Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Зимний лес полон чудес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Козлова Катерина Владимировна

Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zimniy_les_polon_chudes.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

для средней группы

«Зимний лес полон чудес»



 
Цель: Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах зимой.
Задачи:
   
- закрепить знания детей о жизни животных и птиц  зимой: где живут, чем питаются, расширять их знания о повадках лесных жителей;
- устанавливать простейшие причинно – следственные связи о свойствах снега, делать выводы;
- формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать;
 учить детей выражать свою точку зрения.
- развивать любознательность, воображение, память, кругозор.
- продолжать формировать у детей эмоционально – доброжелательное отношение к живым существам;

- воспитывать любовь к природе, интерес к животным, к птицам ,бережное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа: Просмотр мультимедиа – презентация о диких животных и птицах в зимнее время, оформление в группе альбома «Дикие животные», «Птицы»,  беседа о повадках животных зимой, проведение дидактической игры: «Кто где живет?», чтение рассказов о животных и птицах (Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Сова»), рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, зимующими птицами и животными наших лесов, подобрать книги и стихи о животных и птицах.


Ход занятия:
Воспитатель: Дети для хорошего настроения, подарим друг другу улыбку.

Если каждый   улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
Пожелаем всем доброе утро.
Дети : Доброе утро.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года.
Дети : Зима.
Воспитатель: Мне интересно знать, что вы знаете про зиму. А для этого отгадайте мои загадки:
Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
Дети: Мороз.
Воспитатель: Без досок , без топоров
                        Через речку мост готов.
                         Мост как синее стекло_
                         Скользко, весело, светло.
Дети: Лёд.
Воспитатель: Белая птица
                         Над землёю мчится.
                         Воет, пугает-
                          Пути заметает.
Дети: Вьюга.
Воспитатель:  Покружились звёздочки
                          В воздухе немножко,
                          Сели и растаяли
                          На моей ладошке.
Дети: Снежинки.
Воспитатель: Ой, дети посмотрите какая красивая снежинка, к нам в группу залетела. Здесь что-то написано. Снежинка приглашает нас в зимний лес. Вы согласны отправится в зимний лес?

Дети: Согласны.
Воспитатель: В лесу холодно нам надо одеться по теплее.

 
 Игра-Массаж: «Одеваемся теплее».

 Купили нам варежки (гладят руки по очереди)

И конечно валенки (гладят обе ноги одновременно)

Шубу тёплую оденем (поглаживают тело)

Шапку по теплее (поглаживают голову)

И пойдём все вместе

Мы гулять скорее.

Воспитатель: Все одеты, согласны идти в лес?

Воспитатель: Мы сейчас закроем глаза. Я произнесу волшебные слова. И мы окажемся в лесу.
- Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Вот мы и в зимнем лесу.

Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво. Деревьям всем в лесочке зима дала платочки. В шубы белоснежные одела. Снега много намела. А хотите снег потрогать?
Дети: Да.
Воспитатель: Подойдите к сугробу и потрогайте снег.
Опыт со снегом.
Дети подходят к сугробу (в нем тазики со снегом), берут снег в руки и отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Скажите дети, какой снег?
Дети: Холодный, пушистый,  белый, липкий, тает в руке.
Воспитатель: Почему снег тает в руке?
Дети: Рука тёплая ,а снег от тепла тает.
Воспитатель:  Говорят, зимою лес
                        Полон сказочных чудес…
Раздаётся имитация стука дятла по дереву.
Воспитатель: Дети как вы думаете, кто может так стучать в лесу?
Дети: Дятел.
На экране появляется иллюстрация дятел на дереве.
Ребёнок:  Что ты, дятел
                 Тут стучишь?
                  Целый час
                  В дупле осины
                Как привязанный торчишь!
Ребёнок: Я недаром тут стучу:
               Червячков достать хочу.
                Пообедую на славу
                 И осину полечу.  
Воспитатель: Каких ещё птиц мы можем встретить в зимнем лесу?
Дети называют птиц. На экране появляются иллюстрации с изображением названой птицы.
Дети: Воробья, снегиря, синичку, ворону, глухаря.
Воспитатель: Дети какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему их так называют.

Дети : Потому что они не улетели, остались зимовать.
Воспитатель: Птицам тяжело найти себе корм в лесу под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью. Взрослые делают кормушки и насыпают в них корм. Дети скажем птичкам до свидания и отправимся дальше в лес искать чудес. Посмотрите в впереди сугроб. За сугробом кто-то спрятался виден один хвост. Интересно кому он принадлежит?
Дети: Зайчику.
Выпрыгивает ребёнок в шапочке зайчика.
Зайчик:

Я, заяц, расскажу,

Как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел,

Шубку новую надел.

Под кусточком присяду,

Спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает

Зверь меня лесной.

Зайчик прыгает на место.

Воспитатель:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

От бескормицы – кора


Физкультминутка Игра «Лиса и зайцы»
По лесной лужайке - зайки прыгают на полянке
Разбежались зайки
Вот какие зайки,
Зайки побегайки
Сели зайчики в кружок - приседают на корточки и роют лапками
Роют зайки корешок
Вот какие зайки,
Зайки побегайки
Вот бежит лисичка - прибегает лисичка ищет зайчиков
Рыжая сестричка  - бегает между ними, зайцы прячутся,
Ищет где же зайки,

Зайки побегайки – дети прикрываются ладонями.
Вот они! - лисичка находит и ловит зайчиков
Дети убегают.


Воспитатель: Дети, а вот кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Дети: Белка.
Дети: Летом у белки шубка рыжая, а зимой серая.
Воспитатель: Как называется дом белки?
Дети: Дупло.
Воспитатель: Чем питается белочка?
Дети: К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…  Чтоб зимой не голодать.
Воспитатель: А это бродит серый?

Дети: Волк. 

Воспитатель: Волк - это хищное животное, поэтому основная добыча волка - животные. Это могут быть лоси, зайцы, кабаны или другие лесные звери. В зимнюю пору волки живут стаями. Во главе стаи – вожак, самый сильный и умный. Охотятся волки тоже стаей. Шерсть у волка густая, жёсткая, теплая, которая хорошо защищает волка от морозов. Днём волки прячутся в логове, или свернувшись клубочком, дремлют на снегу. Иди, волк, по своим делам, и мы пойдем дальше.
Подойдёмте вон к тому дереву. Кто же спрятался там? Как только отгадаем загадку, так и узнаем.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу краса. Кто же это? 

Дети: Лиса.

Воспитатель: Конечно, это лиса! Тихонько понаблюдаем за ней. Как же лиса приготовилась к зиме? Делает ли лиса запасы на зиму? 
Дети: Нет, не делает.

Воспитатель: Чем она питается?
Дети: Мышами, зайцами.

Воспитатель: Какая шерсть у лисы?
Дети:  Теплая, пышная, ярко – рыжая.

Воспитатель: Где спит лиса?
Дети:  В норе.
Воспитатель: А кого мы не встретили в лесу?
Дети: Медведя
Воспитатель: Почему мы его не встретили?
(Воспитатель подводит детей к импровизированной берлоге, где спит медведь (ребенок).)

Медведь: Медведь в берлоге крепко спит.

И его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил,

Много ел и много пил.

У него зимой одна забота –

Крепко спать и весны ждать.
Воспитатель: Какие ещё животные спят зимой?
Дети: Ёж, барсук, суслик.
Воспитатель: Дети, теперь мы скажем лесу спасибо.

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес,

Он полон сказок и чудес.

Нор звериных, птичьих гнёзд,

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

     Живётся с нами весело всегда!
Воспитатель: Сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в нашей группе.
Воспитатель: Понравилось вам в зимнем лесу? Кого мы встретили? Что больше всего понравилось?






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Весенние чудеса»».

Программное содержание:- формировать знания детей о весеннем времени года;-знакомить с названиями времен года, их последовательностью;-  познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных жи...

Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Зимние развлечения»

Конспект занятия по познавательному развитию(в средней группе)«Зимние развлечения» Разработан воспитателем -  Боровик Яной ИгоревнойЦель: создать условия для познавательного разв...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудеса весеннего леса".

Задачи:1.Обучающие: Закреплять знания о признаках весны; составлять коллективный рассказ по мнемотаблице. Закреплять знания о первоцветах, перелётных и зимующих птицах. О диких животных и их детёнышах...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе c использованием кинезиологических упражнений по теме: «Чудеса маленьких волшебников».

quot;Чудеса  маленьких волшебников»           ( с  использованием   здоровьесберегающей технологии      ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Зимние забавы"

Представлен конспект занятия по теме зимние забавы для дошкольников средней группы....