«Зимующие птицы»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 31"
Паспорт
творческо- исследовательского проекта
«Зимующие птицы»
Выполнила:
Смолярская Алена Андреевна.
.
№ | СТРУКТУРА | СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА | |||||||||||||||||||||||||
1 | Тема
| «Зимующие птицы»
| |||||||||||||||||||||||||
2 | Руководитель проекта | Смолярская Алена Андреевна Демидова Кристина Вячеславовна
| |||||||||||||||||||||||||
3
| Участники проекта | педагоги, дети и родители подготовительной группы.
| |||||||||||||||||||||||||
4
| Возраст воспитанников
| 6-7 лет. | |||||||||||||||||||||||||
5
| Особенности типа проекта
| Тип проекта: Творческо- исследовательский. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный.
| |||||||||||||||||||||||||
6
| Цель проекта
| расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
| |||||||||||||||||||||||||
8 | Задачи проекта |
| |||||||||||||||||||||||||
9
| Методы и формы работы.
| • Сбор информации. • Отбор художественной и познавательной литературы. • Подбор иллюстративного материала. • Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей. • Оформление презентации «Зимующие птицы». • Художественно изобразительная деятельность детей. • Развешивание кормушек на территории детского сада. • Презентация проекта. | |||||||||||||||||||||||||
10 | Ожидаемые результаты. | Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц. Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой. Обогащать словарный запас детей. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщать к совместной деятельности родителей.
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. Содержание проекта 1этап – подготовительный
2этап – основной (практический)
Работа с родителями:
3этап – заключительный.
На территории ДОУ было развешано 5 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок. | |||||||||||||||||||||||||||
Приложение 1
Конспект образовательной деятельности по рисованию
«Снегирь на ветке» в старшей группе
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей;
2. Продолжать учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
3. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно - творческие способности;
4. Учить правильно располагать изображение на листе бумаги;
5. Закреплять умение правильно держать кисть; брать краску понемногу, учить смешивать цвета;
6. Воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, доброжелательность, милосердие.
Материалы: Листы бумаги формата ½ А 4, простые карандаши, ластики, гуашь, акварель, кисти, палитры, баночки с водой, фотоиллюстрации или картинки с изображением снегирей, плакат «Зимующие птицы».
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Беседа с детьми.
Воспитатель вывешивает плакат «Зимующие птицы» и задает вопросы:
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Кто зимой прилетает к нашей кормушке? (птицы)
- Как называются одним словом эти птицы? (зимующие)
- Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?)
- Каких зимующих птиц вы знаете? Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены (ворона, воробей, сорока, голубь)
Воспитатель: Есть такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. А чтобы узнать эту птицу отгадайте загадку:
Черный, красногрудый,
Он у нас найдет приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Наше сегодняшнее занятие посвящено самым зимним птицам - снегирям. Название снегирю дано очень удачное. Почти повсюду он становится заметен именно с выпадением снега. Тогда в лесах, по обочинам дорог появляются стайки небольших птиц, особенно заметных благодаря своим красным грудкам. Держатся снегири на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом.
Сегодня мы с вами попробуем изобразить этих птиц на ветке рябины. А для начала давайте поиграем в игру, превратимся в снегирей.
Физкультминутка «Снегири»
1,2,3, все мы птички посмотри.
Вот летали птички, птички — невелички
Все летали и летали, крыльями махали
На дорожку сели зернышек поели
Клю-клю-клю как я зернышки люблю
Перышки почистили, чтобы были чище
Вот так, вот так, чтобы были чище.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как вы ловко превратились в птиц.
2. Изображение снегирей
Воспитатель: Рассмотрим, из чего состоит тело птицы. С помощью какой фигуры можно изобразить туловище птицы? (Овал.) А головку? (Круг.)
Начнем с карандашного наброска: итак, сначала рисуем туловище - овал, затем пририсовываем голову-круг. Не забывайте, как работать простым карандашом. Не надо слишком сильно нажимать на грифель. Набросок должен быть еле заметен.
Теперь подумайте, как вы хотите изобразить крылья. Может быть, они будут прижаты, а может, расправлены, как будто птица собирается взлететь.
Набросок закончен. Можно приступать к работе красками. Посмотрите внимательно, какого цвета у снегирей грудка? (Красная или темно-бордовая.) Какого цвета перышки на спинке? А какого цвета крылья и хвост? (Темно-синего, почти черного.)
После наброска рисунка карандашом проводится гимнастика для пальчиков:
На деревья во дворе
Налетели снегири!
(Дети показывают движениями, как летит птичка.)
Будто яблочек немножко,
Так и взял бы их в ладошки!
(Ладошки с согнутыми пальчиками.)
А яблочки посидели….
(Движения, которые имитируют срывание яблок.)
Пурх! И дальше полетели!
(Дети показывают движениями, как летят птицы.)
Самостоятельная деятельность детей – разукрашивание снегирей.
Воспитатель также напоминает, что кисть нужно тщательно промывать перед тем, как набрать краску другого цвета, отжимать ее, чтобы краска не получилась слишком жидкой. При необходимости, для получения нужного тона, дети используют палитру для смешивания красок.
Следующий этап - оживка, которая выполняется тонким концом кисти белой гуашью, для того чтобы выделить отдельные перья на хвосте и на крыльях. Оживка выполняется после того, как краски на изображениях снегирей подсохнут. В конце рисуют ветку рябины с гроздьями.
3. Итог. Составление рассказа по рисункам.
Воспитатель:
- Какую птицу мы рисовали сегодня? (Снегиря).
- Что делает снегирь на рисунке? (Снегирь сидит на ветке рябины)
- Молодцы, ребята! Теперь в нашей группе появилась целая стая снегирей. Какие они красивые и совсем разные! А давайте расскажем о своих рисунках, немного пофантазируем о том, откуда прилетели снегири к рябине, об их повадках, как они провели день, где устроятся на ночь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель : Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. Вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях. Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период . Задачи: Расширять представление детей о зимующих, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы). Воспитывать желание оказывать помощь живым существам, Побуждать к сохранению природных объектов ближайшего окружения, Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей. развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в ручном труде. Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.
У детей сформируются такие качества как: доброта, сострадание, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, нетерпимость к злу; сформируются самосознание и мировоззрение, нравственно – патриотические позиции, которые проявятся на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине; разовьется социальный и эмоциональный интеллект, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками . Предполагаемый результат:
Художественная литература О какой птице так говорят? Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! (Дятел) О какой птице так говорят? Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! (Дятел) Угадайте, кто это? Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ... (Снегири)
Наблюдение. Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 31"
Мастер – класс «Делаем кормушку вместе с мамой»
Мастер – класс «Делаем кормушку вместе с папой»
Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются). Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях, сделав кормушки. Результат
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....

Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
