Проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Толмачева Татьяна Сергеевна

Совместно с детьми подготовительной группы создание огорода на подогоннике в холодный период времени, уход за рассадой,, за растениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_podgotovitelnaya_gruppa.docx746.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

Воспитатель: Толмачева Т. С.

Содержание

Актуальность проекта…………………………………………….……….3

Цель проекта…………………………………………………………….…3

Задачи проекта…………………………………….…………………….…3

Вид проекта……………………………………………………….………..3

Тип проекта…………………………………………………………....…....3

Целевая аудитория……………………………………………………..…..3

Принципы проекта……...……………………………………………..……3

Методы проекта……………………………………………………….……4

Предполагаемый результат……………………………….......……….…..4

Этапы работы над проектом…………………………………………….....4

Этапы реализации проекта …………………………..…………….………5

Критерии диагностики познавательной и исследовательской деятельности

на начало проекта: (№5 "Золотая рыбка" подготовительная группа)….6

Выводы развития способностей к исследовательской деятельности

детей подготовительной группы №5 «Золотая рыбка»………………….9

Приложение 2…………………………………………………………………11

Приложение 3…………………………………………………………………12

Список литературы……………………………..…………………………..25

Актуальность проекта:

Зимой не хватает ярких летних красок. Поэтому мы с ребятами решили устроить маленький огород на подоконнике в детском саду. Занятие очень приятное особенно зимой, когда зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике хочется отведать свежие дары природы, посмотреть на цвета зелени. Это могут быть: лук, петрушка, укроп, кинза. Поэтому перспективной целью проекта является расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Цель:

обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в холодное время года в комнатных условиях. Создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

Обучающие:

-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;

-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, перец, горох, бобы, цветы);

-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Развивающие:

-Развивать познавательные и творческие способности.

-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Воспитательные:

-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

-Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Вид проекта: краткосрочный (с середины января по середину февраля 2023г.)

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Целевая аудитория: дети 6-7 лет, подготовительной группы, воспитатель, родители.

Интеграция в ходе реализации проекта:

«Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Речевая».

Принципы:

- воспитания: создание положительного эмоционального подъема.

- обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, доступности, природосообразности.

Методы:

- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.

- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.

- практический: посадка семян петрушки, кинзы лука, полив, рыхление почвы.

- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян петрушки, кинзы лука.

Предполагаемый результат:

#1044;ети познакомятся с культурными растениями, многообразием и разнообразие посевного материала и вырастят на подоконнике урожай.

2. С помощью исследовательской работы получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.

3. Опытным путем дети должны будут выявить взаимосвязь-природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

4. С помощью в практической деятельности, дети создадут необходимые условия для роста растений, дневник для фиксации наблюдений за растениями на подоконнике.

5. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы работы над проектом:

1 ЭТАП– подготовительный (1 недели).

-определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности. В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

2 ЭТАП –основной (3 недели).

(или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (изготовление таблицы-указателя с названиями растений датой посадки и первых всходов, беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).

.3 ЭТАП- заключительный (1 недели)

-подводятся итоги, анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей, итоговая беседа. Приготовили овощной салат с выращенной зеленью.

Организационная деятельность.

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.

2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности.

#1057;оставить перспективный план мероприятий.

Таблица 1

Этапы работы

Содержание

Дата

#1055;одготовительный этап

Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.

Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала (семян, земли) художественной и литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике». творческое оформление огорода.

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

2. Основной этап

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. (Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений).

Чтение художественной литературы:

«Зайка огородник»

«Замачивание семян укропа, петрушки, кинзы». (Расширять представление детей об условиях, необходимых для проростания и развития растения (влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.)

Беседа: «Какие бывают овощи».

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

«Посадка кинзы, петрушки, укропа».

(Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.)

Чтение художественной литературы:

«Как Степашка капусту спасал»

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Дидактическая игра «Собери урожай»

«Посадка лука». Экспериментирование: высадка лука 1. в вату, 2. в воду.

Опыты: создание условий для роста лука

#1090;епло, воду, свет. 2. тепло, воду, темноту.

(Закрепить навыки посадки лука

Формировать представление о его выращивании.)

Дидактическая игра: «Один-много».

Отгадывание загадок.

Труд в уголке природы: Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Опыт – наблюдение за ростом лука.

(Показать детям, как вырастает зеленый лучок из луковицы).

Чтение художественной литературы: «Чиполлино».

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами укропа, петрушки, кинзы, за ростом лука. (Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений).

Беседа: «Наши растения».

Дидактическая игра «Культурные и

дикорастущие»

Беседа - наблюдение: «Мир комнатных растений»

(Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской

деятельности: учить размышлять, делать выводы.)

Чтение художественной литературы:

«Чиполлино».

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами лука, укропа, петрушки, кинзы.

(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

Отгадывание загадок.

Труд в уголке природы. Продолжать учить детей создавать благоприятные условия для роста растений. Правильно строить суждения и делать выводы (воды, света, тепла).

Игра-хоровод «Кабачок»

Чтение художественной литературы:

«Чиполлино».

Наблюдение «Растут ли наши растения»

за ростом лука, укропа, петрушки, кинзы.

(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

Подвижная игра «Баба сеяла горох»

Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом лука, кинзы, петрушки.

(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

Упражнение «Удивляемся природе»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

Чтение художественной литературы:

«Вершки и корешки»

Наблюдение «Растут ли наши растения»

за ростом лука, укропа, петрушки, кинзы.

(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

Отгадывание загадок

Труд в уголке природы Продолжать, учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

Игра малой подвижности «Огородник»

Чтение художественной литературы: «Овощи».

Наблюдение «Растут ли наши растения» за ростом лука, кинзы, петрушки, укропом.

(Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.)

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

3. Заключительный:

Выставка оформленного огорода. Оформление фотоотчета о проекте.

Итог проектной деятельности.

Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные условия.

В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растут растения, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда, зеленые перышки лука, а также веточки укропа дети употребляли во время обеда. Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.

Приложение 2

Консультация для родителей.

«Огород на окне».

В наше время самое интересное чудо для детей в холодное время года - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.

В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в тоже самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.

Приложение 3

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)

Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .

Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы

В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)

Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)

«Приглашаем в огород»

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе».

– Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук,

как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.

Помидоры висят,

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

Дидактические игры:

«Что растет в саду, огороде?»

Цель: развивать умение действовать по сигналу быстро; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки ).

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Игра-хоровод «Кабачок»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски).

Подвижные игры:

«Баба сеяла горох»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.

Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)

Ох! Уродился он неплох. (Приседают)

Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)

Мы помчимся — ты постой!

Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.

«Огород»

Цель: Развитие координации движений, умения действовать по команде.

Ход игры: Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород". В огороде у ребят есть морковка и салат, Все для ребят, Все для ребят! Старый дедушка ходил, Он морковку сторожил. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш! ("Дедушка" с палкой ходит в "огороде".) Старый дедушка устал, Сел на травку, задремал. Дедушка спит, Дедушка спит. (Садится, дремлет.) Курочки бегут, бегут И цыплят к себе зовут Морковку щипать, Морковку щипать. (Дети-"курочки" выбегают на носочках.) Дедушка нас услыхал, Всех курочек прогнал. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш!

Игры малой подвижности :

«Огород у нас в порядке»

Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы).

«Огородник»

Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?

- Огородник.

- За чем пришел?

- За репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

По середке толста,

К концу востра, прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:

- Я репа, ау!

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

Сказочная повесть

«Зайка-огородник»

Глава 1. «Как зайка огородным сторожем стал»

Жил да был в одном лесу зайчонок. Друзей у него не было, потому что он всех боялся. Пощиплет травки, съест ягодку и спрячется под куст, чтоб лиса или волк не нашли. Так и жил он, пока не услышал разговор двух девочек, которые пришли в лес за грибами:

– Повадились к нам в огород грызуны, морковку и капусту портят, и другие овощи. Что придумать – не знаем!

– Надо бы вам пугало огородное поставить, чтобы воришек отгонял от грядок!

– Поставили мы пугало, но его ни вороны, ни мыши не боятся!

– Да, подружка, худо вам с бабушкой зимой придется без овощей!

– Вот бы найти нам сторожа для нашего огорода! Мы бы его кормили-поили, не обижали. Да только кто согласится сторожем к нам пойти…

Услышал зайка слова девочек и думает: «Пропаду я здесь в лесу: настанет зима, травки не будет, придется веточки искать, а по следам меня хищные звери сразу найдут! Вот бы мне пойти жить к девочке с ее бабушкой. Стал бы я их огород караулить, от мышей да ворон защищать!»

И побежал зайка за девочками. Девочки по тропинке идут не спеша, грибы несут, а зайка от куста к кусту перебегает, боится их из виду потерять. Так и дошли они до деревни. Девочки простились и пошли в разные стороны, а зайка за той девочкой поскакал, которой сторож огородный нужен был.

Дом девочки стоял на крайней улице, совсем рядом с лесом. Это было замечательно: жить недалеко от родного леса, но в безопасности за высоким забором! Добежал зайчонок и в траву спрятался. Робко перебирался он в высокой траве, пока до гряд с морковкой не добрался. «А вот и огород! — подумал зайка, — Что же мне теперь делать? Ладно, посижу пока, а там видно будет!»

Сидит зайка, по сторонам оглядывается. А морковка так и манит его, так и просит ее попробовать…. Вдруг слышит зайка шорох в картофельных рядах. Робко сделал он несколько прыжков и видит, как хомяки картошку из земли подрывают, да картофелины к себе в нору катят.

— Эй, ребята, что вы делаете? Зачем картошку воруете?

— А ты что нам за указ? Лучше присоединяйся к нам, здесь овощей на всех хватит.

— Не дело это — чужие овощи воровать! Вы их не садили, не поливали!

— Да кто ты такой, что выискался нас учить? — возмутились хомяки.

— А я… я… огородный сторож! — выпалил зайка первое, что пришло на ум.

— Сто-рож? Это тот, кто сторожит? — удивились хомяки.

— Ну, да! Так что ступайте-ка, подобру-поздорову! — и зайка так осмелел, что стал подходить к хомякам все ближе и ближе.

Испугались хомяки, добычу бросили и в нору убежали. А зайка даже не заметил, что в это время бабушка Маруся в огород вышла, чтобы свежего укропа к борщу нарвать, да все видела, как храбро зайка хомяков прогонял. Позвала бабушка внучку и говорит:

— Смотри-ка, Танюша, никак на нашем огороде сторож завелся! Всех хомяков от картошки прогнал!

— Вот молодец, зайчишка! — сказала внучка. — Бабушка, а давай его у нас оставим жить, пусть он в огороде сторожит, а мы его морковкой и капустными листиками кормить станем!

На том и порешили. Сделали бабушка Маруся с Таней зайке домик из огромной тыквы, чтобы он от дождика спрятаться смог, покормили капустными листиками, погладили да ушли домой. А зайка так обрадовался, что его сторожем в огороде жить оставили, что обежал все свои владения, заглянул под все кустики, и лишь потом спрятался в свой чудесный домик. Зайка очень устал за день от переживаний, но уснуть не смог. Он все поглядывал в темноту — не вздумает ли кто ночью в огороде лазить, овощи портить. И только под утро, когда даже ночные птицы прекратили петь свои дивные песни, он уснул глубоким и счастливым сном.

Глава 3. «Как Степашка капусту спасал»

Солнце поднималось все выше и выше. Степашка с гордостью осматривал свои владения. После вкусного сытного завтрака было замечательно прогуляться между огородными грядками. Особенно ему нравилось прогуливаться около грядок с морковью и капустой. Никогда он не мечтал увидеть столько вкусностей в одном месте. Живя в лесу, он радовался сочной траве, цветам с медовым запахом, спелым ягодам да сочным корешкам. А капуста в лесу росла только заячья, это очень мелкое растение по сравнению с белокочанной царицей бабушкиного огорода. Но самым трудным временем для всех зверей в лесу была зима, когда снег накрепко сковывал все съедобные корешочки, трава жухла и чернела, но даже такую траву было не раскопать из-под толстого слоя слежавшегося снега. И теперь бабушкин огород казался сказочным раем для маленького зайчонка.

Так рассуждал зайка, неторопливо гуляя по огороду, как вдруг его внимание привлек странный шумв капусте. «Что это может быть?» — зайка вдруг вспомнил, что он сторож и поспешил на звуки.

Степашка заглядывал под огромные лопухи капусты, но никого не было видно. А странные скребущие и карябающие звуки продолжали доноситься до его чутких длинных ушей. И вдруг он увидел невидимого врага: это были жирные зеленые гусеницы, которые скрывались в капустных листах. Гусеницы так были увлечены поеданием листьев, что совершенно не обращали внимания на зверя, гуляющего рядом. Мало ли, кому вздумается поесть капусты на огороде! Они давно перестали обращать внимание на кошку Люську, играющую между грядами. Она то и дело ловила бабочек, стрекоз и прочих насекомых, но к гусеницам была совершенно равнодушной…

— А ну-ка, прекратите жевать! — закричал Степашка гусеницам.

Гусеницы с любопытством повысовывали головки наружу: с кем это он разговаривает?!

Это я вам, гусеницам, говорю! — как бы прочитав их мысли, выпалил зайка.

Гусеницы так удивились, что перестали жевать и стали выползать повыше, чтобы лучше разглядеть нарушителя их спокойствия. Одна из гусениц, очень важная и колючая дама, решилась заговорить с зайцем:

— Что тебе надо, длинноухий?

— Прекратите поедать чужую капусту и убирайтесь восвояси! — зайка был очень настойчив.

— Чего-чего? — уважаемая гусеница чуть не подавилась листом от такой наглости незнакомого зайца. — А ты кто такой, чтоб указывать нам, что нам делать?

— Я работаю здесь сторожем, охраняю овощи от воров и не позволю вам испортить капустные кочаны! — для убедительности Степашка даже шагнул вперед. Честно признаться, ему были очень неприятны гадкие волосатые гусеницы. Он вообще недолюбливал всякую живность, имеющую много ног!

— Как бы ни так! Наше семейство давным-давно живет на этом огороде! Несколько потомств гусениц вывелось из личинок в этой капусте и считают себя владельцами этих земель! Ни о каких сторожах мы никогда не слышали! — зеленая гусеница даже немного покраснела от крика.

Остальные гусеницы стали ей поддакивать и возмущенно шуметь:

— Откуда взялся этот вредитель? — шептались дамочки в ярко-зеленых нарядах.

— Самые страшные бедствия на огороде — кислотный дождьда страшная отрава из смеси золы и дуста, которой, по легендам предков, посыпают наши заросли каждое лето! — констатировал умник в очках и почесал колючую головку.

— Вот именно! — крикнул рыжий толстый тип, — Мы никогда не слышали ни о каких сторожах! Убирайся сам!

Степашка немного растерялся, но не подавал виду:

— Уходите подобру-поздорову в лес, а то хуже будет!

Гусеницы рассмеялись и, махнув своими короткими лапками на зайца, продолжили свою трапезу. Зайке стало обидно: неужели нет никакого способа справиться с этими вредителями?! Но тут зайку осенила замечательная мысль. Он упрыгал к краю огорода, где росли небольшие кустарнички бузины, и стал собирать небольшие прутики. Гусеницы победно улюлюкали ему вслед, выкрикивали оскорбления, показывали языки и строили рожицы. Но их удивлению не было конца, когда перед ними возник воинственный заяц, вооруженный веником из прутьев.

Степашка стал размахивать веничком над капустой, сметая с капустных листьев мохнатых поедателей. Гусеницы были в панике: они хватались лапами и зубами за листья, скручивались калачиками и падали на землю. Воин Степашка был неумолим. Громко топая, он прыгал между рядами и сметал гусениц с кочанов. Гусеницы тряслись от страха, что заяц раздавит их своими длинными сильными лапами. Они стали падать на землю и прятаться, пока не спрятались все.

Наконец-то Степашка облегченно вздохнул — ни одной гусеницы не было видно на капусте! Но он понимал, что они не ушли с огорода, а только попрятались. И стоит только ему ослабить бдительность, они сразу же возьмутся за старое. Поэтому грозный сторож предупредил всех, кто мог его слышать:

— И лучше вам убраться в соседний лес, я каждый день буду проверять капусту и безжалостно сметать всех гусениц с капустных кочанов. А если и это не поможет — позову на огород садовых птиц, которые любят полакомиться гусеницами! — Степашка, конечно, не был лично знаком с ним. Этим вечером гусеницам было не до сна. Они собрали большое собрание под землей, где важная дама, хромающая на три средних ноги, всхлипывала, вспоминая прежние беспечные времена. Умник в очках призывал всех жителей гусеничного царства оставить эти места навсегда! Многие родственники посчитали это решение мудрым и решили расползтись по другим огородам, другие решили перебраться в ближайший лесок. А те, которые решили остаться, очень пожалели о своем решении, ведь зайка сдержал свое слово и каждый день проверял капустные ряды, пока бабушка Маруся не устроила в капусте «дустовую атаку» на гусениц. такими птицами, но ведь гусеницы этого не знали…

Юлиан Тувим «Овощи»

(Перевод с польского Сергея Михалкова0

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!


ЗАЙКА-ОГОРОДНИК

Раиса Тростьянова

Зайка серенький украдкой
Ночью приходил на грядки.
Грыз морковку и капусту.
Было боязно, но вкусно!

Прибежал однажды – пусто!
Нет морковки! Нет капусты!
Урожай сняла хозяйка,
И ушёл голодным зайка.

Загадки:

1. Сад

Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус На разный вкус.

#1056;едис

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.

#1056;епа

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.

#1063;еснок

Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.

#1057;емя

Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.

#1043;орох

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?

#1052;ак

Голова на ножке,
В голове - горошки.

Стоит в саду кудряшка -
Красная рубашка,
Сердечко непростое.
Что это такое?

Список литературы:

Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.

Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г

Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).

Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....