Диагностика по экологическому воспитанию
методическая разработка по теме

АХМЕДГАЛИЕВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей 

Половое воспитание детей дошкольного возраста

Уважаемые родители!

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания в дошкольном возрасте зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств личности ребенка в дальнейшем Поэтому так важно, чтобы в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка

Цель данной анкеты - выяснить заинтересованность и информированность родителей в вопросах полового воспитания детей Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам найти пути для установления более тесного сотрудничества с Вами в сфере полового воспита ния детей

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соот ветствуют Вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в Вашей семье. Если соответст вующего ответа нет, допишите его

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваш пол____________ Ваш возраст____ Образование_______________________________

Возраст Вашего ребенка_________ Пол Вашего ребенка_____________________________

1. Что Вы подразумеваете под понятием «половое воспитание»?

а)  предоставление ребенку знаний об анатомических различиях между полами и их зна чении в продолжении человеческого рода,

б) формирование черт мужественности у мальчиков и черт женственности у девочек,

в)  знакомство ребенка с нормами и правилами поведения с людьми противоположного пола,

г) подготовка мальчика к роли мужа и отца, девочки - к роли жены и матери

д) Ваш вариант________________________________________________________________

2.  Достаточно ли Вам знаний о половом воспитании детей для его полноценного осуще ствления?

а) знаний достаточно,

б) знания есть, но мало,

в) знаний нет совсем

3. Нужно ли проводить лекции и семинары для родителей по теме полового воспитания в  детском саду?

а) да,

б) нет

4.  Кто в Вашей семье главным образом занимается воспитанием сына (дочери)?

а) мать,

б) отец,

в) другие члены семьи (укажите кто)_____________________________________________;

г) все вместе.

5.  Занимаетесь ли Вы половым воспитанием ребенка в семье? Если да, то с какого воз раста? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, с___ лет,

б) нет, мешает нехватка времени, соответствующих знаний (подчеркните нужное), другое (что именно)__________________________________________________________________

6.  Когда у Вас возникают вопросы по половому воспитанию ребенка, обращаетесь ли Вы к воспитателю как компетентному лицу?

а) да, я обращаюсь за помощью к воспитателю,

б) желание есть, но обратиться стесняюсь,

в) нет, не обращаюсь.

7 . С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо осуществлять половое воспитание?

а) с рождения,

б) с дошкольного возраста,

в) со школы,

г) Ваш вариант_______________________________________________________________

8.  Где, по Вашему мнению, должно осуществляться половое воспитание детей дошколь ного возраста?

а) только в семье,

б) только в детском саду,

в) в семье и детском саду,

г) Ваш вариант_________________________________________________                          

9.  Кто должен занимать ведущую роль в половом воспитании детей?

а) родители,

б) воспитатель, компетентный в этой области,

в) родители и воспитатель на равных позициях

10.  Какие роли должны быть отведены матери и отцу в половом воспитании мальчика?

а) мать занимает ведущую роль, отец принимает участие,

б) отец занимает ведущую роль, мать принимает участие,

в) воспитанием занимается только мать,

г) воспитанием занимается только отец,

д) мать и отец занимают равные позиции

11. Какие роли должны быть отведены матери и отцу в половом воспитании девочки?

а) мать занимает ведущую роль, отец принимает участие,

б) отец занимает ведущую роль, мать принимает участие,

в) воспитанием занимается только мать,

г) воспитанием занимается только отец,

д) мать и отец занимают равные позиции

12. Вопросы из какой области знаний о половом воспитании детей Вас больше всего ин тересуют?_______________________________________________________________________

13. Ваши пожелания по организации работы по половому воспитанию детей в детском саду________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Исследование половозрастной идентификации

(по методике Н.Л.Белопольской).

Методика направлена на изучение возможности половозрастной идентификации детей 5-7 лет с различными уровнями психического развития (с нормой и задержкой психического развития).

В качестве стимульного материала используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные возрастные периоды жизни от младенчества до старости. Каждый набор (мужской и женский вариант) состоит из 6-ти карточек - 6 возрастных периодов, в соответствии с которыми карточки называются: младенчество, дошкольный возраст, школьный возраст, юность, зрелость, старость.

Исследование проводится в 2 этапа.

Задачей 1 этапа является оценка возможностей ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале, то есть проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.

Исследование проводится следующим образом: перед ребенком раскладываются карточки обоих наборов вперемешку. Ребенку предлагается показать, какой он в настоящий момент (“какой (ая) ты сейчас?”), каким он был раньше, затем каким будет потом. Таким образом, все карточки выкладываются ребенком в виде последовательности. Затем просят ребенка соотнести представление о своих родителях с образцами на карточках.

На 2 этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я - настоящем, Я - привлекательном и Я - непривлекательном. Для этого ребенка просят показать, какой образ из двух наборов карточек кажется ему самым привлекательным (“каким бы ты хотел быть?”), затем - самым непривлекательным (“каким бы ты не хотел быть?”).

Данные, полученные в ходе исследования,  фиксируются в протоколе.

Обработка полученных данных.

1. На первом этапе оценивается правильность соотнесение ребенком своего половозрастного периода в настоящем, прошлом и будущем времени с соответствующими образцами карточек.

Практически все дети с нормальным психическим развитием правильно устанавливают последовательность идентификации от младенчества до старости, правильно идентифицируют себя с образом своего возрастного периода (“дошкольник (ца)”).

Идентификация детьми своих родителей с образами половозрастной последовательности, как правило, не вызывает затруднений. Дети с нормальным(благополучным) формированием половой идентификации легко могут объяснить мотивацию своего выбора.

2. О затруднениях в формировании половозрастной идентификации у детей могут говорить:

- ошибки ребенка в установлении половозрастной последовательности от младенчества до старости;

- опускание из последовательности карточек с какими - либо возрастными периодами, мотивированное нежеланием идентифицировать себя с этими образами (например, мальчик выпустил карточку “дошкольник” из ряда не захотев идентифицировать себя с этим образом), что говорит о наличии каких - либо внутриличностных трудностей у ребенка в данный возрастной период;

 - затруднение у ребенка в объяснении мотивации своих выборов.  


Половозрастная идентификация.



Дата  проведения_______________________________________


Имя, фамилия ребенка__________________________________


Возраст   ___________________пол_______________________



I. ПОСТРОЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:



1-ый  выбор (идентификация)_________________________________


2-ой выбор (кем был раньше)__________________________________


3-ий выбор (кем будешь потом)________________________________



   итоговая последовательность:


1

младенец

2

дошкольник

3

школьник

4

юноша

(девушка)

5

мужчина

(женщина)

6

старик

(старушка)

Объяснения ребенка:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДЕТЬМИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ:

1-ый выбор – образ отца:_________________________________________________

2-ой выбор – образ матери:_______________________________________________

Объяснения ребенка:

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. ПРЕДПОЧТЕНИЯ:

1-ый выбор – привлекательный образ_______________________    

  2-ой выбор – непривлекательный образ_____________________


Объяснения ребенка:__________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Методика «Интервью с ребенком» 

(автор А. И. Захаров )  

В качестве одного из методов диагностики можно использовать интервью с ребенком (Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.), в процессе которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье. 

Исследование проводится в форме индивидуальной беседы с каждым ребенком, в процессе которой ему задают следующие вопросы:

1. С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль роди теля того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек)  на работе, или другое?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

5. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрез мерно занятых и принципиальных родителей.

6. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отноше ниях с ней.

7. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда?

Меньшая откровенность указывает не столько на кон фликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с родителем.

8. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом папе, поделился бы с ним или не всегда?

Меньшая откровенность указывает не столько на кон фликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с родителем.

9. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама?

10. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет папа?

Обработка и анализ результатов:

Посредством первых 5 вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса также следует учитывать следующее:

- возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

- успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (бабушки у девочек, дедушки у мальчиков);

- идентификация с родителем того же пола сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

- уменьшение идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием “я-концепции”, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя;

- идентификация  с родителем того же пола у девочек  отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:  

а) большим  возрастным периодом идентификации девочек;

б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

в) большей значимостью для идентификации девочек  эмоционально теплых отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.


Бланк ответов

Изучение идентификации детей c родителями

Дата проведения беседы___________________________________________

ДОУ № ____________________  Группа______________________________

Имя, фамилия ребенка __________________ возраст ________пол_________

1.Если бы ты играл в игру “семья”, то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал - мамой, папой или собой?____________________________________

2.С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома?)_______________________

______________________________________________________________________

3.Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?__

______________________________________________________________________

4.Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек)  на работе, или другое?________________________________________

______________________________________________________________________

5.Когда ты станешь взрослым, и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь также его воспитывать (играть, заниматься с ним),  как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату?)______________________________________________________________

7.Если бы тебя обидел  кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или нет?_______________________________________________

______________________________________________________________________

8.Если бы тебя обидел кто-нибудь из ребят, ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?_______________________________________

______________________________________________________________________

 

9.Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?______________________________________________________________

10.Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или нет?_________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Изучение игровых предпочтений детей

 ( по Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.)

Данная методика направлена на изучение того, как ребенок дошкольного возраста играет, в какие  игры любит играть, какие игрушки при этом использует, какие роли берет на себя в играх, с кем предпочитает играть.

Исследование проводится в форме индивидуальной беседы по заранее подготовленным вопросам типа:

1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе или на прогулке, почему?

2. В какие игры ты играешь? В какие хотел(а) бы играть?

3. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх, почему? Что ты хотел(а) бы делать в играх?

4. Кем ты чаще всего бываешь в играх? Кем ты любишь быть в играх, почему? Кем бы хотел(а) быть?

5. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые, почему? Как ты с ними играешь? Какие игрушки хотел(а) бы иметь?

6. С кем ты чаще всего играешь, почему?

Ответы детей фиксируются в бланке.

Анализ полученных данных:

Ответы детей оцениваются по полоролевому признаку, по соответствию пола ребенка его игровым предпочтениям.

Дополнительно для определения большей достоверности результатов исследования проводится наблюдение  за игровой деятельностью детей, в котором отмечается степень соответствия ответов в беседе действительным предпочтением ребенка в игровой деятельности, а также разнообразие, богатство сюжетов игр и игровых действий.


Изучение игровых предпочтений.



Бланк ответов ребенка



Дата  проведения_______________________________________


Имя, фамилия ребенка__________________________________


Возраст   ___________________пол_______________________



1. Любишь ли ты играть?______________________________________________


 Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?__________________________________________________________________


_________________________________________________________________________



 2. В какие игры ты играешь? __________________________________________


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________



В какие хотел(а) бы играть?


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________



 3.  Что ты делаешь в играх? ___________________________________________


_________________________________________________________________________



4. Что ты больше всего любишь делать в игре, почему? ____________________


_________________________________________________________________________



Что ты хотел(а) бы делать в играх?______________________________________


_________________________________________________________________________



5.        Кем ты чаще всего бываешь в играх? ______________________________


_________________________________________________________________________


Кем ты любишь быть в играх, почему? __________________________________


_________________________________________________________________________


Кем бы ты хотел(а) быть в играх?_______________________________________


_________________________________________________________________________



 5. Какие у тебя есть игрушки? ________________________________________


_________________________________________________________________________


Какие из них любимые, почему? Как ты с ними играешь?___________________


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 Какие игрушки ты хотел(а) бы иметь?___________________________________


_________________________________________________________________________



6.С кем ты чаще всего играешь, почему?_______________________________






Сводная таблица результатов                                           Изучение игровых предпочтений.

Дата заполнения _________________________ Группа детского сада______________________________________________

Имя, фамилия ребенка

пол

Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть:

Виды игр

Игровые действия

Игровые роли

Игрушки

Партнеры в игре

дома

в

группе

на прогулке

действительные

желаемые

реальные

предпочитаемые

желаемые

реальные

предпочитаемые

желаемые

Реальные

предпочитаемые

желаемые

реальные

предпочитаемые

желаемые






Предварительный просмотр:

Пол и тематика детских рисунков.

Исследование направлено на определение  влияния половой принадлежности ребенка на выбор им темы в свободном рисовании.

Исследование проводится следующим образом: детям предлагается красками или карандашами нарисовать рисунок на свободную тему, кто что любит и хочет рисовать. Во время и после рисования проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком по его рисунку, в процессе которой выясняется, что ребенок нарисовал и почему именно это, что хотел ещё нарисовать.

Анализ результатов исследования:

При анализе определяется зависимость тематики рисунка от половой принадлежности ребенка, полнота рассказа ребенка о своем рисунке и мотивация выбора данной темы.

Благополучное развитие полоролевой идентификации отмечается при соответствии тематики детского рисунка половой принадлежности ребенка.

Несоответствие тематики рисунка ребенка его полу, затрудненность ребенка в замысле своего рисунка (присутствие шаблонов) является одним из признаков неблагополучного полоролевого развития.

О нарушениях в полоролевом развитии могут говорить также случаи, когда ребенок при рисовании своего автопортрета полностью отвергает черты своего пола и безоговорочно принимает все особенности противоположного.



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое исследование полоролевого развития

детей дошкольного возраста.

        С целью изучения особенностей формирования половой идентичности и усвоения дошкольниками половых ролей мы предлагаем ряд следующих исследовательских методик.

Исследование эмоционально-личностных отношений между мальчиками и девочками в группе детского сада с помощью социометрической игры “ Секрет”

( вариант Т.А.Репиной).

         

 Методика направлена на изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада, выявления закономерности распределения симпатий между мальчиками и девочками.

Исследование проводится следующим образом: каждому ребенку предлагается по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трем детям из своей группы. После каждого выбора ребенка просят объяснить причину своего выбора.

Ход проведения исследования фиксируется в таблицах N1 и N 2.

 

  Обработка и анализ полученных данных:

Результаты эксперимента можно представить графически в виде социограммы, представляющей собой четыре концентрические окружности, разделенные пополам вертикальной линией. Справа в треугольниках располагают номера мальчиков, слева в кружках - номера девочек. Размещение детей соответствует числу полученных ими выборов:

в первой окружности - дети, получившие 5 и более выборов (это “лидеры”);

 во второй окружности - дети, получившие 3-4 выбора (“предпочитаемые”);

в третьей - 1-2 выбора (“принятые”);  

в четвертой - дети, не получившие ни одного выбора (“непринятые”).

Соединив линиями выбора условные номера детей, можно определить характер связей,  особенности половой дифференциации.

          Показателем половой дифференциации межличностных отношений детей  является соотношение выборов, отданных сверстнику своего пола и противоположного.

 Как показывают исследования, в старшем дошкольном возрасте присутствуют более высокие показатели половой дифференциации, чем в младшем. То есть в старшем дошкольном возрасте, по существу, происходит образование двух подструктур в группе детского сада: подструктуры мальчиков и подструктуры девочек, основанные на половых различиях.  


Исследование эмоционально-личностных отношений между мальчиками и девочками с помощью социометрической игры «Секрет»

(Вариант Т.А. Репиной)

Образцы заполнения бланков

Таблица выборов детей №1

Дата проведения _________________ Группа_______________________________

     Имя

   ребенка

Возраст

пол

Реальный выбор ребенка, обоснование

    1-ый

     2-ой

     3-ий

1

Маша А.

5,3

Ж.  

Кате Б.,

дружим

Даше М.,

Она хорошая

Коле Н.,

Не знаю, просто так

2

Вася Б.

5,6

М.

Игорю О.,

Лучший мой друг

Саше П.,

Играем вместе

 Коле Н.,

Играем вместе

3

 Катя Б.

5,4

Ж.

Маше А.,

Моя подруга

Ире Н.,

Хорошо рисует

Насте Т.,

Она добрая

Сводная таблица выборов и взаимовыборов детей №2

Имя ребенка

   1

  2

    3

   4

    …

  n

1

Маша А.

    +

   0  

  v

2

Вася Б.

   +

   v

   0

3

Катя Б.

   +              

   v

4

 

5

..

..

Всего выборов

Взаимовыборов

+

+ - 1-ый выбор,    0 – 2-ой выбор,    v - 3-ий выбор           - взаимовыбор



Предварительный просмотр:

Изучение сформированности образа “Я” и самооценки (“Кто ты?”)

(базируется на исследовании Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А).

         Методика направлена на выявление отношения ребенка 5-7 лет к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим качествам человека и отношение к себе.

          Исследование проходит в форме индивидуальной беседы с каждым ребенком, во время которой ему задаются вопросы типа:

1. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким же, как он... Какой это человек?

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким же, как он... Какой это человек?

3. Что ты можешь рассказать о самом себе. Какой ты сам?

          Затем по шкале-“лесенке” от 0 до10 дети определяют своё местонахождение (самооценка). Для этого ребенку дается следующая инструкция: “Посмотри, на этой лесенке - все люди на свете: от самых хороших (добрых, умных, смелых) до самых плохих (злых, глупых, трусливых). На самом верху лесенки находятся все самые добрые люди, в самом низу - все самые злые, а посередине - средние. Где ты среди всех  этих людей, покажи” После того, как ребенок сделал выбор, его спрашивают: “Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким?  Отметь, какой ты на самом деле и каким бы хотел быть”.

Ход проведения беседы фиксируется в протоколе (см. приложение).

          Анализ полученных данных: В процессе беседы с ребёнком оценивается при ответе на 1-ый вопрос его стремление выбрать образ одного с ребёнком пола с положительными качествами. Особо стоит обратить внимание на выбор ребёнком положительного образа с противоположным ему полом, что может быть одним из признаков нарушения  половой идентификации ребенка. Подобным образом анализируется ответ ребенка на 2-ой вопрос. При ответе на 3-ий вопрос оценивается полнота рассказа ребенка о себе как о представители определенного пола. Однословный ответ или его отсутствие  может являться одним из признаков несформированности у ребенка образа “Я”. Уровень сформированности  самооценки  определяется выбранным ребенком местом на шкале-“лесенке”.


Сформированность образа «Я» и самооценки.

Бланк ответов ребенка

 Дата проведения исследования_______________________________

Имя, фамилия ребенка_______________________________________

Возраст _______________________ пол_________________________

Предпочитаемый образ, объяснения (каким(ой) бы ты хотел(а) быть):


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Отвергаемый образ, объяснения (каким(ой) бы ты не хотел(а) быть):


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




        Реальный образ, объяснения ( какой(ая) ты на самом деле):


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




        Шкала самооценки :  от 1  до 10


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Фамилия, имя ребенка

возраст

пол

Предпочитаемый образ (объяснение выбора)

Отвергаемый  образ (объяснение выбора)

Реальный  образ (объяснение выбора)

Шкала самооценки (объяснение выбора)

Общие выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Сводная таблица результатов                   Изучение сформированности образа “Я” и самооценки (“Кто ты?”)

Дата заполнения _________________________ Группа детского сада______________________________________________



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

к курсам повышения квалификации воспитателей ДОУ по теме  

«Проблема полоролевой социализации дошкольников».

Тема 2.6. - Особенности взаимоотношений и взаимодействия мальчиков и девочек в группе детского сада.

Таблицы

Соотношение пожеланий мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, направленные на разные сферы действительности

Сфера

действительности

Пол детей

Вместе

мальчики

девочки

число

проценты

число

проценты

число

проценты

Бытовая

51

18

86

37

137

26

Игровая

106

37

28

12

134

26

Познавательная

25

9

14

6

39

8

Сфера отношений и общения

104

36

106

45

210

40

Всего:

286

100

234

100

520

100

Соотношение социометрических выборов, отданных сверстникам

своего и противоположного пола в группах дошкольников 3—7 лет

(в % к общему числу выборов)

Группы

Характер выбора и пол ребенка

невзаимные и взаимные вместе

взаимные

свой

противо положный

свой

противо положный

Младшая

64,3

35,7

73,3

26,7

Средняя

68,8

31,2

83,9

16,1

Старшая

73,2

26,8

91,6

8,4

Подготовительная

78,2

22,8

90,4

9,6


Любимые виды деятельности старших дошкольников разного пола (в %)

Вид деятельности

Пол детей

мальчики

девочки

1

Игра

41

52

2

Рисование, лепка

25

28

3

Двигательная деятельность

20

7

4

Труд

4

6

5

Просмотр фильмов

3

-

6

Пение

4

5

7

Другие виды деятельности

3

2

Всего:

100*

100

* За 100 % брали общее число ответов (119 у мальчиков, 114 у девочек).

Виды любимых игр мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (%)*

Виды игр

Пол детей

мальчики

девочки

I

Сюжетно-ролевые игры:

29

71

1

Семья

3

40

2

Магазин

6

3

Больница

3

16

4

Парикмахерская

2

5

Детский сад

3

6

Военные игры

17

2

7

Игры транспортной тематики

6

2

II

Режиссерские игры**

1

С машинами

22

2

С солдатами

5

III

Настолько-печатные

13

15

IV

Строительно-конструктивные

14

2

V

Подвижные и спортивные

13

8

VI

Игры на сюжеты сказок

2

1

VII

Электронные игры

1

_

VIII.

Музыкальные

1

3

Всего

100***

100

* Анализ проведен на основе ответов детей в беседе с ними.

**   В таблице не отражены режиссерские игры девочек, так как по со держанию ответов трудно было судить о характере названных игр.

 *** За 100 % брали общее число ответов: 115 у мальчиков и 100 у дево чек.



Предварительный просмотр:

Тестовые задания

1. Соотнесите понятия и их определения:

  1. Полоролевая идентификация 

  1. Половое просвещение

  1. Половое сознание

  1. Половая социализация 

  1. Половое воспитание 
  1. Процесс вхождения человека в си стему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин.

  1. Система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования лич ности мужчины (мальчика) и женщины (девочки).

  1. Процесс эмоционально-когнитивного отождествления себя с представителями своего пола.

  1. Система знаний, личностных смыслов и значений, которые формулируют и формируют переживание и мотивацию своего бытия человеком как представителем пола.

  1. Предоставление знаний о поле и сексуальности.

2. Перечислите компоненты и этапы полоролевой социализации.

Компоненты                                                 Этапы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите задачи полоролевого воспитания дошкольников.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите отечественных ученых, занимающихся проблемами пола и полоролевого развития и воспитания детей.

_________________________________________________________________

5. Вставьте пропущенные слова:

Половая роль – это ________________  ______________________,  определяемая общественными ________________ и ____________________, которую человек должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали как мужчину или женщину.

Содержание половых ролей базируется на представлении человека о том, что такое ____________________________ и _______________________________.

Маскулинность / фемининность — совокупность _________________, ______________  и ________________ признаков, отличающих муж чину от женщины / женщину от мужчины;

Мужественность и женственность – обобщенная характеристика __________________ качеств человека как представителя _____________ или ____________ пола.

 

Пол психический – одна из ________________ характеристик человека; система _____________, ____________, _______________, характеризующая представления человека о себе как о представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления.

6. Выберите из предложенных вариантов определений правильный:

 А. Гендер –        это        

1. пол биологический           2. пол социальный           3. верного определения нет

 Б. Половая гомогенизация — это

1. предпочтение общения с людьми противоположного или своего пола. 

2. процесс и результат формиро вания пола.

3. этап полоролевого развития, характеризующийся подчеркнутой ориентацией на людей своего пола в общении, манере поведения, предпочитаемой деятельно сти и ее стиле.

4. правильного определения нет

        7. Распределите различия в развитии полов из каждой пары утверждений на две группы:

Мальчики:___________________________________________________________

Девочки:______________________________________________________________

  1. Предпочитают механические игрушки или конструкторы
  2. Предпочитают мягкие, яркие игрушки

  1. Чаще грустят
  2. Легче раздражаются

  1. Позднее начинают произносить первые слова, 99% речи понятно к 4,5 годам
  2. Обладают большим словарным запасом в раннем возрасте, 99% речи понятно к 3 годам

  1. Собираются в группки на меньшей площади, часто толпятся
  2. На игровой площадке занимают больше места, во время игры чаще бегают в одиночку

  1. Игры на игровой площадке спокойные, менее активные, более коллективные
  2. Игры активные и энергичные, соревновательные и агрессивные

  1. Играя с кубиками, стремятся строить низкие и длинные конструкции
  2. Играя с кубиками, строят высокие неустойчивые конструкции

  1. Игры связаны с физическим контактом, кувырканием, непрерывным действием
  2. В играх большую часть времени занимают поочередные действия и скрытая конкуренция

  1. Новички встречаются более тепло
  2. Новички в группе игнорируются до тех пор, пока не проявят свою значимость и ценность

  1. Рассказы наполнены возбуждением и действием, чувства жертв игнорируются
  2. В рассказах обращают внимание на человеческую динамику; особое внимание уделяется чувствам жертв

  1. В первую очередь интересуются людьми и их взаимоотношениями
  2. В первую очередь интересуются объектами и вещами

  1. Эмоции выражают словами
  2. Эмоции выражают через действие

  1. Дольше овладевают чтением
  2. Начинают читать раньше и лучше


Ответы

1.           1 – 3;  2 – 5;   3 – 4;   4 – 1;   5 – 2.

Компоненты

1. Когнитивный

2. Эмоциональный

3. Поведенческий

Этапы

  1. Осуществление половой идентификации.
  2. Формирование полоролевых предпочтений в разных сферах деятельности и жизни.
  3. Овладение моделями поведения в соответствии с полоролевыми стандартами.

2.

                                                

3. Задачи полоролевого воспитания дошкольников.

        1. Формирование начальных представлений о семейных отношениях, о мужественности и женственности, а также о социально одобряемых половых ролях, соответствующих возрасту.

        2. Обучение реализации этих представлений в игровых и реальных жизненных ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками обоего пола.

        3. Воспитание у ребенка чувства гордости за свой пол.

        4. Преодоление разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада и формирование дружеских взаимоотношений.

        

4.         Т.А. Репина, В.Е.Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Я.Л. Коломинский,

 А.Г. Хрипкова и др.

5.         Половая роль – это модель поведения,  определяемая общественными нормами и предписаниями, которую человек должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали как мужчину или женщину.

Содержание половых ролей базируется на представлении человека о том, что такое мужественность и женственность.

Маскулинность / фемининность — совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих муж чину от женщины / женщину от мужчины;

Мужественность и женственность – обобщенная характеристика положительных качеств человека как представителя мужского или женского пола.

 

Пол психический – одна из личностных характеристик человека; система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующая представления человека о себе как о представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления.

6.         А – 2,   Б – 3.

7.     Мальчики: 1, 4, 5, 8, 10, 12, 13, 16, 17, 20, 22, 23

        Девочки: 2, 3, 6, 7, 9, 11, 14, 15, 18, 19, 21, 24



Предварительный просмотр:

Определение взаимосвязи между характером предпочитаемых  

занятий и полом ребенка (разработка автора).

Суть данной методики состоит в том, что детям предлагается набор карточек с изображением занятий детей, дифференцированных по полоролевому признаку.

Перед детьми вперемешку раскладываются 5 карточек с изображением занятий, которые преимущественно выполняют мальчики (“ремонт стула”, “ игра с машинками”, “ сражение на саблях”, “ футбол”, “ строительство”) и 5  карточек с изображением занятий,  преимущественно выполняемых девочками (“причесывает куклу”, “готовит обед”, “играет с куклами”, “прыгает на скакалке”, “вышивает, вяжет”).

Индивидуально каждому ребенку предлагается разложить карточки в два ряда по полоролевому признаку и назвать изображенные занятия.

Затем ребенка просят выбрать 3-4 карточки с изображением тех занятий, которыми бы он хотел заниматься, и объяснить, почему.

Результаты исследования заносятся в таблицу.

При анализе полученных данных оценивается:

1. правильность распределения карточек по полоролевому признаку и называния изображенных на карточках занятий.

2. выбор предпочитаемых занятий в зависимости от пола ребенка, присутствие мотивации выбора и умение его объяснить.



Характер предпочитаемых детьми занятий.


Имя ребенка, возраст

Распределение характера занятий по половому

признаку

Привлекательные виды занятий (№ занятия, объяснения)

Непривлекательные виды занятий (№ занятия, объяснения)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-ый

выбор

2-ой

выбор

3-ий

выбор

1-ый

выбор

2-ой

выбор

3-ий

выбор

Сражение на саблях

Собирание цветов

Игра с машинками

Приготовле-ние пищи

Прыганье на скакалках

Строительство

Игра с куклами

Футбол

Ремонт стула

Парикмахер

1

Коля  А..,

5л.10м.

X

O

X

O

O

X

O

X

X

O

3

(люблю играть)

6

(нравится строить)

1

(для мальчиков хорошо уметь защища-ться)

5

(не люблю прыгать)

7

(девчонки играют)

4

(тоже пусть девочки занимаются)

X - занимаются чаще всего мальчики;                                O-занимаются чаще всего девочки.



Сводная таблица результатов.  Характер предпочитаемых детьми занятий

Дата заполнения ___________________________ ДОУ №________________________________ Группа________________________

Имя

ребенка,

возраст

Распределение характера занятий по половому признаку

Привлекательные виды

 занятий

(№ занятия, объяснения)

Непривлекательные виды

 занятий

(№ занятия, объяснения)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-ый

выбор

2-ой

выбор

3-ий

выбор

1-ый

выбор

2-ой

выбор

3-ий

выбор

Сражение на саблях

Собирание цветов

Игра с машинками

Приготовле-ние пищи

Прыганье на скакалках

Строительство

Игра с куклами

Футбол

Ремонт стула

Парикмахер

1



Предварительный просмотр:

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи

Куклы крупные (35—50 см)

5, разные

Куклы средние (25—35 см)

5, разные

Мягкие антропоморфные животные, крупные (35—50 см) и средние (25—35 см)

8, разные

Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15—20 см)

15—20, разные

Звери надувные, крупные

2—3, разные

Игрушки - предметы оперирова ния

Набор чайной посуды (крупной)

2-3

Набор кухонной посуды (крупной)

2-3

Миски (тазики)

3

Молоток (пластмассовый)

1

Набор овощей и фруктов (объемные — муляжи)

1

Комплект постельных принадлежностей для кукол

3

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

2

Тележка-ящик (крупная)

2

Звери и птицы на колесах (каталки — с палочкой или шнурком)

5, разные

Автомобили с открытым верхом (крупные и средние)

5, разные

Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)

2

Конь (или другие животные) на колесах / качалка

1

Телефон

2

Ведерки

5

Маркеры игрового простран ства

Кукольный стол (крупный)

1

Кукольный стул (крупный)

4

Кукольная кровать

2

Кукольный диванчик

1

Шкафчик для кукольного белья

1

Кухонный шкафчик (соразмерный ребенку)

1

Кухонная плита (соразмерная ребенку)

1

Ширма — остов домика

1

Складной остов автобуса (вагончика) с рулем

1

Полифунк циональные материалы

Объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллелепипеды)

6

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Материалы для игры с правилами

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Для игр на ловкость

Шар и воротца (набор)

2

Желоб для прокатывания шаров и тележек

1

Мячи (разного размера)

7

Примерный набор игровых материалов для второй .младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные (35—50 см)

3, разные

Куклы средние (20—30 см)

7, разные

Мягкие антропоморфные животные, крупные

3, разные

Мягкие антропоморфные животные, средние

7, разные

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10—15 см)

15—20, разные

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

1

Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

2

Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи

2-3

Набор солдатиков (среднего размера)

1

Фигурки-человечки (объемные, 10—15 см)

10, разные

Белая шапочка

3

Плащ-накидка

3

Фуражка/бескозырка

3

Каска

2

Набор масок сказочных животных

1

Игрушки -

предметы оперирования

Набор чайной посуды (крупной и средней)

3

Набор кухонной посуды (крупной и средней)

3

Миски (тазики)

2

Ведерки

5

Молоток(пластмассовый)

1

Набор овощей и фруктов (объемные — муляжи)

1

Комплект кукольных постельных принадлежностей

3

Утюг

2

Гладильная доска

1

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

3, разные

Тележка-ящик (крупная)

1

Автомобили с открытым верхом, крупные

2, разные

Автомобили с открытым верхом, средних размеров

5, разные

Пожарная машина, средних размеров

1

Машина «скорой помощи», средних размеров

1

Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров

1

Лодка, средних размеров

2

Самолет, средних размеров

2

Кукольные коляски (складные)

3

Конь (или другие животные) на колесах/качалка

1

Конь на палочке

3

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)

3

Полосатый жезл

1

Бинокль (подзорная труба)

1

Телефон

3

Руль

2

Весы

1

Сумки, корзинки, рюкзачки

7, разные

Маркеры

игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

1

Кукольный стул (крупный)

4

Кукольная кровать

2

Кукольный диванчик

1

Шкафчик для кукольного белья

1

Кухонная плита/шкафчик(соразмерная ребенку)

1

Ширма — остов домика

1

Ширма — остов автобуса (вагончика) с рулем

1

Ширма — прилавок

1

Набор мебели для кукол среднего размера

1

Бензоколонка (крупная)

1

Полифунк-

циональные

материалы

Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, парал лелепипеды)

6

Крупный строительный набор

1

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1 х 1 м)

3

Материалы для игры с правилами

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Для игр

на ловкость

Шар и воротца (набор)

2

Желоб для прокатывания шаров и тележек

1

Мячи (разного размера)

7

Кегли (набор)

1

Настольные игры:

 «Поймай рыбку»

 «Прокати шарик через воротца»

 «Загони шарик в лунку»

1

1

1


Примерный набор игровых материалов для средней группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные

2, разные

Куклы средние

6, разные

Мягкие антропоморфные животные, крупные

2, разные

Мягкие антропоморфные животные, средние

6, разные

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из раз ного материала, мелкие, 7—10 см)

20, разные

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

1

Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

2, разные

Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7—10 см)

10, разные

Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие)

10, разные

Набор солдатиков (средние и мелкие, 7—15 см)

2, разные

Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7—15 см)

2—3, разные

Набор фигурок: семья (7—15 см)

2

Белая шапочка

3

Плащ-накидка

3, разные

Фуражка/бескозырка

3

Каска

2

Набор масок (животные; сказочные персонажи)

2—3, разные

Игрушки — предметы оперирова ния

Набор чайной посуды, крупный

1

Набор чайной посуды, средний

2

Набор кухонной посуды

2

Молоток

1

Комплект кукольных постельных принадлежностей

3

Грузовик, крупный

1

Тележка-ящик, крупная

1

Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров

5—7, разные

Пожарная машина, средних размеров

1

Машина «скорой помощи», средних размеров

1

Подъемный кран, крупный

1

Набор: железная дорога, средних размеров

1

Кораблики, лодки, самолеты, средних размеров

по 1 каждого наименования

Ракета-робот (трансформер), средних размеров

1

Автомобили мелкие

10, разные

Кукольная коляска, средних размеров (складная)

2

Набор медицинских принадлежностей

2

Полосатый жезл

1

Весы

1

Часы

2, разные

Телефон

3

Подзорная труба, бинокль

2

Сумки, корзинки, рюкзачки

5, разные

Маркеры игрового простран ства

Кукольный стол, крупный

1

Кукольная кровать или диванчик, крупный

1

Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная)

1

Набор мебели для кукол среднего размера

2

Скамеечка на колесах со съемным рулем

1

Руль на подставке

1

Штурвал на подставке

1

Универсальная складная рама/ширма — пятистворчатая (30— 50 см высотой)

1

Трехстворчатая ширма/театр (70 см)

1

Кукольный дом (для кукол среднего размера)

1

Бензозаправочная станция-гараж (для мелких автомобилей)

1

Макет «скотный двор» (для фигурок животных средней величины)

1

Ландшафтный макет (коврик)

1

Светофор

1

Тематические строительные наборы:

Город,

замок (крепость),

ферма (зоопарк)

1

1

1

Полифунк циональные материалы

Объемные модули, крупные, разных форм

10

Крупный строительный набор

1

Крупный кнопочный конструктор

1

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Крупные куски ткани (полотно, разного цвета, 1 х 1 м)

5

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

1

Материалы для игры с правилами

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Для игр

на ловкость

Настольная игра «Поймай рыбку»

1

Настольный бильярд, средний («Закати шарик в лунку»)

1

Настольный кегельбан

1

Бирюльки

2

Кегли (набор)

1

Кольцеброс (напольный)

1

Мячи разного размера

7

Для игр

«на удачу»

Настольная игра «лото» (с картами из 6—8 частей)

6—8, разные

Настольная игра «гусек» (с маршрутом до 20—25 остановок, игральным кубиком 1—3 очка)

3, разные


Примерный набор игровых материалов для старшей и подготовительной групп

Материалы для сюжетной игры

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-

персонажи и ролевые атрибуты

Куклы (средние)

5, разные

Мягкие антропоморфные животные ( средние и мелкие)

8—10, разные

Набор кукол: семья (средние)

2

Наручные куклы би-ба-бо

10, разные

Набор персонажей для плоскостного театра

3—4, разные

Наборы мелких фигурок (5—7 см):

 домашние животные

дикие животные

динозавры

сказочные персонажи

фантастические персонажи

солдатики (рыцари, богатыри)

семья

1

1

1

3—4,

разные 2,

разные 3—4,

разные 2

Условные фигурки человечков, мелкие (5—7 см)

10, разные

Белая шапочка

2

Плащ-накидка

5, разные

Фуражка/бескозырка

3

Каска/шлем

2

Корона, кокошник

2—4

Ремень ковбоя

3

Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи)

3—4

Игрушки-

предметы

оперирования

Набор чайной посуды (средний)

2

Набор кухонной посуды (средний)

2

Набор чайной посуды (мелкий)

2

«Приклад» к куклам среднего размера

2

«Приклад» к мелким куклам

2

Набор медицинских принадлежностей

2

Весы

2

Чековая касса

1

Коляска для средних кукол, складная

2

Телефон

3

Часы

2

Бинокль/подзорная труба

2

Грузовик средних размеров

2

Автомобили разного назначения (средних размеров)

5

Корабль, лодка (средних размеров)

2

Самолет, вертолет (средних размеров)

2

Ракета-трансформер (средних размеров)

1

Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.)

10, разные

Набор: военная техника

2—3

Набор: самолеты (мелкие)

1

Набор: корабли(мелкие)

1

 Ракета-робот (трансформер), мелкая

3

Подъемный кран (сборно-разборный, средний)

1

Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механи ческая или электрифицированная)

1

Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, ко рабль

по 1 каждого наименования

Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением

1

Маркеры игрового простран ства

Универсальная складная ширма/рама

1

Стойка с рулем/штурвалом (съемным)

1

Стойка-флагшток

1

Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр)

1

Ландшафтный макет (коврик)

1

Кукольный дом (макет) для средних кукол

1

Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персо нажей)

1

Макет: замок/крепость

1

Тематические строительные наборы (для мелких персонажей):

 город

крестьянское подворье (ферма)

зоопарк

крепость

домик (мелкий, сборно-разборный)

гараж/бензозаправка(сборно-разборная)

 маяк

1

1

1

1

3

1

1

Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта

1

Набор мебели для средних кукол

1

Набор мебели для мелких персонажей

2

Набор мебели «школа» (для мелких персонажей)

1

Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)

10—20, разные

Полифунк циональные материалы

Объемные модули, крупные, разных форм

10

Крупный строительный набор

1

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета,

1 х 1 м)

5

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

1

Материалы для игры с правилами

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Для игр

на ловкость

Летающие колпачки

1

Настольный кегельбан

1

Настольный футбол или хоккей

1

Детский бильярд

1

Бирюльки (набор)

2

Блошки (набор)

2

Кольцеброс настольный

1

Кольцеброс напольный

1

Городки (набор)

1

Кегли (набор)

1

Серсо

1

Мишень с дротиками (набор)

1

Коврик с разметкой для игры в «классики»

1

Мячи, разные

5—7

Для игр «на удачу»

Гусек (с маршрутом до 50 ходов и игральным кубиком на 6 очков)

5, разные

Лото (картиночное, поле до 8—12 частей)

8—10, разные

Лото цифровое

1

Для игр на умственную компетен цию

Домино (с картинками)

2

Домино точечное

1

Шашки

2

Шахматы

1



Предварительный просмотр:

.

Каким должен быть настоящий мужчина

ЦЕЛИ

1. Закрепить представление детей о мужских социальных ролях.

2. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к вы полнению будущей роли.

Воспитатель. Ребята, скажите, что вы заметили необычного в группе? Посмотрите, сколько иллюстраций, картин, фотографий! Что же их все объединяет? Кто изображен на них? На них — мужчины, юноши, мальчики. Я хочу предложить вам сегодня поговорить о насто ящих мужчинах. Хотите? Поудобнее рассаживайтесь. Не хватает стульев?! Интересно, как бы в этой ситуации поступили настоящие мужчины?

Мальчики приносят дополнительные стулья. Ребята, каким вы представляете себе настоящего мужчину? Дети отвечают.

Из ваших ответов я поняла, что настоящий мужчина должен быть сильным, мужественным, смелым, добрым. В любой ситуации най ти выход, помогать слабым.

Теперь посмотрите на эту картину. Кто изображен на ней? Знаете ли вы, как зовут этих богатырей?

Дети. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Воспитатель. В каких русских народных сказках главными героями были богатыри? Назовите эти сказки. Какие подвиги они совершали? Почему всегда побеждали?

Дети отвечают.

Воспитатель. С какими злыми силами приходилось сражаться богатырям? Можно ли богатырей назвать настоящими мужчинами?

Дети отвечают.

Давайте, ребята, поиграем. Устроим литературную викторину. Вы услышите отрывок из рассказа или стихотворения и определите из какого он произведения. Расскажите о поступках главных героев.

Произведения для викторины: Б. Житков «На льдине», 3. Александ рова «Дозор», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово», А. Барто «На заставе», К. Симонов «Сын артиллериста».

Каким был Мальчиш-Кибальчиш? Как звали другого мальчика? Каким он был? Вырастет ли из него настоящий мужчина? Почему вы так считаете?

Дети отвечают.

Девочки, как вы считаете, мальчики нашей группы могут стать настоящими мужчинами? Как вы думаете, что им для этого нужно? Я думаю, все наши мальчики смогут стать настоящими мужчинами. Смотрите, они уже занимаются в секции «Богатырь», на факульта тиве «Самоделкин». Сами могут работать с любыми инструментами, смастерить самолет, катер, машину.

Воспитатель показывает изделия.

А прослушав сегодня еще и пожелания наших девочек, смогут что-то в себе изменить.

Я надеюсь, что вы, мальчики, станете настоящими мужчинами!

Маленькие рыцари

ЦЕЛИ

1. Формировать адекватную полу модель поведения.

2. Учить правильному пониманию роли мужчины в обществе.

3. Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

ПОДГОТОВКА

Чтение рассказов В. Осеевой: «Почему?», «Плохо», «Волшебное слово», «Печенье»; стихов Э. Мошковской «Обида», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Для участия в турнире мальчики разбиваются на две команды, при думывают названия, выбирают капитанов. Девочки выступают в роли судей и зрителей.

ХОД

Под звуки марша входят команды рыцарей, приветствуют собрав шихся и садятся. Ведущий турнира (воспитатель) обращается к детям.

Ведущий. Когда-то, очень давно, проводились турниры — во енные состязания рыцарей. В тяжелых доспехах, верхом на лошади рыцари состязались в быстроте, ловкости, меткости, совершали подвиги во имя прекрасных дам. Мы тоже сегодня проводим турнир вежливости, где слово «рыцарь» используется в переносном смыс ле, а в каком — вы скажете сами

Первый тур «Исторический»

1.Кого называли рыцарями?

2. Кого сейчас называют рыцарями?

3. Чему учили рыцарей? (Верховой езде, фехтованию, владению копьем, охоте.)

4. Какие правила поведения существуют с рыцарских времен? (Снимать шапку, входя в дом; здороваясь, снимать с руки пер чатку.)

Второй тур «Объясни, почему?»

На столе ведущего карточки. Примерный набор картинок:

1.  Мальчик уступает дорогу девочке.

2.  Мальчик уступает место девочке в автобусе.

3.  При выходе из автобуса мужчина подает руку женщине.

4.  Мальчик заступается за девочку.

5.  Мужчина несет тяжести.

Команды должны объяснить, почему надо поступать так или иначе.

Третий тур «Ответь правильно»

Каждая команда показывает, как нужно вести себя в той или иной ситуации (тему дает ведущий)

Судьи и зрители оценивают соответствие правилам вежливости и умение команд придумать интересное решение.

Примерные ситуации:

1. Ты звонишь по телефону своему другу. Трубку берет его мама. Как ты будешь разговаривать?

2. Девочка просит у тебя лыжи, чтобы в воскресенье пойти по кататься в лес. Что ты ответишь, если сам тоже собрался с родителями в воскресенье на лыжах?

3. Дети встречаются друг с другом в разное время дня: утром, днем, вечером. Как они будут приветствовать друг друга?

4.Воспитатель поручил мальчику взять костюмы у музыкально го руководителя. Он вошел, в музыкальный зал и сказал...

Четвертый тур «Творческий»

Ведущий. Раньше рыцари умели сочинять стихи в честь дамы. Вам нужно поздравить маму, бабушку, знакомую девочку, воспи тательницу. Как вы это сделаете?

Пятый тур «Исправь ошибку»

Командам предлагаются ситуации, где описываются поступки де тей, совершивших ошибки в поведении. Надо обнаружить эти ошибки.

1.                

— Сергей, что ты подаришь Насте на день рождения? — спросила мама.

—Да я еще не думал. Надо поискать что-нибудь, что самому не нужно.

2.  

— Павел, что мы подарим сестренке к Новому году?

—Давай, мам, ей подарим футбольный мяч.

3.

К нам в гости пришла тетя Клава. Она дала Денису шоколад ку и апельсин. Денис быстро все съел.

—Что же ты маме ничего не оставил?

—Она этого не любит.

4.

— Ура, мне наконец-то купили собаку!!!

—Поздравляю. А кто ее кормит?

—Мама.

—Кто за ней убирает?

— Мама.

—Что же делаешь ты?

— Я с ней играю.

Шестой тур «Отгадай кроссворд»

1. Благодарность.

2. О каком «волшебном слове» идет речь в произведении В. Осее вой?

3. Приветствие.

4. Какое слово вы говорите, когда уходите из детского сада?

5. Что нужно сказать, если ты обидел человека?

Седьмой тур: танцевальный

Звучит музыка. Мальчики должны подойти к девочке и пригла сить ее на танец.

После танцевального тура девочки (жюри) подводят итоги, на граждают мальчиков сувенирами, сделанными своими руками.


Строители

Конструирование для мальчиков

ЦЕЛИ

1. Учить строительству фасадов разных зданий по чертежам.

2. Планировать предстоящую постройку.

3.  Рассказать о профессиях строителей (маляр-штукатур, камен щик, столяр-плотник).

ОБОРУДОВАНИЕ

Грузовики, строительные материалы (кубики, конструктор), орудия труда строителей из картона (молотки, кисти, валики, кли нья).

ПОДГОТОВКА

Воспитатель проводит несколько прогулок по городу, показыва ет стройки домов. Рассматривание и анализ иллюстраций: с чего начинается строительство, какие нужны материалы, какие работа ют машины, какими инструментами пользуются рабочие. Дети сами вырезают из картона по шаблонам орудия труда.

ХОД

У каждого мальчика грузовая машина, нагруженная строительны ми материалами

Воспитатель. Дети, сегодня я — начальник стройки и хочу вам предложить построить дом. Каждый дом сначала проектируется, рисуется чертеж здания. Делает это архитектор. Давайте рассмотрим чертеж. Найдем фасад здания — переднюю часть. Из какого матери ала построено здание?

Мальчики рассказывают из чего построено здание. Вначале мы с вами привезем строительный материал.

Дети подвозят конструктор к тому месту, где будут строить дом.

Материал на месте. А теперь мы должны объединиться в бригады, так работают все строители.

Дети создают бригады. Считалкой или по желанию детей выбирает ся бригадир.

От бригадира зависит качество постройки. Первыми начинают свою работу каменщики, они закладывают фундамент здания. Чем лучше, будет фундамент, тем прочнее будет здание.                                                                                                                                                                                                                                                

Переходя от бригады к бригаде, воспитатель помогает советом или показом, совершенствует конструкцию постройки, рассматривает чер тежи, подсказывает рациональные способы постройки.

Потом строители возводят стены. Кровельщики кроют крышу. Про должают работу маляры-штукатуры и столяры-плотники.

Мальчики берут орудия труда из картона: клинья, молотки, кис ти, валики. Дети вставляют окна, двери, красят, белят.

После того как дети закончили строительство дома (домов), на чальник стройки принимает дом, дает оценку качества работы. Самым активным строителям даются жетоны.

Мальчики расставляют дорожные знаки, макеты деревьев, кустар ников, «раскладывают» улицы города, выполненные из картона.

Сегодня мы построили дом. Мне очень понравилось, как вы ин тересно играли, помогая друг другу в строительстве. Вот так и взрослые — маляры и плотники, каменщики и кровельщики — работают слаженно, дружно, потому и хорошеет день ото Дня наш город.                                                                                                                                                                                                                                                                  


Мини-конкурс «Модница»

ЦЕЛЬ

Рассказать детям о том, как красиво и модно одеваться.

ОБОРУДОВАНИЕ

Кукла, одетая в соответствии с содержанием стихотворения.

ХОД

Педагог показывает детям куклу, которая одета, как модница На таша, и предлагает послушать о ней стихотворение.

Педагог

У нас Наташа — модница,

 Ей нелегко приходится.                                                                                                                                  

У Наташи каблуки,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Как у взрослых, высоки,

Вот такой вышины,

Вот такой ужины.

Бедняжка! Вот страдалица —

Идет, чуть-чуть не валится.

Малыш с открытым ротиком

Не разберет никак:

Ты клоун или тетенька?

На голове колпак!

Ей кажется, прохожие

С нее не сводят глаз,

А те вздыхают: «Боже мой,

Откуда ты взялась»?

Колпак, пиджак коротенький

И мамино пальто.

Не девочка, не тетенька,

А непонятно кто!

Ты в молодые годы

Не отставай от моды.

Но, следуя за модой,

Себя не изуродуй.

Педагог вместе с детьми рассматривает и обсуждает внешний вид куклы Наташи, задавая наводящие вопросы.

Педагог. Что надела Наташа? Какая обувь у нее на ногах? Что у Наташи на голове? Почему ей неудобно идти? Почему ей не под ходит эта одежда? Как можно охарактеризовать внешний вид Ната ши? Нравится она вам?

После короткого обсуждения педагог предлагает провести для де вочек конкурс «Модница». В этом конкурсе каждой участнице необхо димо пройти перед группой и показать всем детям достоинства своего платьица, куртки, пальто. Походка девочек должна быть красивой, гордой. Остальные дети поддерживают участниц аплодисментами.


В мире загадок

ЦЕЛИ

1. Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.

2. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и де вочек с учетом их интересов.

В конкурсе участвуют две команды мальчики и девочки. Они придумы вают себе названия, оформляют их в виде загадок, выбирают капитанов. Под вальс входит команда девочек, под марш — команда мальчиков

Ведущий (воспитатель) Внимание! Внимание! Сегодня мы про водим конкурс загадок. Он начинается с представления команд.

1-й конкурс «Узнай название команд»

1. Команда девочек (говорят хором)

С неба падают зимою

 И кружатся над землею

 Легкие пушинки. Белые ... (снежинки)

Ответы дают мальчики.

2. Команда мальчиков (говорят хором)  

Погляди на молодцов —

Веселы и бойки,                                                                                                                                                                                                                                                        

Волокут со всех сторон,

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может ... (муравей).

Ответы дают девочки.

2-й конкурс «Из чего же сделаны наши мальчишки? Из чего же сделаны наши девчонки?»

Девочки загадывают загадки мальчикам (о ягодах, конфетах, цветах).

Мальчики загадывают загадки девочкам (о машинах, оружии, самолетах).

3-й конкурс «Узнай меня»

Команды показывают пантомиму. Команда-соперник должна на звать и загадку и отгадку. Задание подготавливают дома.

Девочки

Маленького роста я,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой.)

Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Ведь они сидят друг в дружке,                                                                                                                                                                                                          

А всего одна подружка. (Матрешка.)

Мальчики

Толстый тонкого побьет —

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди.)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

 И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд.)

4-й конкурс «Нарисуй отгадку»

Детям дают бумагу и фломастеры. Ведущий зачитывает загадки, нужно нарисовать отгадки. Побеждает команда, которая сделает это быстрее и лучше.

Стоит в саду кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка )

Три глаза — три приказа,

Красный самый опасный. (Светофор.)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

5-й конкурс «Какое имя лишнее»

Для мальчиков - Ира, Оля, Наташа, Сережа, Катя.

Для девочек - Витя, Виталик, Стасик, Оксана, Артем.

Жюри подводит итоги, награждает участников сувенирами, сде ланными руками детей.


Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком

ЦЕЛИ

1. Развивать у девочек предпосылки женственности, у мальчи ков — мужественности.

2. Воспитывать уважение друг к другу.

ХОД

В музыкальном зале расставлены стульчики, их на три штуки мень ше, чем детей. Ведущий спрашивает, как можно выйти из сложившей ся ситуации. Мальчики предлагают сесть девочкам, а себе приносят дополнительные стульчики. Ведущий оценивает поступок мальчиков.

Ведущий.

Хорошо ли быть мальчиками? Почему? Дети отвечают.

Хорошо ли быть девочками? Почему? Дети отвечают.

                                                                                                                                                                           

Ведущий предлагает детям прочитать стихотворение «Мальчики и девочки».

Мальчик

Из чего только сделаны мальчики?

Из колючек, ракушек,

Из зеленых лягушек —

Вот из этого сделаны мальчики!

Девочка

Из чего только сделаны девочки?!

 Из конфет и пирожных,

 Из сластей всевозможных —

Вот из этого сделаны девочки!

Ведущий. Ребята, как вы думаете, это правда, что девочки сделаны из конфет, а мальчики из лягушек? Почему?

Дети отвечают.

Музыкальная игра «Придумай движение»

Мальчикам и девочкам предлагаются музыкальные фрагменты, под которые они должны придумать характерные музыке движе ния.

Музыка для мальчиков: задорная, ритмичная, звонкая.

Музыка для девочек: мягкая, нежная, плавная.

Музыкальная пауза «Песенка-чудесенка мальчика и девочки»

Детям предлагается спеть любимые песни мальчишек и дев чонок.

Игра «Какое имя лишнее?»

1  конкурс. Кто больше назовет имен: девочки — женских; маль чики — мужских.

2 конкурс. Из нескольких имен выделить лишнее.

Например, Вадим, Никита, Ольга, Вячеслав;

Светлана, Татьяна, Юлия, Дмитрий.

Игра «Каким должен быть настоящий мальчик, какой должна быть настоящая девочка»

Детям предлагают наборы геометрических фигур, дают зада ние придумать: мальчикам — образ девочки; девочкам — образ мальчика. Необходимо из фигур создать силуэты и рассказать, какими же должны быть настоящие мальчики и девочки.

В конце занятия дети дарят друг другу сувениры, сделанные за ранее своими руками, и исполняют песню Ю. Чичкова «Из чего же, из чего же...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика по экологическому воспитанию детей вторая младшая группа.

Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и ра...

Диагностика "Экологическое воспитание" для детей старшего и подготовительного возраста

Представлен модифицированный маатериал по диагностике и анкета для родителей по теме "Экологическое воспитание"...

дИАГНОСТИКА эКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ

Определение уровня экологической воспитанности детей создает завершенность педагогической технологии — истинному педагогу всегда хочется увидеть результат воспитательного процесса, доказательство знач...

Диагностика по экологическому воспитанию детей

выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями. выяснить знания детей о животном мире.выяснить знания детей о приметах осени. выяснить зна...

Мониторинг (диагностика) знаний, умений и навыков по разделу "Экологическое воспитание: мир природы и ребенок"

Отслеживание результатов деятельности проводится на основе критерий, разработанных мной в соответсвии с методическими рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников Каменевой Л.А., Кондратье...

«Экологическое воспитание: диагностика экологических знаний дошкольников 5-6 и 6-7 лет.

Что должны знать и уметь дети старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания...

Педагогическая диагностика по экологическому воспитанию старшей группы дошкольников на 2023-2024 уч.год

Основной целью педагогической работы в ДОУ является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интелл...