Проектная работа Лекарственные растения
проект по окружающему миру (старшая группа)

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания, и убеждения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proetnaya_rabota_lekarsvennye_rasteniya.docx43.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                 «Детский сад №4 с.Иглино»                                                                                                                                  муниципального района  Иглинский район                                                                                                                                    Республики Башкортостан

Проектная работа

Тема «Лекарственные растения»

                                                           

                                                                   Воспитатель: Булатова Э.Р.

Введение

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция д-ра биол. наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

Актуальность проекта: Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания, и убеждения.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства дошкольников.
Как показала диагностика, 30% детей старшей группы имеют недостаточный уровень знаний по теме « Лекарственные растения».

Гипотеза: если дошкольники узнают, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

  Вид проекта:  познавательный-исследовательский  среднесрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей  группы, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

 Срок реализации: май-июнь 2020

 Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ « Детский сад №4 с. Иглино». «Ромашка» в старшей группе под руководством воспитателя первой квалификационной категории  Булатовой Э.Р.
Проблема проекта: создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений, формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Цель проекта : изучение лекарственных растений, произрастающих на территории нашего края.

Задачи:
Образовательные
1Расширить  знания дошкольников о названиях целебных, произрастающих на территории нашего села.
2. Закреплять представления детей о том, какую пользу приносят лекарственные растения человеку
3. Формировать навыки исследовательской деятельности (умение экспериментировать, моделировать и т. д.).

4.Обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов
Развивающие:

1. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь, а также умение сравнивать и анализировать.
2. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, человек- это часть природы.

Обеспечение проекта:
1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины…).
2. Материально – техническое (фотоаппарат, компьютер стенды, фонотека, посуда для экспериментирования, «модель растения», «Календарь за наблюдением роста и развития растений».
3. Экспериментальная площадка (грядки с лекарственными растениями, экологический уголок в групповой комнате, экологическая тропа).

Методы проекта: наглядные, словесные, практические.

Содержание проекта:

Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Подбор методической и художественной литературы.

 Создание развивающей среды:

в уголке книги – красочные иллюстрации, энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений.
в игровом уголке – дидактические игры о лекарственных растениях и травах. дидактические игры:
- фитобар – баночки с сухими травами,на коробочках с чаем, наклеены изображения лекарственных растений с их названием

 Изготовление пособий.

 Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

 Разработка бесед,  викторины.

Составление плана мероприятий.


 Проектная идея: создать на участке детского сада небольшой огород лекарственных трав и растений.

 Этапы осуществления проекта:
1. Организационный (май 2020 г.)
- подбор методической литературы, пособий,
- составление  бесед, развлечений, праздников, физкультминуток и т.д.
- тематическое планирование
- подбор музыкального репертуара
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта
- на территории детского сада разбить небольшой огород лекарственных трав.

 2. Реализация проекта (май-июнь).

Работа с детьми.

Беседы:

Беседа с детьми «Что необходимо для роста растений», «Что где растёт, когда цветёт». Цель: обогащать детей знаниями, побуждать в детях желание беречь природу.

Разучивание песен и стихотворений.

Мероприятия: чтение литературных произведений, беседы, занятие, экскурсия, наблюдения, рисование, дидактические игры, развлечение.

1. Чтение литературных произведений.

Чтение отрывков из рассказа "Огород на опушке" А.Стрижева.

Чтение А.Онегова "Тропинка полевая",

Ю.Дмитриева "Кто в лесу живет и что в лесу растет",

Н.Павловой "Загадки цветов",

А.Плешакова "Зеленые страницы" и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

Опыты, эксперименты«Ищем полезные растения», «Где лучше посадить растения?»  Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путём.

Наблюдения «Наблюдаем как растёт подорожник», «Высадка мяты»

Дидактические игры «Узнай по описанию», «Найди, о чём расскажу», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов», «Мама, папа и я – цветочная семья». Цель: уметь находить лекарственное растение по описанию. 1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

 познакомить детей с  лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы  познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я -ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

4.Презентация детских рисунков "Наши зеленые помощники".

Работа с родителями:

Создание совместно с родителями папки «Лекарственные растения»

3. Обобщающий этап (июнь):

- Оформление книжки самоделки «Мое любимое лекарственное растение» (совместно с родителями)
- Оформление гербария «Лекарственные растения и травы нашего поселка»
- Экологическая викторина «Знатоки лечебных трав»
- Проведение итогов мероприятий
- Анкетирование родителей по теме «Лекарственные растения»
- Определение результативности проекта
- Диагностика детей старшей группы по теме «Лекарственные растения нашего края».
- Презентация

Совместная

деятельность педагогов с детьми. Тема.

Работа с детьми. Методы исследования, исследовательская деятельность.

Задачи

Мероприятия по взаимодействию с родителями.

Тема: «Земля и растение»

Цель: Выявить

насколько земля

необходима для

роста растений»

Сбор и рассматривание семян календулы для проращивания

1.Беседа с детьми «Что необходимо для роста растений».

2.Раскрашивание карандашами картинок овощей.

3.П/и «Есть у нас огород».

4. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения».

5.Н.Павловой "Загадки цветов",

Расширение представлений детей о природе, условиях необходимых для роста растений. Дети смогут различать растения по внешнему виду, строению семян.

Привлечение  родителей к сборке семян для посадки.

Консультация для родителей «Приобщайте детей трудиться».

Тема: «Маленькая семечка».

Посадка семян в грунт.

Полив семян.

1.Беседа с детьми «Что может вырасти из семечка если посадить его в почву».

2.Аппликация «цветок2.

Развивать творческое воображение детей.

3.Пластинография клумб,цветов,лекарственных растений

4.Рассматривание альбома лекарственные растения

Прививать навыки заботливого отношения к растениям. Желание о них заботиться.

Цель:

Воспитание у детей основ здорового образа жизни.

Формирование знаний о мире лекарственных растений, их ценности для здоровья человека.

Создание совместно с родителями папки «Лекарственные растения»

3 неделя

Тема: «Наши травы разные на вкус и запах» 

1.Рыхление почвы.

2. Полив семян.

1.Беседа с детьми «Каждая трава имеет свой вкус».

  • 2. Беседа «Что где растёт, когда цветёт».  

3.Д/и. «Угадай по запаху»

4.Сюжетно-ролевая игра «Фитобар».

5.Инсценировка «Огородная хороводная»

Цель: В процессе игры научить детей различать на запах вкус знакомых лекарственных растений.

  • Цель: обогащать детей знаниями, побуждать в детях желание беречь природу.

Развивать творческое воображение детей.

Изготовление масок овощей для инсценировки «Огородная – хороводная»

Совместный труд родителей, и детей обработка почвы.

Консультация для родителей.

4 неделя

Тема:"Эти загадачные лекарственные растения "

1.Полив семян.

2.Уход за растениями

1.Пластинография «Клумба лекарственных растений»

2.Беседа: Целебные свойства травы

3.д/и «Что растет на клумбе», 4. 4.Д/и. «Четвертый лишний»

5.Наблюдение на территории детского сада» Наш верный друг-подорожник».

6. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

закрепить знания о лечебных растениях, упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины; учить передавать впечатление об окружающем мире

Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта;  «Наши друзья-лекарственные травы».

                                             5 неделя

Тема:

«Солнце, воздух и вода».

        

1.Беседа с детьми,

2.Позновательно –исследовательская деятельность» Как попадает вода в стебель».

3.Рассматривание иллюстраций

4.Составление фотоальбома «Лекарственные растения».

5.Показ слайдов» Лекарственные травы».

познакомить детей с необходимыми условиями роста растений, учить устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать любовь к растениям желание ухаживать за ними.

Анкета «Что любит мой ребенок».

Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

                                             6 неделя

Тема:«Как я помогаю на огороде».

1.Полив и уход за растениями.

        

1.Составление рассказа по сюжетным картинкам.

2.Наблюдения за ростом растений с фиксированием результатов с помощью рисунков.

3.Разучивание потешек, пословиц,

поговорок, связанных с лекарственными травами,

4.Чтение А.Плешакова «Зеленые страницы»

.

                                                 7 неделя

учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта, закрепить знания об орудиях сельхоз труда; умение правильно произносить звуки.

Индивидуальные беседы с родителями на тему  здорового питания детей

Папка-передвижка» Использование календулы в народной медецине».

Тема: «целебные свойства волшебных трав».

Аппликация «банка с овощами».

Беседа: «Наши друзья лекарственные растения»

  • Дидактические игры: «Чудесный мешочек».
  • .Настольная игра «Парные картинки», «Цветы».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений

В/к.Цель в игре познакомить детей с тем какие части лекарственных трав используются для лечения.

закрепить знания о овощах, о способах их приготовления; учить проявлять гостеприимство, принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; воспитывать самостоятельность в выполнении задания; продолжать учить аккуратно наклеивать готовые формы на лист бумаги

Фотовыставка: «Лечебные травы».

Беседа за круглым столом «Самый полезный чай

» и их дегустация.

8 неделя

«Однажды хозяйка с базара пришла».

1.Сюжетно-ролевая игра «В магазине цветов»

Беседа о пользе целебных трав и значимость их в жизни людей.

  • 2.Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • 3.Труд в огороде.

Заучивание загадок про цветы

вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передать ее особенности в рисунке.

Оформление фотовыставки на темы:  «Как мы ухаживаем»                                                          

9 неделя

«Огород, как огород, хоть и маленький».

.Подвижная игра «Кто быстрее соберет».

.Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Строение растений»,
  • «Рост и развитие растений»,
  • «Земля, какая она?»,
  • «Вода и росток»,

Прослушивание:В.Моцарт»Цветы».

развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать интерес к подвижным играм с предметами.

Развлечение»В гостях у Айболита».

Сюжетно- ролевая игра «Аптека».

Цель:

Умение детей вз

аимодействовать во время игры, распределять роли

самостоятельно.

10 неделя

Тема;

«Салат, который вырастили сами».        

1.Театрализованная постановка

2.Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об лекарственных травах.

3.Коллективный труд

Рисование «Подорожник».

Вспомнить и закрепить все знания о растениях, полученные во время реализации проекта.

Сборка урожая, дегустация овощей с огорода. Напомнить детям о пользе овощей, провести беседу о правильной обработке их перед употреблением.

Участие в  итоговом мероприятии проекта: «День здоровья».

Ожидаемые результаты:

Для детей: дети получат элементарные представления о пользе лекарственных растений; у детей сформируются представления о взаимосвязи человека и природы; дети смогут применять сформированные знания о лекарственных растениях на практике; бережно относится к растениям, помогающим здоровью человека.

Для воспитателей: Повышение уровня знаний по заявленной теме, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация. Развивающая среда пополнится новым наглядным материалом, дидактическими играми и пособиями.

Для родителей: проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной  с детьми деятельности; повышение уровня знаний о лекарственных растениях, использование их для лечения и оздоровления организма.

Вывод:

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают  нас и в помещении и на улице. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Родители  активно участвовали в  озеленении оформлении участка детского сада.

1.Конспекты ООД

Конспект ООД по рисованию старшей группы «Мать – и – мачеха»

 Задачи: Закреплять умение рисовать методом тычка жёсткой кистью по контуру в рисовании головки цветка и примакиванием всем ворсом мягкой кисти в рисовании стебля. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Изображение мать-и-мачехи; образец воспитателя.

Раздаточный материал - листы, тонированные голубым фоном с тремя кругами.  Жесткая кисть № 6, мягкая № 5, гуашь жёлтая и зелёная.

Предварительная работа: Наблюдение за первоцветами на прогулке.

Ход занятия:

1 часть:

- Какое время года наступило?

- Почему? (стало тепло, тает снег, появляются бабочки, прилетели птицы из тёплых стран)

- И к нам прилетели бабочки, после зимы они хотят попить сладкого нектара из цветов, а какие первые цветы появились у нас? (мать-и-мачеха)

- Давайте нарисуем для наших бабочек эти цветы.

- Что есть у мать-и-мачехи? (желтые головки, зелёный чешуйчатый стебель)

Показ рисования:

- Головки мать-и-мачехи нарисуем кисточкой «попрыгуньей».

- Стебельки примакиванием мягкой кисточкой  всем ворсом к бумаге.

- Можно по желанию дорисовать солнышко.

 Физминутка.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.               Потягивания, руки в стороны.

К солнцу тянутся цветы,

С ними потянись и ты.           Потягивания, руки вверх.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.                Машут, изображая ветер.

Наклоняются  цветочки,

Опускают стебелёчки.          Наклоны.

А потом они встают

И по-прежнему цветут.         Встают, изображая «головки» цветов поднятыми руками.

2 часть: Самостоятельная работа детей.

3 часть: Оценка. Рассматривание  детских работ.

Рассказ о лекарственных свойствах мать-и-мачехи (Многолетнее травянистое растение, очень полезна при кашле, также ею полоскают больное горло, это растение принимают при простуде и гриппе, это связано с тем, что мать и мачеха снижает температуру. А еще отвары мать и мачехи используются при ожогах). -Ребята, а ещё про весну можно сказать, что она зелёная. Ведь именно весной всё начинает зеленеть -появляются на деревьях первые листочки, вылезает первая, зелёная, маленькая, нежная, похожая на шёлк, травка. А ещё, только сойдёт снег, начинают появляться первые цветы, такие цветы называют -первоцветы. Сейчас я покажу вам картинки, где нарисованы цветы с очень интересным названием.(Педагог демонстрирует картинку с мать-мачехой)Такой цветок называется мать-мачеха. Послушайте стихотворение.

Мать-и -мачеха цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочках растут,

Прям из снега и цветут!

Воспитатель.

-Ребята, давайте с вами поиграем. Покажите мне свои пальчики, а теперь зажмите в кулачок. Вот так и наши цветочки-зимой спят, а как только наступит весна, начнёт пригревать солнышко, мать-мачеха распускается. Я буду говорить -зима, вы сожмёте пальчики в кулачок, только скажу -весна, сразу пальчики раскрывайте и по шире растовляйте.

Проводится пальчиковая игра «Распускается цветок».

(Игра проводится 3-4 раза)

Воспитатель.

-Ребята, давайте ещё внимательно рассмотрим картинку, на что похожи цветочки?

Дети.

-На солнышко, звёздочку.

Воспитатель.

-Правильно, ребята, шляпка у мать-мачехи очень похожа на солнышко, такая же кругленькая и жёлтая. А теперь давайте посмотрим, какой стебель у цветка, он похож на чешуйки, совсем скоро из них появятся листочки, и тогда станет понятно почему так прозвали этот цветок. Посмотрите картинку.

(Педагог демонстрирует картинку листьев мать-мачехи)

-Посмотрите, какие у неё листочки -с одной стороны светлые, гладкие, а с другой тёмные, шершавые, поэтому в народе про неё говорят, с одной стороны погладит, как мать, а с другой пожурит, как мачеха.

-Ребята, мать-мачеха- это не только красивый цветок, это ещё полезное растение. Мать-мачеху можно заваривать, как чай и пить, когда болит горлышко и когда кашляем. Посмотрите картинку, какой красивый цвет в бокальчике, где заварили это полезное растение, он золотистый.

(Педагог демонстрирует картинку)

-Ребята, понравился вам цветок? Давайте вспомним, как он называется, громко все вместе скажем -мать-мачеха.

(Дети произносят все вместе, далее педагог спрашивает у каждого ребёнка отдельно)

-Ребята, вы уже большие и знаете, что цветочки рвать нельзя, их можно только рассматривать и любоваться ими, а ещё можно сделать красивую картину и повесить в группе, и сейчас мы с вами попробуем сделать цветочки мать-мачехи из крышечек. Посмотрите сколько у меня их много, только они немного необычные, на крышки я намотала нитки, мы их разукрасим, и они очень станут похожи на цветы мать-мачехи, давайте попробуем?

ООД в старшей группе: «Наши друзья лекарственные растения»

Цели и задачи:

Образовательные:

Продолжать закреплять знания детей о природе.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений.

Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

Закрепить умение выразительно читать стихотворения.

Воспитательные:

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям.

Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающие:

Развивать речь детей, обогащать их словарь.

Развивать связную речь;

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Словарная работа:

«лекарственные растения», «отвар», «настойка», « мази», «фармацевт».

Предварительная  работа:

Беседы на темы: «Лекарственные растения», «Животные и трава»,

Рассматривание иллюстраций,  картин на тему «лекарственные растения».

Чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов

на тему лекарственные растения.

Оборудование:

 фонограмма ( звуки леса ); иллюстрации «Лекарственные

растения», телеграммы, письмо, иллюстрация сороки, лист ватмана, набор

фломастеров  для каждого ребенка, билеты с изображением лекарственных

растений.

Интеграция образовательных областей:

Познание, Коммуникация,

Безопасность, Здоровье, Социализация, Художественное творчество.

Ход занятия:

Вводная часть.

Беседа воспитателя: Человек еще издавна заметил, что животные среди

множества растений выбирают те, которые помогут им излечиться.

Человек начал изучать  эти растения и их свойства. Но человек не всегда шел по

следу зверя, он искал лекарственные растения сам. Люди из поколения в

поколение передавали свои знания друг другу.

Трава  вполне достойна того чтобы мы знали о ней чуть-чуть больше, чем

обычно знаем. Вот и мы совершим путешествие в мир лекарственных растений.

А отправимся  в путешествие мы на  автобусе.

Кондуктор ( ребенок) раздает билеты с изображением лекарственных растений.

Воспитатель (контролер) пропускает ребенка назвавшего растение на билете и

занимает соответствующее место в вагоне.

Звучит фонограмма «звуки природы» (шум леса).

Воспитатель: остановка «лесная поляна».

« Лес, как  сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке , в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить».

Воспитатель:

 Ребята, о каком растении говорят : « Первый цветок ломает

ледок».

Воспитатель:

Почему растение получило такое интересное название . (ответы

детей).

Ребенок читает стихотворение:

«Мать-и-Мачеха».

На проталинке – первый цветок.

Как же он беззащитен и мал!

Резкий ветер его трепал,

Пригибал стебелек к земле,

Леденил в предрассветной мгле.

Но отважный цветок устоял!

Опущусь перед ним на колени,

Прикоснусь к лепесткам рукой-

Сколько мудрости и терпения

В этой капельке золотой!

Воспитатель:

 Какое растение называют зеленым бинтом? (Дети находят

иллюстрацию с подорожником и рассказывают о нем все, что знают. Место

произростания,  употребление в медицинских целях).

Почему подорожник называют «великим путешественником»?  (Ответы детей).

Воспитатель:

отгадайте загадку: «Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел». (Дети

находят иллюстрацию с одуванчиком).

Воспитатель:

 отгадайте загадку: «Белый щит на тысяче листьев, расту на

бугре, помогу в беде»?  (Дети находят иллюстрацию с тысячелистником).

Под музыку появляется сорока с письмом.

Воспитатель:

Ребята, сорока принесла нам письмо и телеграммы, а от кого мы

сейчас узнаем. Начнем наверно с телеграмм, так как они все срочные.

Дорогие ребята! Подскажите, какие лекарственные растения можно

собирать осенью? ( Ответы детей).

От Герды из Снежного Королевства: «Ребята, помогите! Сильно заболел

мой брат  Кай. У него ангина. Он простыл  когда был в гостях у Снежной

Королевы. Расскажите какие растения  помогут ему? Герда.  (Ответы

детей).

У моего сыночка пропал аппетит. Он не ест, не пьет. Что делать? Я так

сильно за него переживаю. Слониха.  (Ответы детей).

Посоветуйте. Какие лекарственные растения помогут мне если у меня

болит желудок?  Незнайка .  (Ответы детей).

«Дорогие ребята, здравствуйте. Пишут вам звери из жаркой  Африки. Не

давно к нам приезжал доктор Айболит. Он оставил  много лекарственных

растений. Но от одного растения мы потеряли  рецепт. Высылаем вам

ребус.  По  первым буквам названия цветов прочитать название

лекарственного растения, от которого мы потеряли рецепт.   И расскажите

при каких заболеваниях его надо применять».  (Ответы детей).

Физминутка «Распускается одуванчик».

Прямо к солнцу, на восток.

Так прекрасны, так тонки («Растут», тянутся к солнышку).

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки).

Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны).

Листик ярок и зелен, (Качают руки).

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад).

Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны).

Даже буря не сломает, (Круговые  вращения).

Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону).

Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок).

Улыбается, звенит, («Фонарики», повертели ладошками).

Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты).

Береги его, малыш!

Воспитатель:

 Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений,

которые вам не известные. Послушайте   стихотворение  и  вы  узнаете   какие  

еще растения можно здесь встретить.

Ребенок читает стихотворение «Что растет?»

На лугу растут ромашка, лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка.

Колокольчик, хвощ как елка.

А еще? Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки,

Еще много  разных травок.

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Воспитатель:

Ребята, мы с вами знаем несколько видов  растений, но есть такая

профессия человека, который знает все лекарственные растения и все о

лекарствах, как называется эта профессия.  (Ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, что получают из лекарственных растений?    (Ответы

детей).

Самая лучшая аптека-это Природа! Но необходимо знать, что лекарственные

растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь.

Ребята, кто напомнит правила при сборе  лекарственных трав

Ответы детей:

-Нельзя рвать много растений.

-Хорошо знать растения и отличать от  ядовитых.

-Нельзя рвать растения  которые занесены в Красную книгу.

-Сушить в тени, а не на солнце.

-Нельзя собирать вблизи дорог.

-После сбора лекарственных трав, надо тщательно вымыть руки.

Предлагаю детям нарисовать на листе ватмана «Поляну здоровья», т.е.

изобразить те лекарственные растения, которые им запомнились.              

Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами много узнали, помогли  животным,

играли. Но растения хотят дать вам наказ, который вы должны помнить, и тогда

природа будет вам благодарна.

Дети читают стихи.

Ты пришел за помощью к природе

Добрым будь и береги ее.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

Простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей!

Воспитатель:

Наше путешествие подошло к концу, прошу вас занять места в

автобусе, мы возвращаемся в детский сад. По возвращении в детский сад

угощаю детей заранее приготовленным напитком «Здоровье», чтобы

восстановить свои силы

2.Беседы:

Беседа «Лекарственные растения»

Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях,

их свойствах.

Задачи:

 Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

 Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе  родного края.

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: Мать-и-мачеха,  подорожник,  ромашка.

Ход беседы:

     Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

-О каком растении идет речь?

Ответы детей.

-  Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы.

ассматривание лекарственного растения: предметная картинка или растение из гербария)

 Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Отгадайте следующую загадку:

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

 О каком лекарственном растении говорится в загадке?

(Демонстрация картинки подорожника или растения из гербария).

Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги –

Листики да лопушки.

Применяй меня от боли,

Зажили раны чтоб твои! »

Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

А этот цветок я думаю знают все из вас.

(Показ растения).

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова).

Рекомендуй меня подружке –

И обе будете здоровы»

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Итог беседы:

-О каких растениях мы с вами говорили?

-Какие это растения?

-А почему их называют лекарственными?

Беседа о лекарственных растениях.

Цель: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований).

Задачи:

Расширить знания о пользе и применении лекарственных 
растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

         Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, хвощ, мать-и-мачеха, ромашка.

2. Засушенные растения, отвары трав.

3. Гербарий «Растения нашего края».

                       Ход беседы: 

(Дети сидят полукругом. Перед ними: доска с картинками 
лекарственных растений. На столах - гербарий.)_

Ведущий колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много  лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.

 (На колобке приколоты растения из гербария. Колобок снимает с себя 
мать-и-мачеху).

КОЛОБОК: Что это за растение?
ДЕТИ: Мать-и-мачеха
КОЛОБОК: а вы знаете, почему оно так называется?
ДЕТИ: у него с одной стороны листочек тёплый - мать, а с другой холодный -  мачеха, как в сказке "Крошечка хаврошечка". Она была злая.
КОЛОБОК: Отчего же эта травка, которая раньше всех появляется?
ДЕТИ: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
КОЛОБОК: припоминаю, её так и называли дедушка с бабушкой: кашель. Верно,  вспомнил.
А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
ДЕТИ: Одуванчик.
КОЛОБОК: а кто знает, как его бабушка с дедушкой называет?
Если дети не знают, колобок объясняет.
"одуван". Дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок 
подсказывает.
КОЛОБОК: А зачем он нужен?
ДЕТИ: Из его цветов варят первое варенье или иначе "майский мёд"
КОЛОБОК: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
ДЕТИ: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
ДЕТИ: Подорожник.
КОЛОБОК: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же  он полезен?
ДЕТИ: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду.  Лучше другую травку вам покажу. Что это?
ДЕТИ: Крапива.
КОЛОБОК: Ой, боюсь ужалит. От неё то какая польза?
ДЕТИ: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
КОЛОБОК: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили  рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А вот это растение похоже на "лошадиный хвост" никто не знает что это?
Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще. Им его  бабушка лечила, когда у него болело горло.
А чем ещё горло поласкают?
ДЕТИ: Ромашкой.
КОЛОБОК: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё  растение, похожие на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у  меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили.?

Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.

Игра "ОДУВАНЧИК"
КОЛОБОК говорит: Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на  поляне растут (дети встают).
-Ветер налетел, стал дуть на одуванчик, (дети раскачивают поднятыми вверх  руками).
-Ветер подул еще сильнее, (дети разбегаются в разные стороны на носочках)
-Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети 
приседают)
-Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают)
можно повторить 2-3 раза.

КОЛОБОК: Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью то зимой,  когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения.  Только собирать их надо правильно:

1.      нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

   2.     нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.  

   3.      после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть   руки, т.к. на руках много пыльцы, грязи.

КОЛОБОК: До свидания, ребята. Не забудьте, про наш разговор, помните о нём  и расскажите родителям.

3.Загадки

Беседа «Лекарственные растения»

Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях,

их свойствах.

Задачи:

 Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

 Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе  родного края.

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: Мать-и-мачеха,  подорожник,  ромашка.

Ход беседы:

     Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

-О каком растении идет речь?

Ответы детей.

-  Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы.

ассматривание лекарственного растения: предметная картинка или растение из гербария)

 Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Отгадайте следующую загадку:

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

 О каком лекарственном растении говорится в загадке?

(Демонстрация картинки подорожника или растения из гербария).

Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги –

Листики да лопушки.

Применяй меня от боли,

Зажили раны чтоб твои! »

Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

А этот цветок я думаю знают все из вас.

(Показ растения).

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова).

Рекомендуй меня подружке –

И обе будете здоровы»

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Итог беседы:

-О каких растениях мы с вами говорили?

-Какие это растения?

-А почему их называют лекарственными?

Беседа о лекарственных растениях.

Цель: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных 
растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.
         

         Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, хвощ, мать-и-мачеха, ромашка.

2. Засушенные растения, отвары трав.

3. Гербарий «Растения нашего края»

                       Ход беседы: 

(Дети сидят полукругом. Перед ними: доска с картинками 
лекарственных растений. На столах - гербарий.)_

Ведущий колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много  лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.

 (На колобке приколоты растения из гербария. Колобок снимает с себя 
мать-и-мачеху).

КОЛОБОК: Что это за растение?
ДЕТИ: Мать-и-мачеха
КОЛОБОК: а вы знаете, почему оно так называется?
ДЕТИ: у него с одной стороны листочек тёплый - мать, а с другой холодный -  мачеха, как в сказке "Крошечка хаврошечка". Она была злая.
КОЛОБОК: Отчего же эта травка, которая раньше всех появляется?
ДЕТИ: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
КОЛОБОК: припоминаю, её так и называли дедушка с бабушкой: кашель. Верно,  вспомнил.
А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
ДЕТИ: Одуванчик.
КОЛОБОК: а кто знает, как его бабушка с дедушкой называет?
Если дети не знают, колобок объясняет.
"одуван". Дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок 
подсказывает.
КОЛОБОК: А зачем он нужен?
ДЕТИ: Из его цветов варят первое варенье или иначе "майский мёд"
КОЛОБОК: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
ДЕТИ: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
ДЕТИ: Подорожник.
КОЛОБОК: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же  он полезен?
ДЕТИ: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду.  Лучше другую травку вам покажу. Что это?
ДЕТИ: Крапива.
КОЛОБОК: Ой, боюсь ужалит. От неё то какая польза?
ДЕТИ: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
КОЛОБОК: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили  рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А вот это растение похоже на "лошадиный хвост" никто не знает что это?
Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще. Им его  бабушка лечила, когда у него болело горло.
А чем ещё горло поласкают?
ДЕТИ: Ромашкой.
КОЛОБОК: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё  растение, похожие на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у  меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили.?

Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.

Игра "ОДУВАНЧИК"
КОЛОБОК говорит: Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на  поляне растут (дети встают).
-Ветер налетел, стал дуть на одуванчик, (дети раскачивают поднятыми вверх  руками).
-Ветер подул еще сильнее, (дети разбегаются в разные стороны на носочках)
-Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети 
приседают)
-Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают)
можно повторить 2-3 раза.

КОЛОБОК: Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью то зимой,  когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения.  Только собирать их надо правильно:

1.      нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

   2.     нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.  

   3.      после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть   руки, т.к. на руках много пыльцы, грязи.

КОЛОБОК: До свидания, ребята. Не забудьте, про наш разговор, помните о нём  и расскажите родителям.

3.загадки

Загадки про лекарственные травы

Травушкина аптека

Ее мы обижаем,

Когда порой срываем,

Решаем, что трава - сорняк,

Не пригодится нам никак -

Такие наши нравы.

Но мы, дружок, не правы!

Спасибо травам и цветам,

Что это всё прощают нам!

Летняя закличка

Лето теплое,

Лето красное!

Солнце доброе,

Солнце ясное!

Соком полнится

Зелена трава,

Собирать, сушить

Уж ее пора!

А вы травушку

Собирайте

Да на зимушку

Припасайте!

От болезни вас

Охранит она,

Вам здоровья даст,

Силушки сполна!

 

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

 

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

 

Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

 

Все со мною борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: "Беда, беда!"

Что в огороде? (Лебеда)

 

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

 

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

 

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

 

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

 

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом... (медуница)

 

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)

 

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

 

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

 

Любит сад и огород,

Вдоль дорог она растет.

Если влажно и тепло,

Хорошеет всем назло!

Ей на радость, вам - беда.

Что в огороде? (Лебеда)

Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века 
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. 
( Женьшень).

Можно применять его при недуге сахарного диабета I и II типа, осложняющих диабет некрозов и трофических язв, гипотрофии, синдром хронической усталости, для восстановления организма.

Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?

4.Дидактические игры 

Дидактическая игра "Узнай растение" - упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

Материал: разные виды лекарственных растений (душица, подорожник, ромашка, зверобой, отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья).

Игра «Картинки – пазлы» - в игре дети развивают мелкую моторику пальцев рук, закрепляют внешний вид лекарственного растения.

Дидактическое упражнение "Определи по запаху(мята, душица и др.) - упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Дидактическая игра «Мемо».

Цель: закрепить знания детей, внешнего вида лекарственных растений; тренировать визуальную память.

Подвижная игра «Пчелы».

Цель: учить детей различать медоносные растения, развивать внимательность, быстроту.

. Подвижная игра «Кто быстрее выложит Ромашку».

Список использованной литературы.

1.Бондаренко Т. М.  Экологические занятия с детьми 6-7 лет  [Текст]: /  

Т. М.  Бондаренко.- Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.

2.Молодова Л. П Игровые экологические занятия с детьми. [Текст]: /   Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001

3. Николаева С. Н.  Юный эколог. Серия в помощь воспитателю и педагогу. [Текст]: /  С. Н. Николаева. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

4.  Николаева С. Н.  Методика экологического воспитания в детском саду. [Текст]: /  С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

5. Плешаков. А. А Зеленая тропинка . [Текст]:/А.А Плешаков. -Москва «Просвещение» 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире лекарственных растений в процессе проектно-исследовательской деятельности

Совместно с детьми средней группы, родителями воспитанников, музыкальным руководителем был разработан и реализован экологический, познавательно-исследовательский, творческий проект «Природные лекари»....

Проектная деятельность в средней группе "Лекарственные растения Воронежского края"

Данная разработка поможет сформировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования в доступной и интересной форме....

Исследовательская работа "Лекарственные растения (моей) малой Родины"

Собрать интересную информацию о лекарственных растения моей (малой) Родины....