Вода - это жизнь
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Этот материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_-_eto_zhizn.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Название разработки: «Вода – это жизнь»
Название и форма проведения: «Вода – это жизнь», опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе
Пояснительная записка
- Цель: Вызывать интерес и развивать познавательную активность ребёнка к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания.
Задачи:
Образовательные:-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды через опытно – экспериментальную деятельность.
Развивающие-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
Воспитательные-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;
Форма проведения: опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе
Метод проведения: наглядный, словесный, игровой, метод поощрения.
Возраст детей: 6-7 лет.
Условия для проведения: групповая комната
Оборудование: капельки (из бумаги), одноразовые халаты медицинские халаты и шапочки на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, стаканчики с молоком на каждого ребенка, пуговицы, чеснок, лимон, тарелки с молоком на каждого ребенка, пипетки, моющее средство, ватные палочки.
Методические советы на подготовительный период
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
План мероприятия
I.Организационный момент
II.Основные этапы мероприятия
- Загадки с презентацией.
- Гимнастика для глаз «песни воды».
Опыты с водой. 1. Вода – растворитель 2. Какой формы вода? 3. Какого цвета вода?
- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
4. Опыты с водой.4. Вода не имеет собственного запаха. 5. Салют в тарелке
III. Итог мероприятия. Рефлексия.
- Организационный момент
Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода)
Правильно, сегодня 22марта вся страна отмечает праздник – День Воды.
Ребёнок читает стихотворение:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, вода в реках, морях, океанах, озёрах, родниках, прудах, болотах, ручьях. Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля. (Показ иллюстраций). Звучит музыка «Вальс воды»
А кому нужна вода? Насекомым, животным, человеку и т. д. (показ иллюстраций). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь.
.Ведущий: Есть чудесная водица, без нее нам не прожить, Н е умыться, не напиться и здоровыми не быть. Утром только лишь проснешься - сразу личико умой. Будешь чистым и красивым, подружись скорей с водой.
Дискотека с Машей под песню «Если утром дети умываются» из м/ф «Маша и медведь».
- У меня есть чудесные капельки. Давайте мы с вами внимательно посмотрим на нашу группу, и скажем где в нашей группе могут жить капельки.З (вучит музыка Фредерик Шопен «Вальс дождя»)
«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»!
– Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?
– Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима. (приклеивают капельку из бумаги к цветочному горшку).
– Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевой водой).
– В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).
– И из крана по водопроводным трубам к нам в группу течет вода! (приклеиваем капельку).
ФизкультминуткаК речке быстрой мы спустились,(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой(шагаем на месте)
И отправились домой.
II.Основные этапы мероприятия Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию «Почемучек». Нам предстоит серьезная работа с интересными опытами и открытиями. Вы готовы?
Но сначала , отгадайте-ка загадки. Демонстрируется презентация «Круговорот воды в природе». Загадка изображена на слайде, дети отгадывают.
1. Где он только не бывает,
Там водица прибывает.
Не имеет рук и ног,
Но водою всех польет. Дети - (дождь).
2. С небес к нам падает она,
Ажурна, очень холодна.
К нам упала на ресницы,
Превратилась вся в водицу. Дети - (снежинка)
3. Кто бежит по горным склонам,
тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
прячет хвостик голубой? (ручеек)
4. Стало хмуро за окном,
дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи появились всюду... (лужи)
5. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке (снежинка)
6. Мы говорим: она течет;
Мы говорим, она играет;
Она бежит всегда вперед;
Но никуда не убегает. (вода)
7. Очень добродушная, я мягкая послушная,
Но когда я захочу, даже камень источу. (вода)
8. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
9. Висит под окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
10. Если солнце не смеётся,
Что с небес на землю льётся? (дождь)
11. Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься… (Лёд)
Дидактическая игра и гимнастика для глаз «песни воды»
На стенде в углах висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.
Море
Шириною широко,
Глубиною далеко.
Грозно день и ночь
О берег бьётся.
Дождь
Мочит рощу, лес и луг!
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч – он вождь!
Поливает землю ….дождь!
Ручей
Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.
Водопад
С высоты большой срываясь,
Водопад ревёт.
И о скалы разбиваясь
Пеною поёт.
Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. А сейчас пройдём к нашим лабораторным столам. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)- Давайте наденем фартуки и сядем за столы. Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Вода – растворитель .
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
Опыт 2. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда,
в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте
они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно,только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 3. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу? (ответы детей).
- А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду пуговицу видено, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опустим в ее пуговицу. Пуговицы не видено. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и
собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и
стали большой рекой. (Взявшись за руки, дети под музыку
выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой
реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут
вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой.
А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали
лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме
Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки
испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне,
я по вам соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки,
расскажите мне, как вы путешествовали, что делали?
(ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу,
как это путешествие называется в природе? (ответы детей).
- Круговорот воды в природе.
- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. - Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Понюхать стакан с водой. (Ответы детей)
Затем предложить положить в воду чеснок и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Затем предложить положить кусочек лимона и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Опыт 5. Салют в тарелке.
- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски ( зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой.
- Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться!
- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком.
- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
III. Итог мероприятия. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории Почемучек?
- Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили ?
- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу,
вы сегодня были настоящими лаборантами.
- Методические советы организаторам и постановщикам: опытно – эксперементальную деятельность можно проводить в групповой комнате или в музыкальном зале.
- Методические советы на период ближайшего последействия: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, рисование.
Список литературы: 1. Авдеева Н.Н, Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. - Ярославль: Академия развития, 2017.
2. Алексеева Е.Н. Экология - здоровья. //Дошкольное воспитание.-2000. -№7. – С. 15-20.
3. Бобылева Л.К. Экологические знания дошкольникам. //Дошкольное воспитание.1997. -№7. С. 16-19.
4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-пресс»,2021.
5. Рыжова Н.А. Наш дом- природа. Волшебная вода. Москва, 2020
Автор разработки:
Рубанова Ольга Ивановна,
должность -музыкальный руководитель
Место работы: Муниципальное бюждетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида с. Ливенка» Красногвардейского района Белгородской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ОЧИСТКА ВОДЫ"
В рамках экологочискего воспитания проводится беседа о бережном и безопасном обращении с водой. Занятие проходит в игровой форме, с заданиями разной сложности и экспериме...
" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.
Эта презентация знакомит только с частью нашей работы с детьми по экологическому воспитанию - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...
«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»
Конспект занятия по экологическому воспитанию...
Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"
Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...
Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.
Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....
«ВОДА-ЭТО ЖИЗНЬ, БЕРЕГИТЕ ВОДУ»
Беседа с детьми: для чего нужна вода...
Сценарий праздника по экологии на воде «Вода-это жизнь»
Сценарий праздника по экологии на воде «Вода-это жизнь» для детей старшего возраста с использованием дополнительного оборудования...