"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Надежда Гурьевна Кошкина

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе

«Зимующие птицы

Воспитатель: Кошкина Надежда Гурьевна

Программа: Конспект составлен в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детского сада №29 Петродворцового района Санкт-Петербурга и годовым комплексно-тематическим планированием.

Индивидуальные и возрастные особенности: воспитанники старшей группы (возраст 5 – 6 лет), девочек 10, мальчиков 12

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Основой развития мыслительных способностей в данном возрасте является наглядно-схематическое мышление, начинают развиваться основы логического мышления. Формируются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Интенсивно формируется творческое воображение. Развитие речи идет в направлении развития словаря, грамматической стороны речи, связной речи, ребенку доступен фонематический анализ слова. Ребенок стремится к сохранению позитивной самооценки.

Тема: «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Методы: словесные, наглядные, игровые

Приемы: объяснение, вопросы детям, ответы детей, игры, игры-упражнения, индивидуальный подход.

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровые.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

 Цель: Формирование бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время. Приготовление угощение для зимующих птиц.


Образовательная область:
Социально-коммуникативное развитие. 
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.


Образовательная область:
Познавательное развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий;
- содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.


Образовательная область:
Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.


Образовательная область:
Речевое развитие.
Задачи:
-закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
- развивать внимание, мышление.


Образовательная область:
 Физическое развитие.
Задачи:
- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты);

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, наблюдение за птицами на участке, рассматривание фотографий и картинок «Птицы», «Зимующие птицы»

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; презентация «Зимующиие птицы», нагрудные знаки «Птицы», картинки «Зима», «Жаркие страны», рабочие листы, простые и цветные карандаши, материал для изготовления угощения для птиц – желатин, корм для лесных птиц, формочки, горячая вода.

Форма работы: Беседа, отгадывание загадок, вопросы, работа с рабочими листами, подвижная игра «День и ночь», д\и «Разложи картинки», д\и «Запомни и скажи», мастер-класс «Угощение для птиц»

Ход занятия:

-Ребята, я сегодня получила письмо. Вот, только письмо лежало на снегу, оно промокло, и многие слова невозможно прочитать. Мне нужна ваша помощь. Вы мне поможете? («Недописанное письмо»)

«Дорогие ребята, здравствуйте! Пишут вам зимующие …  . На всю долгую и холодную … мы остались здесь, вместе с вами, в вашем городе … . Мы маленькие и беззащитные, поэтому нам нужна ваша … . Помогите нам перезимовать!»

- Так кто же написал письмо? (Птицы)

-  О чём просят птицы? (помочь перезимовать)

- Ребята, скажите, почему они просят им помочь?

- Как же мы можем помочь птицам?

- Итак, сегодня мы будем говорить о птицах. И я предлагаю вам отправиться   на птичью выставку.

Как зовут нашего первого гостя,  вы узнаете отгадав загадку :

Летом я ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

(Картинка с изображением воробья)

-Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Посмотрите, как он выглядит?

Воробей маленькая, очень подвижная птичка. У него коричневая спинка с широкими полосками. Хвост и крылья у него тёмно-бурые, голова серая, подбородок и горло чёрные, клюв тонкий. Они  строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Зимуют воробьи и в городе, и в деревне рядом с человеком. (В щелях стен, под крышами домов, балконов, на свалках, в заброшенных гнёздах .)   Он питается зерном, семенами, семечками, крошками.  А летом  воробей уничтожает вредных насекомых.

- Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

(Картинка с изображением голубя)

 Голуби – воркуют,очень  доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.

Как голубь воркует? (Гур-гур) Голуби очень любят ягоды рябины, зерна и семена растений, червей и улиток, не прочь отведать овощей и фруктов, а, вот хлеба, которым кормят голубей люди, голубям категорически нельзя.

-Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)

(Картинка с изображением сороки)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.Сороки летают не очень хорошо, перепрыгивают с места на место, ходит небольшими шажками.  Она всеядна, питается ягодами семенами растений, грызунами, насекомыми

Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

(картинка с изображением вороны)

 -А как ворона каркает.

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Ворона ест практически все: насекомых, мелких грызунов, ящерицами, лягушками, мелкими рыбешками, а зимой с удовольствием употребляет в пищу зерна, семена и хлеб.

 - О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

(Картинка с изображением дятла)

- Чем он стучит? И зачем же ему вот так стучать?

У дятлов черная курточка и красная беретка на голове. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.Зимой дятлы питаются  семенами хвойных деревьев.

-Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

( На доске картинка синицы)

Вот посмотрите, какая она? Как мы ее узнаем? А как вы думаете, чем они питаются?

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Зимой синички питаются семенами растений, зернами, ягодами, очень любят несоленое сало. Летом их основная пища – насекомые.

Отгадайте, о ком идёт речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

-  Какую пользу приносит филин?

Красивый ночной хищник. Глаза у филина красно-желтые, они устроены так, что хорошо видят в темноте и ничего не видят при дневном свете. По обеим сторонам головы расположены пучки удлиненных перьев, похожие на уши, но это не уши, просто перья. Днем он спит, а ночью выходит на охоту. Обычно филин охотится на мелких животных (зайцев, тушканчиков, водяных крыс, ежей, хорьков) и птиц (уток, рябчиков, иногда даже ворон) В голодное время филин может напасть даже на лисицу.

- Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

(Картинка с изображением снегиря)

Посмотрите, как он выглядит? Где они живут?

Снегирь – кочующая птичка. У него ярко красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях, клюв чёрный.  Зиму проводят в странствиях, перебираясь поближе к человеческому жилью.  Снегирь по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

- Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему?

Физкультминутка

Игра «День и ночь» - детям раздаются маски птиц (и зимующих и перелетных), после игры маски зимующих птиц дети относят к картинке с изображением зимнего леса, а перелетных – к картинке с изображением жарких стран.

 Ребята, скажите, какую пользу приносят птицы человеку? (ответы детей) Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Им трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. Подумайте, как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей) Кормушка у нас есть.  А чем мы будем угощать птиц? Вы запомнили, чем питаются птицы зимой? (ответы детей)

Посмотрите, здесь есть для вас задание! На этих рабочих листах изображены птицы. Давайте, мы их назовем. (ответы детей) Обведите красным карандашом тех птиц, название которых начинается на «С», а теперь. зеленым карандашом тех птиц, название которых начинается на «В».

А теперь нужно накормить птиц - соединить карандашом птицу с тем, чем она предпочитает питаться.

Ну, теперь вы точно знаете, чем можно накормить зимующих птиц. Я предлагаю вам приготовить вот такое угощение. (показ) Нам понадобится желатин, готовая зерновая смесь для лесных птиц, горячая вода и формочки. Сейчас я смешаю желатин с горячей водой, а потом с зернами. Так как вода горячая, я это сделаю на отдельном столе. Теперь вы ложками выкладывайте готовую смесь в формочки. Теперь формочки нужно отнести в холодное место. Когда желатин застынет, у нас получатся красивые фигурки из зерен, которые мы повесим на деревья, чтобы птицы могли подкрепиться.

А сейчас, давайте поиграем с вами в игру «Запомни и скажи» - я буду вам показывать картинки и называть любое слово, а вы должны эти слова запомнить. Потом я снова буду показывать эти же картинки, а слова будете называть вы.

Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? Что вам понравилось? Что нового вы узнали? Что вы расскажете сегодня дома?

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...