Конспект НОД для детей старшей группы по исследовательской деятельности «Удивительная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сахарова Елена Борисовна
Конспект занятия Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. Возрастная группа: старшая группа Тема занятия: «Удивительная соль» Концептуальные основы занятия Цель занятия: расширить представление детей о соли и ее свойствах через познавательно – исследовательскую деятельность. Программные задачи: Образовательные: создать условия для получения детьми знания о свойствах, формах и видах соли, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, любознательность. Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, развивать интерес к экспериментальной деятельности. Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность. Материал к занятию: тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, вода, лупы, салфетки, разноцветная соль, баночка, раскраски с картинками баночек с соленьями, картинки с иллюстрациями, коробка посылка. Предварительная работа: беседы о соли, ее роли в жизни человека, чтение художественной литературы»; чтение русских народных сказок «Соль», «Соль дороже золота»; пословицы, поговорки о соли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sol.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Конспект  НОД для детей старшей группы

по исследовательской деятельности

 «Удивительная соль»

ФИО: Сахарова Елена Борисовна

        Должность: воспитатель

февраль, 2024 год

Конспект занятия

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Возрастная группа: старшая группа  

Тема занятия: «Удивительная соль»

Концептуальные основы занятия

Цель занятия: расширить представление детей о соли и ее свойствах через познавательно – исследовательскую деятельность.

Программные задачи:

Образовательные: создать условия для получения детьми знания о свойствах, формах и видах соли, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, любознательность. Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы,  развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитательные:  воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Материал к занятию: тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, вода, лупы, салфетки, разноцветная соль, баночка, раскраски с картинками баночек с соленьями, картинки с иллюстрациями, коробка посылка.

Предварительная работа: беседы о соли, ее роли в жизни человека, чтение художественной литературы»; чтение русских народных сказок «Соль», «Соль дороже золота»; пословицы, поговорки о соли.

Организационный момент, начало занятия включающие:

Цель: организовать детей, создать условия для формирования представления представление детей о соли и ее свойствах через познавательно – исследовательскую деятельность.

Методы и приемы: настрой-приветствие, загадка, сюрпризный момент - посылка

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети входят и встают в круг

Дети: Здравствуйте!

Ребята, давайте за руки возьмемся,

В круг скорее соберемся.

Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет,

А со светом к нам приходит,

Дружбы пламенный привет.

К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Психологический настрой

«Солнышко» по кругу ходит

Дети садятся на стульчики.

Дети отгадывают загадку.

Дети,  сегодня утром в нашу группу пришла посылка, из «Академии ученых». Давайте посмотрим, что же там лежит?

Вкус припомните вы сразу,

Я, конечно, всем нужна.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде,

Я живу в морской воде.

Сюрпризный момент:

Воспитатель достает из посылки - письмо, а в нем загадка.

2. Основная часть занятия.

Цель: расширить представление детей о соли и ее свойствах через познавательно – исследовательскую деятельность. Методы: игра, опыт, показ иллюстрации.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети занимают места за столами

Ответы детей

Нет, в речке вода пресная

Картошка тонет

Картошка всплывает

Дети по очереди подходят к столу насыпают цветную соль в баночку через воронку.

А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли

Соль - это природное, кристаллическое вещество, пищевой продукт.

Откуда берется соль? Соль - люди добывают из морской воды, соль добывают из шахт.

Соль бывает  разных видов:

- поваренная (каменная);

- йодированная;

- морская.

Для чего нужна соль? Соль необходима для жизни и здоровья

человека. Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла)

 Где люди используют соль? Ёё используют для приготовления пищи. В консервировании овощей: соль в жизни людей  важный продукт.

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Для кого ещё соль нужна в природе? Соль нужна для животных.

Но и это еще не все. Ученые предлагают нам отправиться в лабораторию для проведения экспериментов, чтобы  побольше узнать про соль. Мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу.

Давайте произнесем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!

Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты.

И давайте вспомним правила безопасности в лаборатории.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

6. Важно помнить! При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль, имеет ли соль запах»

Перед вами стоит стаканчик с белой солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус, как вы думаете? (соленая).

Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).

Рассмотрите соль, на что похожа соль? Посмотрите через лупу. (Зернышки, кристаллы, крупинки).

Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.

Делаем вывод:

- соль белого цвета

- имеет солёный вкус

- не имеет запаха

- состоит из кристаллов

- соль сыпучая

   Ребята, а теперь, давайте немного поиграем

Дети, правила такие, вы должны присесть, услышав продукт, который можно солить. (Банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

А теперь продолжим изучать свойства соли.

Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»

Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.  У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте. Что произошло с солью? (Соль растворилась). Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде).

Изменился ли цвет воды?

Молодцы.

Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

Опыт № 3: «Плавающая картошка»

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду? А в обычной реке вода тоже солёная?

Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Мы сможем это проверить на примере картошки.

 Перед вами два стакана с водой, в одном – пресная без соли, а в другом – будет соленая.

Сначала берем картошку, кладем в пресную воду. Что происходит с картошкой?

Ребята, положите 3 чайные ложки соли во второй стакан с водой и размешайте. А теперь положите аккуратно картошку в солёную воду.  Что происходит с картошкой?

Какой вывод можно сделать? В солёной воде картошка (предметы) не тонет. Соленая вода помогает держаться предметам на поверхности. А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.

Ребята ученые предлагают вам сделать с помощью цветной соли красивую  баночку - «Насыпушку», от слова– сыпать.

 Каждый из вас будет баночку наполнять солью, это будет баночка желаний. Возьмите стаканчик с солью любого цвета и скажите свое пожелание друзьям, вашим близким, гостям и чтобы это пожелание сбылось – высыпайте соль в волшебный сосуд. Что бы было красиво, чередуем цвета. Посмотрим, какая красота у нас получилась.

Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью. Настала пора прощаться с нашей лабораторией. Давайте произнесем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В ГРУППУ ВОЗВРАТИСЬ!

Беседа о соли.

Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы:

Показать и рассмотреть картинку «Как добывают соль»

Дидактическая игра «Солёный - несоленый»

3. Заключительная часть занятия:

Цель: подведение итога занятия, повторение свойства соли.

Деятельность  педагога

Деятельность детей

Дети присаживаются на стулья

О чем мы сегодня с вами беседовали?

Ребята, что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)

Что вы нового узнали о соли?

Вам было интересно?

Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.

Пусть эта разноцветная, радужная баночка - «Насыпушка»  всегда находится в нашей группе и дарит вам хорошее настроение.

Ой, ребята, а в посылке,  что-то есть еще. А здесь  раскраски за хорошую работу. Вы были хорошими учеными!

Примечание

Предложить детям встать в круг

Соль состоит из кристаллов, растворяется в воде, не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут, соль имеет свойства держать предмет, солью можно рисовать.

Воспитатель держит в руках баночку-«Насыпушку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по исследовательской деятельности "Удивительная соль"

Презентация к занятию по исследовательской деятельности "Удивительная соль"...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"

Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста Эта удивительная соль

Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возмо...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительная бумага»

Цель: формировать представления о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах; способствовать развитию   познавательного интереса к окружающему миру....

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительная соль» средняя группа № 5 «Лесная полянка»

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности«Удивительная соль»средняя группа № 5 «Лесная полянка»...