Диагностика по экологическому воспитанию
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Шурыгина Галина Николаевна

Диагностика проводится по станция, в конце первой половины года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_sr._gr.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика

 по экологическому воспитанию детей средней группы

Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и представлен по станциям:

  • «Растительный мир»
  • «Животный мир»
  • «Времена года»
  • «Отношение к природе»

Станция «Растительный мир»

Диагностическое задание 1

Цель. Определить уровень представлений детей об овощах и фруктах (соответственно Программе)

Материал. Муляжи овощей (репа, морковь, огурец, помидор, капуста, картофель) и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан) или картинки с их изображением. По две корзинки на каждого ребенка.

Инструкция к проведению.

Задание дети могут выполнять на занятии индивидуально или по подгруппам. Одновременно могут участвовать до пяти ребят. Дети сидят за отдельными столами. Воспитатель фиксирует результаты задания.

Взрослый раскладывает перед детьми муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением и просит помочь ему рассортировать овощи и фрукты. Предлагает детям взять по две корзинки и сложить в одну корзинку овощи, в другую – фрукты.

Воспитатель задает каждому ребенку вопросы:

– Почему ты считаешь, что морковь, помидор и картофель – это овощи, а яблоко, груша и слива – это фрукты?

– Где растут овощи, а где растут фрукты?

– Как можно употреблять эти овощи и фрукты в пищу? Что можно из них приготовить.

Оценка результатов

Высокий уровень. Ребенок без особого труда сортирует представленные муляжи или картинки с изображением овощей и фруктов. Знает их названия и характерные признаки. Знает, где растут овощи, а где растут фрукты. Знает, как можно употреблять в пищу данные овощи и фрукты.

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при определении овощей и фруктов. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки овощей и фруктов, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос: «Где растут овощи, а где растут фрукты?» Иногда затрудняется сказать, как отдельные овощи и фрукты можно употреблять в пищу.

Уровень ниже среднего. Ребенок допускает частые ошибки при сортировке овощей и фруктов. Затрудняется назвать их характерные признаки. Не знает, где растут овощи и где растут фрукты. Затрудняется сказать, как отдельные овощи и фрукты можно употреблять в пищу.

Диагностическое задание 2

Цель. Выявить представления детей о растениях (соответственно Программе).

Материал. Большая карта с изображением, например дуба, шиповника, подснежника, фикуса, белого гриба и клубники (соответственно Программе). Маленькие карточки с изображением деревьев, например березы, клена, яблони, ели, сосны и рябины. Карточка с изображением кустарника, например сирени. Карточки с изображением травянистых растений. например одуванчика, колокольчика, ромашки, подорожника. Карточки с изображением комнатных растений, например герани, фиалки, бальзамина («огонька»). Карточки с изображением грибов, например лисички и мухомора. Карточки с изображением ягод, например малины и смородины.

Инструкция к проведению

Воспитатель сообщает ребенку, что случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Предлагает ребенку помочь разложить карточки в нужном порядке.

На большой карте вокруг дуба нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений; вокруг фикуса разложить комнатные растения; около белого гриба разложить карточки с изображением грибов; около клубники разложить карточки с изображением ягод.

Воспитатель благодарит ребенка за помощь и просит назвать все растения. Спрашивает: «Какие плоды деревьев можно употреблять в пищу? Что еще из представленных изображений можно кушать?» Дарит ребенку карточку с изображением цветка, который нужно раскрасить.

Оценка результатов

Высокий уровень. Ребенок без особого труда группирует представленные изображения растений; знает их названия и характерные признаки. Знает, что фрукты, съедобные грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Раскрашивает цветок в соответствующий цвет.

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растений, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос. Иногда затрудняется сказать, какие плоды, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Раскрашивает цветок в соответствующий цвет.

Уровень ниже среднего. Ребенок допускает частые ошибки при группировке изображенных растений. Затрудняется назвать их характерные признаки. Не знает, какие плоды, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Не знает, в какой цвет нужно раскрашивать цветок.

Станция «Животный мир»

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень представлений детей о домашних и диких животных, птицах, рыбах, насекомых.

Материал. Картинка с изображением дома и скотного двора, леса, луга, водоёма. Маленькие карточки с изображениями домашних (кошка, собака, корова, лошадь, коза) и диких животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка), птиц (ворона, воробей, сорока, синица), рыбы (щука, карась), насекомые (божья коровка, бабочка)

Инструкция к проведению

Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Кто где живет?» – разместить животных, птиц, рыб, насекомых.

Ребенок размещает карточки с изображением животных, птицах, рыбах, насекомых на скотном дворе, в лесу, водоёме, лугу. Вопросы: «Каких домашних животных (диких животных, птиц, рыб, насекомых) ты разместил на хозяйском дворе (лесу, лугу, водоёме)? Почему эти животные называются домашними? Какую пользу они приносят человеку? Как называются детеныши этих животных?».

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень. Ребенок без особого труда называет и размещает домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых на соответствующих картах. Выделяет характерные признаки, знает, как называются животные. Знает, какую пользу они приносят.

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении животных. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки животных, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос.

Уровень ниже среднего. Ребенок допускает частые ошибки при распределении животных. Затрудняется назвать их и выделить характерные признаки. Не знает, где живут животные. Затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

Станция «Времена года»

Диагностическое задание

Цель. Выявить уровень знаний о характерных особенностях времен года.

Материал. Набор картинок с изображением характерных особенностей сезона, одежды и деятельности детей в данное время.

Инструкция к проведению

Перед ребёнком выкладывается набор картинок. Задание: рассмотри картинки, покажи ту картинку, на которой изображена осень (весна, лето, зима). Вопросы: - как ты определил, что это осень? - как дети одеты осенью? Почему? Что делают дети осенью?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень. Ребенок без особого труда называет время года. Выделяет характерные признаки сезона. Устанавливает элементарные причинно-следственные зависимости в природе.

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при определении времени года. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки сезона, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос.

Уровень ниже среднего. Ребенок допускает частые ошибки при определении времени года. Затрудняется назвать и выделить характерные признаки сезона. Не может установить элементарные причинно-следственные зависимости в природе. Затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

Станция «Отношение к природе»

Диагностическое задание 1

Цель. Выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Инструкция к проведению.

Наблюдение за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок.

Приложение 1

Диагностическая карта

 уровня экологического развития детей в средней группе

Воспитатели:                                                                    дата проведения:

Диагностические станции

Уровень

«Растительный мир»

«Животный мир»

«Времена года»

«Отношение к природе»

Высокий уровень –  ______ кол. детей  _____  %

Средний уровень ––  ______ кол. детей  _____  %

Низкий уровень –  ______ кол. детей  _____  %

Приложение 2

Технология работы с таблицей.

Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются уровни (высокий уровень – в; средний уровень – с; ниже среднего – н) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню.

Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика по экологическому воспитанию детей вторая младшая группа.

Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и ра...

Диагностика по экологическому воспитанию детей

выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями. выяснить знания детей о животном мире.выяснить знания детей о приметах осени. выяснить зна...

«Экологическое воспитание: диагностика экологических знаний дошкольников 5-6 и 6-7 лет.

Что должны знать и уметь дети старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания...

Педагогическая диагностика по экологическому воспитанию старшей группы дошкольников на 2023-2024 уч.год

Основной целью педагогической работы в ДОУ является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интелл...

Диагностика по экологическому воспитанию детей

Диагностика поможет определить уровень знаний детей в первой половине года, и сделать корректировки в учебном плане. Диагностика проводится по станциям....

Диагностика по экологическому воспитанию детей

Диагностика по станциям, проводится в конце первой половины года....