ревёт.

И о скалы разбиваясь

Пеною поёт.

Молодцы, ребята,  вы были очень внимательны. А сейчас пройдём  к нашим лабораторным столам. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)- Давайте наденем фартуки и сядем за столы. Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Вода – растворитель .

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

Опыт 2. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и  принимает форму того сосуда,

в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте

они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно,только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт 3. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу? (ответы детей).

- А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду пуговицу видено, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опустим в ее пуговицу. Пуговицы не видено. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и

собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и

стали большой рекой. (Взявшись за руки, дети под музыку

выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой

реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут

вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой.

А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали

лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме

Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки

испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне,

я по вам соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки,

расскажите мне, как вы путешествовали, что делали?

 (ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу,

как это путешествие называется в природе? (ответы детей).

- Круговорот воды в природе.

- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. - Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Понюхать стакан с водой. (Ответы детей)

Затем предложить положить в воду чеснок и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Затем предложить положить кусочек лимона и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Опыт 5. Салют в тарелке.

- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски ( зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой.

- Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться!
- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком.
- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

III. Итог мероприятия. Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории Почемучек?

- Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили ?

- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу,

вы сегодня были настоящими лаборантами.

  1. Методические советы организаторам и постановщикам: опытно – эксперементальную деятельность  можно проводить в  групповой комнате или в музыкальном зале.
  2. Методические советы на период ближайшего последействия: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, рисование.

Список литературы: 1. Авдеева Н.Н, Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. - Ярославль: Академия развития, 2017.

2. Алексеева Е.Н. Экология - здоровья. //Дошкольное воспитание.-2000. -№7. – С. 15-20.

3.         Бобылева Л.К. Экологические знания дошкольникам. //Дошкольное воспитание.1997. -№7. С. 16-19.

4.  Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-пресс»,2021.

5. Рыжова Н.А. Наш дом- природа. Волшебная вода. Москва, 2020   

Автор разработки: 

Рубанова Ольга Ивановна,

должность -музыкальный руководитель

Место работы: Муниципальное бюждетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида с. Ливенка» Красногвардейского района Белгородской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ОЧИСТКА ВОДЫ"

В рамках экологочискего воспитания проводится беседа о  бережном  и безопасном обращении  с водой.  Занятие  проходит в игровой форме, с заданиями разной сложности и экспериме...

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию...

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...

Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....

«ВОДА-ЭТО ЖИЗНЬ, БЕРЕГИТЕ ВОДУ»

Беседа с детьми: для чего нужна вода...

Сценарий праздника по экологии на воде «Вода-это жизнь»

Сценарий  праздника по экологии на воде «Вода-это жизнь» для детей старшего возраста с использованием дополнительного оборудования...